Водитель не вписан в страховку: каким будет штраф

Содержание
  1. Какая бывает страховка
  2. Можно вписать нового водителя в ограниченный полис ОСАГО?
  3. Для чего нужно вносить водителя в страховой полис?
  4. Зачем нужно вписывать
  5. Как ездить на чужой машине, если не вписан в страховку ОСАГО?
  6. Количество вписываемых людей
  7. Как добавить водителя в полис
  8. Нужна  доверенность на управление автомобилем, если вписан в полис?
  9. Для автовладельца основными документами являются:
  10. Сколько стоит вписать в страховку водителя?
  11. Не вписанный в ОСАГО человек равно управление без страховки — это правда?
  12. Можно не вписывать в полис владельца машины?
  13. Какой штраф, если не включен в страховку?
  14. Страховка без ограничений
  15. Что будет, если полис с ограничением?
  16. Управление ТС не вписанным в страховку в присутствии владельца
  17. Не вписан в ОСАГО, но хозяин сидит пассажиром — есть штраф?
  18. Какое наказание для владельца?
  19. Если водитель при этом пьяный?
  20. Возможна эвакуация ТС, если водитель не вписан в ОСАГО?
  21. Предусмотрена  штрафстоянка?
  22. Сколько раз сотрудники ГИБДД могут оштрафовать за отсутствие полиса?
  23. Сроки на оплату штрафа за не включенного водителя
  24. Когда за не вписанного человека нет наказания
  25. Ответственность при ДТП
  26. А если случится ДТП?
  27. Если не виноват
  28. А если водителя признали потерпевшим?
  29. Если не вписанный виноват
  30. Если вина обоюдная
  31. Порядок регресса
  32. Если не вписанный водитель скрылся с места ДТП
  33. Но есть лазейка!
  34. Последствия при езде без страховки
  35. Штраф 2800 рублей вместо 800 рублей
  36. Можно ли избежать штрафа и как это сделать
  37. Договор о безвозмездном использовании автомобиля
  38. Другие штрафы за езду без страховки
  39. Если речь о полисе Каско?
  40. Можно обжаловать штраф?

Какая бывает страховка

В РФ существует два вида страхового полиса ОСАГО: ограниченный и неограниченный. Их суть содержится в названии. Ограниченная страховка позволяет управлять транспортом только включенным в нее лицам (указанным страхователем) и (или) только в течение сезона, указанного в полисе. Неограниченная страховка не устанавливает такие лимиты.

Если руководствоваться буквой закона, а именно, абзацами первым и вторым части 1 статьи 16 Федерального Законопроекта от 25.07.2012 года. № 40, то: «Владельцы транспортных средств вправе заключать договоры обязательного страхования с учетом ограниченного использования ТС, находящихся в их собственности или владении.

Ограниченным использованием транспортных средств, находящихся в собственности или владении граждан, признаются вождение авто только указанными страхователем водителями и (или) сезонное использование транспортных средств в течение трех и более месяцев в календарном году».

Можно вписать нового водителя в ограниченный полис ОСАГО?

Да, можно. Если в течение срока действия ограниченного полиса возникла необходимость предоставить право управления автомобилем новому лицу и включить его в полис, владельцу транспорта следует обратиться в СК.

Вот что говорится об этом в части 3 статьи 16 Федерального Закона от 25.04.2002 года. № 40–ФЗ: «В период действия договора обязательного страхования, учитывающего ограниченное использование авто, страхователь обязан незамедлительно в письменной форме сообщать страховщику о передаче вождения авто водителям, не указанным в страховом полисе в качестве допущенных к управлению авто, и (или) об увеличении периода его использования сверх периода, указанного в договоре обязательного страхования. При получении такого сообщения страховщик вносит соответствующие изменения в страховой полис ОСАГО. При этом страховщик вправе потребовать уплаты дополнительной страховой премии в соответствии со страховыми тарифами по обязательному страхованию соразмерно увеличению риска».

Для чего нужно вносить водителя в страховой полис?

Напомним, что страховка ОСАГО бывает двух видов:

  1. С ограничениями. Имеется в виду количество водителей, вписанных в полис. Каждый водитель, допущенный к управлению автомобилем, указывается в страховке. Для этого на первом листе есть пять строк, еще несколько в разделе дополнительной информации, но если этого будет недостаточно, можно заключить дополнительное соглашение.
  2. Без ограничений. Любое лицо, управляющее данным ТС, является застрахованным.

Страхование без ограничений на первый взгляд более удобно. Проблема с такой страховкой только одна — его цена. Она значительно выше стоимости страховки с ограничениями. Данный вариант используется в основном в автомобильных компаниях, где служебный транспорт может постоянно менять водителей.

