- Что такое тотал, тотальная/конструктивная гибель автомобиля
- Суть понятия
- Что означает тотал после ДТП?
- Но бывает и «экономический тотал»
- Условия признания тотала авто по полису
- Возмещается ли тотал
- Порядок возмещения. Что делать и что будет дальше?
- Как рассчитать, сколько мне выплатят?
- Сколько я получу?
- Как считается расценка на машину?
- Подсчет выплаты
- Когда СК выгодно признать тотал машины по полису
- Занижение суммы компенсации страховой компанией: когда и зачем
- Подсчет и особенности при тотале по страховке, если машина старая
- Подсчет и особенности при тотале по полису, если есть годные детали
- Что делать, если страховая занижает компенсацию
- Можно ли взыскать недостающую сумму выплаты с виновника?
- Советы юриста: выгодно ли получать выплату по тоталу
- Заберут ли машину?
- Что такое годные остатки?
- Если мне не нужны остатки?
- Уведомляет ли страховая компания о тотале
- Как вернуть часть денег за полис после тотала?
- Можно ли отказаться и оспорить тотал по полису?
- Если сделать независимую экспертизу?
- Основания для обращения в суд при тотале
- Можно ли потребовать отремонтировать?
- Можно ли восстановить машину после тотала и ездить?
- Оформят ли мне ОСАГО на тотальный авто?
- Можно ли аннулировать страховку после тотала?
- Страховая сама аннулировала полис: что делать?
- Если узнали о расторжении после нового ДТП?
- Можно ли взыскать износ с виновника при разрушении авто?
- У меня есть КАСКО: можно ли обратиться после подачи заявления по ОСАГО?
Что такое тотал, тотальная/конструктивная гибель автомобиля
Понятие «тотал» не встречается в страховом законодательстве, однако на практике оно используется компаниями для обозначения страхового случая, предполагающего признание абсолютной гибели транспортного средства. Условия установления факта тотала регулируются Федеральным законом № 40 «Об ОСАГО», где соответствующими основаниями являются невозможность проведения ремонтных работ из-за большого ущерба или эквивалентность раценки машины и стоимости его восстановления (п. 18 ст. 12).
После установления факта утраты транспортного средства СК соглашается возместить автовладельцу его рыночную оценку за вычетом уцелевших комплектующих. Разные СК, руководствуясь внутренней политикой, устанавливают свои собственные коэффициенты ущерба, которые служат основанием для признания транспортного средства непригодным для использования. Обычно они варьируются от 60% до 85%.
Следовательно, страховой случай по тоталу будет означать невозможность или нецелесообразность восстановления транспортного средства по экономическим причинам (конструктивная гибель), что подразумевает уплату материального возмещения в соответствии с договором страхования и законодательством Российской Федерации.
Суть понятия
Признание тотала автомобиля означает, что величина ремонтных работ по восстановлению превышает рыночную стоимость. Водителю не всегда понятно, как компании признают транспортное средство «погибшим».
Исходя из понятия, хозяин авто представляет себе груду железа, которую можно найти только в пункте приема металлолома. Но на практике не все так страшно!
Согласно Закону «Об ОСАГО» № 40-ФЗ, ТС признается компанией полностью погибшим тогда, когда его невозможно восстановить или если затраты на восстановление равны или превышают рыночную стоимость аналогичного авто.
СК выгодно признать конструктивную гибель автомобиля, если оценка ремонта составляет 70% или более от рыночной расценки авто.
Признание тотала транспортного средства означает, что страхователь не получит никакой выгоды от ремонта.
Что означает тотал после ДТП?
В самом общем и простом раскладе полное уничтожение ТС после аварии наступает, когда транспортное средство погибло конструктивно:
- его разорвало;
- оно сгорело;
- «намотало» на столб или дерево;
- перевернулось на крышу и кувыркалось до полного разрушения.
При этом все понимают, что восстановить технику и ее технические показатели не получится. Выход один: металлолом.