Страховка с ограничениями — наиболее распространенный вариант, к которому привыкло подавляющее большинство водителей в России. Только одно лицо, включенное в действующий полис, считается застрахованным в момент управления.

Еще один момент, косвенно связанный с вписыванием водителя в ОСАГО. Когда отменили обязательное наличие доверенности на упраление авто, аргументировали это наличием информации в полисе «автогражданки». Это означает, что нарушение этих правил может повлечь за собой дополнительные проверки на предмет законности управления этой машиной.

Зачем нужно вписывать

Автомобилистов интересует, можно ли управлять автомобилем, будучи не вписанным в страховку, и какое наказание грозит за отсутствие записи.

В стандартном полисе есть специальные поля, куда нужно ввести данные водителей, допущенных к управлению транспортом. Первым в списке всегда стоит непосредственный владелец. Если кроме него никто не допущен к управлению авто, в остальных полях ставится прочерк.

До 2012 года дополнительные требования относительно включения других имен не предъявлялись. Тогда разрешалось оформить генеральную доверенность, обязательно нотариально заверенную, в которой указывались лица, допущенные к вождению авто. Это было актуально для крупных компаний, где на одну машину приходилось сразу несколько водителей.

Сегодня доверенность утратила актуальность, так как изменения в страховом полисе  позволили полностью ее заменить. И на то есть несколько причин:

  • по новым правилам ответственность каждого из водителей застрахована, то есть компенсацию выплатит страховщик;
  • чем больше людей в полисе, тем дороже обойдется страховка;
  • наемным водителям не нужно беспокоиться об ответственности при аварии, они не должны возмещать ущерб работодателю и потерпевшим, расходы несет страховщик.

Изменения в страховании оказались вполне удобными для владельцев авто и всех водителей, допущенных к управлению. Несмотря на повышение стоимости пропорционально увеличению количества включенных лиц, это все равно относительно доступная услуга. Особенно если речь идет о крупных компаниях.

Как ездить на чужой машине, если не вписан в страховку ОСАГО?

Нужно вписать автолюбителя в полис либо оформить без ограничений. Вторую ситуацию мы уже рассматривали в начале статьи: стоимость такой страховки вряд ли будет актуальна для частного автотранспорта, такую страховку есть смысл использовать только на автопредприятиях.

Вписать нового водителя в действующий полис с ограничениями можно когда угодно. Для этого достаточно обратиться в СК с действующей страховкой, документами (водительским удостоверением) вписываемого гражданина и СТС автомобиля. Водителя вписывают в день обращения.

Количество вписываемых людей

Важно понимать, что за управление ТС водителем, не включенным в страховку, предусмотрена административная ответственность в виде штрафа. Поэтому важно, чтобы имя водителя было в полисе ОСАГО, даже если он не является владельцем автомобиля.

При этом ограничений по количеству людей, вписываемых в ОСАГО, нет. На лицевой стороне формы выделено 5 строк. Именно на них записывается информация об автомобилистах.

Если количество допущенных к управлению превышает 5 человек, используется свободное место с другой стороны документа, где предусмотрено внесение особых отметок.

Бывает и так, что даже этих дополнительных строк не хватает, чтобы перечислить всех автомобилистов. Для решения этой проблемы составляется дополнительное соглашение, которое прикладывается к основному полису.

Штраф может быть наложен на водителя только  если его имя не указано в страховке или дополнительном соглашении.

Как добавить водителя в полис

Во избежание возможных штрафов рекомендуется вписывать в полис каждого водителя, который будет за рулем автотранспорта. Это можно сделать при оформлении нового полиса, а также при обновлении действующей страховки.

Как добавить драйвер в свою политику
Как добавить драйвер в свою политику

Процедура довольно простая и выглядит следующим образом:

  1. Владелец авто или доверенное лицо (с доверенностью от хозяина) идет в отделение СК.
  2. Клиент заполняет специальное заявление, необходимое для внесения поправок в страховой полис.
  3. Страховщик рассчитывает, сколько денег необходимо заплатить, чтобы добавить в страховку нового водителя.
  4. При расчете учитывается стаж вождения, историю ДТП и т. д. Водители, которые не нарушают и не попадают в ДТП, имея при этом достаточно солидный стаж, могут быть вписаны бесплатно.
  5. Указанная сумма оплачивается через кассу.
  6. Водитель получает квитанцию ​​и сохраняет ее у себя.
  7. Сотрудник СК вносит изменения в дополнительные листы документа или выписывает новый бланк.
  8. На полисе ставится печать, подтверждающая внесенных поправок.

Для проведения данной процедуры заявителю потребуется действующий полис, который будет корректироваться, паспорт и права водителя, вписываемого в ОСАГО. Никаких дополнительных бумаг не требуется.

Соответствующий бланк заявки можно скачать заранее через официальный сайт СК, заполнить его дома и приехать уже полностью подготовленным.

Нужна  доверенность на управление автомобилем, если вписан в полис?

Для автовладельца основными документами являются:

  • водительское удостоверение;
  • регистрационные документы на автомобиль;
  • страховка.

Если автовладелец решил передать право на управление автомобилем другому гражданину и даже позаботился об этом заранее, вписав его полис , доверенность ему не понадобится, так как это правило отменено с 24 ноября 2012 года.

Доверенность придется оформлять, чтобы этот человек имел право:

  • проходить техосмотр и продлевать страховку;
  • самостоятельно забирать машину с автостоянки;
  • продавать автомобиль;
  • выезжать за пределы РФ;
  • ставить или снимать машину с учета.

В перечисленных ситуациях доверенность потребуется, даже если водитель включен в ОСАГО или страховка неограниченная.

Но чем грозит, если автомобилист управляет машиной без доверенности? На сегодняшний день ничего, если он вписан в действующий страховой полис.

Рекомендуется своевременно проверять свою страховку и не допускать за руль своего авто посторонних.

Сколько стоит вписать в страховку водителя?

Стоимость процедуры напрямую зависит от начальной стоимости полиса.

Если коэффициенты вносимого автолюбителя делают общую стоимость полиса ниже, чем коэффициенты уже внесенных водителей, его вписывают в полис. Если же потенциальная стоимость ОСАГО для вносимого лица должна быть больше, чем уже заплачено, то придется погасить разницу.

Стоимость складывается из базовой ставки и повышающих/понижающих коэффициентов. Основные параметры, влияющие на ОСАГО — это возраст и стаж водителя.

Возраст/Стаж

0 лет

1 год

2 года

3–4 года

5–6 лет

7–9 лет

10–14 лет

Более 14 лет

16–21 год

1,87

1,87

1,87

1,66

1,66

22–24 года

1,77

1,77

1,77

1,04

1,04

1,04

25–29 лет

1,77

1,69

1,63

1,04

1,04

1,04

1,01

30–34 года

1,63

1,63

1,63

1,04

1,04

1,01

0,96

0,96

35–39 лет 

1,63

1,63

1,63

0,99

0,96

0,96

0,96

0,96

40–49 лет

1,63

1,63

1,63

0,96

0,96

0,96

0,96

0,96

Старше 50 лет

1,63

1,63

1,63

0,96

0,96

0,96

0,96

0,96

Масса других параметров — региональный, коэффициенты мощности и пр. — в данном случае не имеют значения, потому что речь идет об одной и той же машине.

Два простых примера для лучшего понимания:

  1. ОСАГО было оформлено молодому парню с минимальным опытом, за полис заплатили максимальную цену. Позже было решено вписать в полис отца (владельца авто), водителя с большим стажем. Это можно сделать бесплатно.
  2. Полис был оформлен на отца с большим стажем вождения, а позже было решено включить в страховку сына, имеющего небольшой опыт. Для этого придется доплатить СК разницу между стоимостью полиса для сына и суммой, ранее заплаченной за действующий полис.

У водителей часто возникают вопросы, в какую СК лучше обратиться, чтобы вписать в полис нового автолюбителя: РГС, Альфастрахование, Ренессанс, Zetta, Тинькофф, Согласие. Разницы нет. Тарифы регулируются государством и в любой организации стоимость будет одинаковой.

Не вписанный в ОСАГО человек равно управление без страховки — это правда?

Нет. Это совершенно разные правонарушения и наказываются они разными административными нормами.

Помимо штрафа за не вписанного водителя, в Кодексе об административных правонарушениях есть еще один штраф, касающийся страхования — если страховка на данный автомобиль отсутствует вовсе. Какой штраф будет в ​​этом случае? Штраф немного больше —800 рублей (по ч. 2 ст. 12.37 КоАП).

Можно не вписывать в полис владельца машины?

Да. В страховании «автогражданки» есть 4 соответствующих термина:

  • хозяин автомобиля — человек, которому принадлежит машина;
  • владелец — тот, кому передано доверительное право владения авто (включая управление);
  • водитель — человек, который управляет автомобилем в данный момент;
  • страхователь — гражданин, приобретающие страховой полис.