Но в некоторых ситуациях даже внешне небольшие повреждения могут привести к тоталу по страховке, например, при повреждении крыши авто, срабатывании подушки безопасности.
Но бывает и «экономический тотал»
В большинстве случаев данное понятие и появляется при страховых случаях по страховке, поскольку такое событие происходит чаще, чем конструктивная гибель автомобиля.
Само понятие «экономический» — это разговорный термин, призванный сразу привлечь внимание автовладельца. И речь идет о стоимости восстановления авто. Таким образом, тотал — это просто процедура подсчета возмещения, когда СК становится невыгодно восстанавливать автомобиль.
При определении того, «умерла» машина после аварии или нет, эксперт сначала приблизительно, при осмотре транспортного средства, а затем при осмотре решает, экономически целесообразно или нецелесообразно ремонтировать и восстанавливать эту машину. Если ремонтировать нецелесообразно, то говорят, что наступил тотал.
Под тоталом по страховке понимаются ситуации, когда ремонт поврежденного транспортного средства невозможен или оценка ремонта равна или превышает расценки машины на дату аварии.
Условия признания тотала авто по полису
В случае страхования КАСКО подсчеты порога «тотального» страхового случая привязаны к рыночной цене ТС. В случае ОСАГО, согласно п. 18 ст. 12 ФЗ №40 «Об ОСАГО» полное уничтожение авто устанавливается по одной из двух причин:
- Тариф восстановительных работ, по мнению технического эксперта, равна или превышает рыночную оценке транспортного средства на момент страхового случая.
- Объем повреждений, нанесенных авто, составляет более 60-85% от общей площади.
Обязательными условиями подсчета для страховщика являются рыночная цена машины на момент аварии и оценка ремонтных работ, с учетом и без учета амортизации. Это связано с тем, что при признании тотала в формуле применяется «рыночная» стоимость без учета амортизации, а при уплате возмещения она учитывается. Поэтому, сравнивая результаты подсчетов, компания, заинтересованная в минимальной компенсации, выберет самый низкий показатель.
ВАЖНО! Кроме того, в формулу включены значения, отражающие оценку уцелевших комплектующих. При этом размер страховых уплат не может превышать лимит, установленный законодательством Российской Федерации.
Возмещается ли тотал
Закон об ответственности включает тотал в список страховых случаев. Тотал признается, если транспортное средство признано не подлежащим восстановлению, или если оценка его ремонта равна или превышает рыночную расценку транспортного средства на дату, когда произошло событие. Порядок определения размера возмещения также определяется законом.
Порядок оформления страхового случая при этом не отличается от стандартного. После того, как страхователь предоставит компании документы о ДТП, СК назначит экспертизу. Он осмотрит машину потерпевшего и определит целесообразность ремонта. Результаты экспертизы необходимо передать в СК.
Если по результатам будет подтверждена полное уничтожение, компания выплатит компенсацию пострадавшему. Деньги должны перевести в течение 20 дней. Применяется неустойка за просрочку платежа — 1% от суммы уплаты за каждый день просрочки.
Порядок возмещения. Что делать и что будет дальше?
Порядок оформления страхового возмещения по полису страхования остается прежним:
- Вместе с другим участником ДТП оформите европротокол, сделайте фото или видео, зафиксировав положение и повреждения транспортных средств.
- Если есть пострадавшие или в ДТП попало более двух транспортных средств, вызовите инспекторов ГИБДД для оформления ДТП, составьте протокол, установите виновника.
- Обратитесь в страховую компанию для получения страхового возмещения или прямого возмещения убытков (в зависимости от вашей конкретной ситуации) с полным комплектом необходимых документов.