В законодательстве 2021 года не говорится, что собственник обязательно должен быть страхователем или допущенным водителем. Также у автовладельца может вообще не быть водительских прав, а значит, вписать его в полис будет невозможно.

Какой штраф, если не включен в страховку?

При нарушении правила последуют штрафы. Рассмотрим несколько типичных ситуаций.

Страховка без ограничений

Этот вид страхования распространяется на всех водителей, управляющих данным автомобилем. Отсутствие конкретной фамилии в полисе нарушением не будет.

Управление служебным транспортом должно сопровождаться соответствующей документацией (маршрутными листами и т. д.). ОСАГО не отменяет и не заменяет эти обязательства.

Что будет, если полис с ограничением?

Классический случай нарушения. Факт управления чужой машиной без страховки зафиксирован, нужной записи нет. Приравнивается к отсутствию ОСАГО, а значит, применяется часть 2 статьи 12.37 КоАП РФ — штраф 800 рублей.

В редких ситуациях и скорее из-за неопытности сотрудника ГИБДД может применяться первая часть той же статьи. В таких случаях будет наложен штраф в размере 500 рублей.

Все просто, если управление автомобилем осуществляется без присутствия владельца в салоне. В иначе  часто возникает путаница.

Управление ТС не вписанным в страховку в присутствии владельца

Есть разница в ситуациях, когда вписанный в полис автовладелец находится в той же машине, которой управляет человек без полиса? Ответ один: разницы нет.

Нарушением является факт управления ТС без страховки, а он не зависит от присутствия или отсутствия страхователя, если управляет не оно. Так же передача руля автолюбителю, не включенному в страховку, не является правонарушением. Только водитель должен быть оштрафован.

Не исключаются случаи, когда сотрудник ГИБДД, обнаружив владельца, выставляет штраф и ему. В случае не вписанного в полис водителя (но при наличии самого полиса) это незаконно. Грамотный автоюрист докажет несостоятельность выставленных штрафов и отменит их.

Другой вопрос, если ОСАГО на машину вообще не оформлялось. В этом случае владелец автомобиля, находящийся в салоне, может быть оштрафован сотрудником ГИБДД на 800 рублей на основании части 2 статьи 12.37 КоАП за «Неисполнение владельцем транспортного средства установленной законодательством обязанности по страхованию своей гражданской ответственности…».

Кстати, рассматриваемые ситуации не предполагают случаев ДТП. При аварии, а также нарушении других правил штрафы будут зависеть от возможных последствий происшествия.

Не вписан в ОСАГО, но хозяин сидит пассажиром — есть штраф?

Да, штраф  есть. Согласно ч. 1 ст. 12.37 КоАП, на водителя накладывается штраф в размере 500 рублей, если он управляет автомобилем, не вписан в полис и при этом сама страховка не допускает ограниченный круг людей к управлению , а только вписанный в соответствующей таблице на лицевой стороне.

Но что делать, если включенный водитель машины сидит рядом? Чтобы ответить на этот вопрос, приведем полную трактовку наказания:

Управление машиной … с нарушением условия управления этого авто, предусмотренного данным страховым полисом, только водителями, указанными в страховом полисе, влечет наложение административного штрафа в размере пятисот рублей.

Как видим, никаких упоминаний о том, что владелец автомобиля сидит на пассажирском кресле, нет. Законодательство говорит только об управлении таким ТС.

Сотрудник ГИБДД все равно выпишет штраф (даже при соблюдении всех перечисленных ниже условий):

  • если рядом находится просто вписанный водитель, который имеет полное право управлять этой же машиной;
  • если рядом сидит хозяин автомобиля по ПТС, свидетельству о регистрации и т. д.;
  • если гражданин включен в ОСАГО, но срок действия договора истек.

Таким образом, за не вписанного в страховку водителя за рулем штраф составляет 500 рублей (по ч. 1 ст. 12.37 КоАП) вне зависимости от того, кто сидит рядом.

Какое наказание для владельца?

Никакого. Передача управления влечет за собой штрафов при действии в отношении лица, находящегося в нетрезвом состоянии, водителя без права управления автомобилем, без водительского удостоверения и в ряде других случаев.

Но передача руля водителю, не вписанному в ОСАГО, не предполагает наказания для автовладельца в 2021 году, даже если он сидит рядом и допускает такое нарушение.

Владелец машины сидит пассажиром - штраф

Если водитель при этом пьяный?

Здесь никаких более строгих наказаний, именно  если человек не вписан в полис, не подействует. Но будет два отдельных наказания за два независимых друг от друга нарушения:

  • штраф в размере 500 рублей за то, что лицо не включено в ОСАГО;
  • лишение прав на 1,5–2 года и еще один штраф ГИБДД в размере 30 тысяч рублей за состояние опьянения.

Возможна эвакуация ТС, если водитель не вписан в ОСАГО?

Нет, это наказание не предполагает задержание транспорта. За езду без включения нового водителя в полис сотрудники ГИБДД  не могу и отстранить от управления автомобилем. Однако, только в случаях отсутствия ДТП, а также если не нарушены другие ПДД и указы.

Предусмотрена  штрафстоянка?

Нет. Эвакуация автомобиля на штрафстоянку также регламентирована соответствующей статьей КоАП (27.13).

За езду за рулем не вписанного в страховку водителя предполагается только назначение штрафа инспектором ГИБДД. На штрафстоянку машина не отправляется.

Сколько раз сотрудники ГИБДД могут оштрафовать за отсутствие полиса?

Иногда можно слышать, что дважды заодно правонарушение не штрафуют. Кроме того, это законодательно закреплено в части 5 статьи 4.1 КоАП, которая не распространяется при отсутствии ОСАГО.

Вождение без страховки запрещено, и любое перемещение, в том числе после оформленного штрафа, будет считаться новым нарушением, а это значит, что может быть применен новый штраф. Количество таких штрафов не ограничено.

Сроки на оплату штрафа за не включенного водителя

Оплатить штраф можно любым удобным способом, в том числе по безналичному расчету, через интернет и т. д.

Какой срок дается на уплату штрафа на управление автомобилем водителем, не вписанным в страховку? Сумма штрафа должна быть выплачена полностью не позднее, чем через два месяца после фиксации факта нарушения ПДД.

Но есть некоторые уточнения:

  • возможна уплата штрафа в половинном размере в течение первых двадцати дней;
  • допускается предоставление отсрочки платежа, но для этого требуется дополнительное оформление; возможна отсрочка платежа до трех месяцев.

Когда за не вписанного человека нет наказания

Статья 4 Федерального Закона № 40 отдельно устанавливает исключения, когда наличие полиса страхования является необязательно:

  1. Если на транспорт оформлена «Зеленая карта» — международная страховка.
  2. Если автомобиль переоформляется на нового владельца — дается 10 дней с момента, как его купили, для оформления ОСАГО.
  3. Если речь идет о специфичной технике: военная (зарегистрированная в МО РФ, но не используемая для хозяйственных нужд), гусеничная, санная или другая неколесная техника, техника, не предназначенная для движения по дорогам общего пользования, ТС, чья максимальная скорость не превышает 20 км/ч и т. д.

Освобождение от ответственности также может произойти и на основании пункта 3 части 1 статьи 24.5 КоАП — в случае крайней необходимости. То есть правило пришлось нарушить по причинам такой необходимости, которая разъясняется в статье 2.7 того же Кодекса.

К крайней необходимости отнесено условие, при котором нарушение норм КоАП РФ помогло предупредить правонарушение или последствия более негативного характера. Например, водителю, имеющему ОСАГО, стало плохо и от управления автомобилем другим гражданином без страховки зависела жизнь автовладельца.

Ответственность при ДТП

Совершенно иная ответственность ждет виновника ДТП, не вписанного в страховку. При обычной поимке водителя за рулем автомобиля без внесения информации о нем в полис предусмотрен штраф 500 рублей. Это немного, но все же не стоит нарушать правила.

Важно понимать, что в любой момент этот водитель может стать виновником аварии. Чаще всего именно виновник ДТП выплачивает компенсацию пострадавшей стороне. Бывают случаи, когда СК покрывает ущерб. Но потом подает в суд, требуя компенсации своих финансовых потерь. То есть водителю все равно придется платить из своего кошелька.

Многое зависит и от серьезности повреждений. Пострадавшие имеют право потребовать больше денег, чем максимальная сумма, которую можно получить по договору ОСАГО. Если водитель не может заплатить эту сумму, применяются жесткие меры в виде удержания доходов или изъятия его личного имущества.

Ситуация выглядит несколько иначе, когда водитель не включен, но становится пострадавшей стороной в ДТП. Тогда предусматривается выплата штрафа в связи с тем, что используется ограниченный вид страхового полиса. В этом случае ущерб все равно возмещается в полном объеме.

А если случится ДТП?

Все зависит от наличия виновности в аварии водителя, не вписанного в страховку.

Если человек  за рулем не допущено по полису к управлению автомобилем, то европротокол в этой ситуации оформлять нельзя. Гражданская ответственность владельца не застрахована, так как по законодательству владельцем является именно управляющий авто (понятия владельца и собственник в законодательстве различаются).

Если не виноват

Здесь потерпевшим (выгодоприобретателем) по ОСАГО будет признан только собственник автомобиля. Водитель, не вписанный в страховку, получит штраф от прибывших на место ДТП сотрудников ГИБДД.

А если водителя признали потерпевшим?

Тогда водителю, не вписанному в страховку, ничего не будет. Кроме того, это никоим образом не влияет на получение страхового возмещения. Не надо забывать, что ОСАГО — это страхование автогражданской ответственности водителя. Именно ответственности, а не имущества.

Поэтому здесь главное, чтобы у виновника аварии был действующий страховой полис. То есть полис потерпевшего здесь не играет роли, как и то, что водитель, который управлял авто, не вписан в страховку.

Единственная тонкость здесь заключается в том, что прибывшие на место сотрудники ГИБДД наложат штраф за это не вписанному, поскольку нарушение все же есть.

Если не вписанный виноват

Тогда платить придется не включенному водителю. Но не непосредственному пострадавшему в порядке выплаты из собственного кармана, а СК автовладельца, которая выставит регрессное требование.

Подпункт «д» пункта 1 статьи 14 Федерального Законодательства «Об ОСАГО» предусматривает возможность обжалования, если лицо не включено в действующий полис. В общих чертах происходит это следующим образом:

  1. При ДТП выясняется, что виновный водитель не вписан в ОСАГО (вне зависимости от того, сидит рядом хозяин автомобиля или нет).
  2. Потерпевший требует компенсации от СК правонарушителя.
  3. Страховая организация возмещает потерпевшему ущерб.
  4. СК предъявляет регрессное требование виновному лицу.

Если вина обоюдная

Прокладка двух пилотов: в обычном полноценном и в незарегистрированном ОСАГО

При обоюдной вине, если ни один из участников не обратился в суд для установления степени виновности, доля вины распределяется поровну. Если, например, участников аварии только двое, то вина каждого — 50 %. Если трое — то 33,(3) %.

Если один из участников происшествия не согласен со степенью виновности, то ему следует обратиться в суд для установления степени вины.

В таких ситуациях выплата компенсации осуществляется соразмерно доли вины. Например, если в ДТП двух виновников вина первого составляет 30 %, а второго — 70 %, то СК возмещает первому 70 % от ущерба, рассчитанного по единой методике (ведь он невиновен именно на 70 %), а второму — 30 %.

Но есть нюанс — один из участников происшествия не вписан в ОСАГО. В этом случае никаких сложных расчетов нет. Здесь также происходит регресс к не включенному водителю в той доле, в которой рассчитана вина.

То есть, если из приведенного выше примера у первого водителя не было полиса, с него взыщут 30 % от ущерба, нанесенного второму автомобилю. Если еще проще, то сколько страховая компания выплатит или компенсирует ремонтом второму, столько и потребует с первого.

Порядок регресса

Страховщик имеет право в течение 3 лет выставить регресс (стандартный срок исковой давности в соответствии с Гражданским кодексом РФ). Это значит, что если СК долго «молчит», то расслабляться еще рано. Трехлетний период начинается с даты, когда страховая компания узнала о наличии у нее права регресса, то есть с даты возмещения ущерба.

На практике порядок выглядит следующим образом:

  1. Происходит дорожно-транспортное происшествие, в котором один из участников не вписан в страховку и признан судом или ГИБДД виновным в происшествии.
  2. Участники оформляют ДТП с сотрудниками ГИБДД или самостоятельно, заполнив европротокол.
  3. Потерпевшая сторона обращается за компенсацией.
  4. СК возмещает потерпевшему ущерб, причиненный водителем, не вписанным в ОСАГО.
  5. Позже правонарушителю приходит письмо по адресу регистрации с досудебным  требованием в добровольном порядке выплатить страховой компании указанную сумму указанную на основании части 1 статьи 14 Федерального Закона «Об ОСАГО».
  6. Лицо возмещает выплаченную сумму либо добровольно, либо в судебном порядке; если дело рассматривается в суде, то сумма увеличивается на дополнительные расходы СК: юридическая помощь, оплата госпошлины, почтовые расходы и пр.

Если не вписанный водитель скрылся с места ДТП

Ситуация, когда водитель, не включенный в полис, скрылся с места аварии, неизвестна

Здесь речь идет именно о тех ситуациях, когда виновник не просто скрылся, а неизвестен. И в этом случае ситуация для автовладельца может сложиться не лучшим образом: согласно судебной практике, возмещение ущерба может быть взыскано со СК виновного. Хотя для этого должен быть известен автомобиль: его госномер и доказано наличие самой аварии как события.

По закоодательству в таких случаях потерпевший обращается с иском в суд на хозяина. Но собственник в соответчики может призвать страховую компанию, так как его ответственность застрахована. Тогда ущерб возместит СК. Надо учесть, что в следующем страховом периоде для хозяина авто страховка подорожает.

Но есть лазейка!

В условиях нашей статьи виновный водитель не включен в полис, но хозяин-то сидит рядом. По сути, второму ничего не мешает сесть за руль, а значит, регресса не будет.

Также в этом случае появляется возможность оформить европейский протокол, а значит, такой лайфхак подойдет, даже если хозяин сидит на пассажирском кресле, а не за рулем, потому что не может ехать, если, например, он пьяный, у него нет с собой водительских прав.

Но надо учесть, что регрессное требование будет уже направлено хозяину машины в следующих ситуациях:

  • срок действия страховки истек;
  • проезжающий мимо наряд ГИБДД неожиданно остановится, проверит хозяина надлежащим регламентированным способом и установит состояние алкогольного опьянения, либо тот откажется от медицинского освидетельствования;
  • у автовладельца просрочились права или их нет;
  • если водитель скрылся с места аварии и др.

Между тем, есть и препятствие: если потерпевший или свидетели аварии предоставят видеозапись, на которой будет хорошо видно, что автомобилем управлял не хозяин, то как водителя оформят не вписанного водителя. Причем, если это выяснится после страхового возмещения, то образуется состав мошенничества, а это уголовная статья.

Последствия при езде без страховки

Помимо наложения штрафа на лицо, управляющее техникой, хозяин транспортного средства может понести дополнительные финансовые расходы. Если хозяина автомобиля рядом нет, инспектор ГИБДД имеет право:

  • составить административный протокол о выявленном нарушении;
  • выписать штраф водителю авто без страховки;
  • отстранить водителя от управления автомобилем;
  • отправить ТС на штрафстоянку.

В результате автомобиль эвакуируется на специальную стоянку. После оплаты штрафа автовладелец может его забрать. Транспортировку машины можно избежать только  если гражданин, указанный в страховке, прибудет на место нарушения. Помимо него, забрать машину может доверенное лицо. Оно должно быть включено в страховку.

Чтобы забрать авто со штрафстоянки, владелец должен оплатить:

  1. Штраф.
  2. Стоянку авто.
  3. Процесс эвакуации.

Отвечая на вопрос, сколько придется заплатить за управление без страховки, важно учитывать риск попадания в аварию. Если ДТП произошло по вине незастрахованного водителя, ответственность по возмещению ущерба полностью ложится на него. Первоначально страховщик покроет убытки пострадавшей стороны, но затем за возмещением обратится с иском в суд к виновнику аварии.

Штраф 2800 рублей вместо 800 рублей

В некоторых источниках информации может встретиться новость, что скоро штраф с 800 рублей может быть увеличен до 2800. Это слухи. Тем не менее дыма без огня не бывает:

  • проект нового КоАП пока заморожен, поскольку Правительство РФ не считает своевременным увеличение штрафов, поэтому штраф по п. 12.37 пока остается прежним — 500/800 рублей;
  • с 27.07.2020 года. в статье 12.5 КоАП начала действовать новая часть 1.1, установившая штраф в размере 2000 рублей за отсутствие диагностической карты (прохождение техосмотра транспорта).

Связана ли диагностическая карта с ОСАГО? По законодательству, только в том смысле, что «автогражданка» не может быть оформлена без технического осмотра. Однако на практике нередко получение ДК и ОСАГО тесно связаны.

Можно ли избежать штрафа и как это сделать

Важно понимать, какая ответственность ждет при передаче руля автомобиля человеку, не включенному в страховку.

Владелец автомобиля, имея на руках действующий полис, может  внести в страховку имена новых лиц, допущенных к управлению авто когда ему угодно.

Бывают ситуации, когда за руль необходимо сесть человеку, которого нет в списке страховки. Для таких случаев предусмотрен документ, позволяющий безвозмездно использовать машину.

Его можно охарактеризовать как доверенность, но только более высокого уровня важности. Официально регистрировать договор о безвозмездном использовании автомобиля не требуется. Информация и условия, предусмотренные договором, прописываются подробно, но допускается использование свободной формы. При этом никаких корректировок в паспорт транспортного средства вносить не нужно.

По законодательству такой документ действует в течение 10 дней с момента его подписания. Договор позволяет находиться за рулем авто, даже будучи не включенным в страховой полис. Единственным условием является нахождение договора на руках у временного водителя. Если остановит сотрудник ГИБДД и попросит страховку, факт наличия этого документа освобождает от ответственности. Никакие штрафы выписаны не будут.

Договор о безвозмездном использовании автомобиля

Существует много ситуаций, когда необходимо срочно сесть за руль. Внести изменения онлайн можно только при оформлении электронного ОСАГО, но не во всех компаниях. Иногда на посещение офиса и ожидание в очереди уходит несколько дней. Но выход есть, причем законный.

Перед тем как заключить договор, необходимо заключить договор безвозмездного пользования. Договор  составляется в свободной форме. Он содержит следующую информацию:

  • личные данные автовладельца;
  • данные водителя, который будет управлять автомобилем;
  • характеристики автомобиля;
  • дату подписания.

Скачать договор безвозмездного пользования

Такой договор приравнивается к договору купли-продажи, но снимать автомобиль с учета не нужно.

Важно! С момента заполнения бумаг не вписанный водитель может управлять автомобилем всего 10 дней. Именно такой срок дается для внесения изменений в ранее оформленный полис. В этот период сотрудники ГИБДД не могут выписать штраф за отсутствие бланка.

При оформлении ОСАГО с ограничениями необходимо включить в полис всех водителей, которые будут управлять данным автомобилем. Иначе будет выписан штраф. Кроме того, при ДТП выплата будет осуществляться за счет собственных средств.

Если нет возможности заключить договор, от поездки лучше отказаться. В этом случае выгоднее воспользоваться услугами такси. Некоторые водители идут на хитрость и собственноручно вписывают данные на обороте. Этого делать категорически нельзя, так как, кроме штрафа, может ждать наказание за мошенничество.

Другие штрафы за езду без страховки

Иногда граждане «забывают» вписывать в страховку новых водителей, и это можно считать одним из наиболее мягких вариантов правонарушений в сфере ОСАГО. Многие просто не покупают полис, пользуясь тем, что наказание за подобное в РФ весьма условное, несмотря на запрет использования транспорна без страховки (п. 2 ст. 19.2 Федерального Закона «О безопасности дорожного движения»).

Как говорится в ч. 2 ст. 12.3 КоАП, «управление транспортным средством водителем, не имеющим при себе документов на право управления им, полиса обязательного страхования гражданской ответственности владельцев транспорта влечет предупреждение или наложение административного штрафа в размере пятисот рублей».

Если страховка просрочена или ее попросту нет, в силу вступает часть 2 статьи 12.37 КоАП («неисполнение владельцем авто установленной Федеральным Законодательством обязанности по страхованию своей гражданской ответственности, а равно управление авто если такое обязательное страхование заведомо отсутствует, влечет наложение административного штрафа в размере восьмисот рублей».

Нарушения со стороны автомобилистов в сфере ОСАГО наказываются очень гуманно, особенно, учитывая 50 % скидку на штраф. Однако, все может измениться. Законопроект, опубликованный на сайте нижней палаты парламента, предусматривает лишение прав на срок от четырех до шести месяцев или штраф в размере 5 тысяч рублей для тех, кто попался без ОСАГО во второй раз.

Если речь о полисе Каско?

В отличие от ОСАГО, здесь нет четкого регулирования вопроса допущенных водителей, и все решается только договором. КАСКО также бывает двух видов: с ограниченным кругом допущенных людей и неограниченным.

Следовательно, если страховка была ограниченной, а водитель попал в ДТП и не вписан в полис КАСКО, то СК не возместит ущерб, причиненный автомобилю. Однако, потерпевший (хозяин автомобиля, водитель которого не был виноват в аварии) имеет полное право обратиться в страховую компанию правонарушителя за компенсацией по ОСАГО или непосредственно к виновнику, если у него нет страховки.

Можно обжаловать штраф?

Обжалование штрафа — право автовладельца. Он может попытаться оспорить выписанный штраф в течение 10 дней после получения штрафа на руки. Жалобу можно подать в ГИБДД, составившую протокол, или в судебный орган.

Скоро планируется возложить выписку штрафов на видеофиксаторы. Они будут считывать всю информацию о ТС, и за езду без ОСАГО на водителей будут налагаться штрафы. В этом случае ошибочные штрафы можно отменить двумя способами. Первый вариант — обратиться в свою страховую компанию, которая сама вносит уточнения в базу данных, и отменить штраф. Второй — связаться с PCA по телефону горячей линии.

Оцените статью
Блог об ОСАГО
Adblock
detector