- Страховщик обязан осмотреть вашу машину в течение 5 рабочих дней. Поскольку мы говорим о том, признается тотал или нет, скорее всего, такое транспортное средство не может участвовать в дорожном движении, и поэтому СК обязана осмотреть транспортное средство на ее месте нахождения, то есть где-то рядом с вашим домом, гаражом или на стоянке. Нет обязанности везти машину к страховщику на эвакуаторе. Даже если компания скажет, что возместит расходы, не стоит этого делать, поскольку страховая компания просто вычтет расходы на эвакуатор из суммы возмещения (в конце концов, закон фактически позволяет им недоплатить 10% ущерба).
- Как правило, в течение 20 календарных дней страховщик обязан организовать ремонт вашего авто (выдать вам направление на ремонт) или выплатить возмещение. Если речь идет о полном разрушении, то ремонта быть не может, а оплата производится только наличными.
- В течение того же 20-дневного периода страховая компания обязана сообщить об отказе, если она примет такое решение. В этом случае отказ должен быть мотивированным.
Как видите, здесь все очень просто и стандартно!
Если произошло занижение суммы возмещения страховой компанией, заказывайте независимую экспертизу.
Факт признания страховой компанией невозможности восстановления я также может быть оспорен независимой экспертизой. Например, эксперт может определить, намеренно ли СК завышает тариф ремонтных работ, чтобы подтвердить тотал и выплатить владельцу меньшую сумму.
ВАЖНО! Иногда страховой компании выгоднее признать тотал, чем заниматься дорогостоящим и трудоемким ремонтом. Не соглашайтесь на тотал до тех пор, пока полностью не убедитесь в правильности подсчетов и законности указанной суммы возмещения.
Если собственник не сомневается в сумме, уплата возмещения будет произведена через 2-4 недели после подписания согласия с тоталом.
Если вы уверены, что СК намеренно занижает суммы, обратитесь за защитой своих финансовых интересов в суд.
Страховая может аннулировать договор в своих интересах без уведомления клиента. Стоит нанять юриста по автострахованию. Он подготовит иск, процессуальные документы, изучит результаты экспертизы, проанализирует перспективы дела.
Он будет представлять интересы клиента в споре с представителем компании в суде.
Как рассчитать, сколько мне выплатят?
Мы уже поняли, что при тотале по страховке полагается компенсация, потому что это прямо указывается в пункте 16.1 статьи 12 Закона об ОСАГО. Но какой она будет?
Сколько я получу?
Сразу по всем случаям можно с уверенностью сказать, что заплатят не больше суммы по ОСАГО, которая установлена п. «б» статьи 7 Закона об ОСАГО, то есть не более 400 000 руб. Эту сумму нельзя увеличить, даже если поврежденная машина была намного дороже.
Обратите внимание, что это конкретно по поводу компенсации по обязательному страхованию автогражданской ответственности. Недостающую сумму еще может вернуть виновник аварии. Подробнее об этом ниже.
Как считается расценка на машину?
Если авто сильно поврежден, не исключено, что в аварии есть пострадавшие, а потому документы из ГИБДД или суда могут ждать долго. В результате расценка на технику в этот период может как вырасти, так и упасть.
Однако цена машины все равно рассчитывается на дату аварии. Даже если это было год-два назад.
Этот тариф определяется стоимостью аналогов, взятой в справочных материалах. При отсутствии таких материалов эксперт вправе самостоятельно рассчитать стоимость аналога по методикам, обычно используемым для таких исследований. На практике в большинстве случаев специалисты делают подсчет на основе сайтов по продаже подержанных авто, таких как avito и др.
Подсчет выплаты
Когда страховая установила, что данный страховой случай является тотальным, компенсация рассчитывается согласно п. 18 ст. 12 Закона об ОСАГО, т.е. как разница между расценкой на автомобиль на момент аварии и оценкой годных остатков.
При подсчете уплат используются рекомендации ЦБ РФ «О единой методике определения размера расходов». В случае признания полного уничтожения ТС подсчет суммы к выплате осуществляется по формуле ССВ = PCA — СГО, где:
- ССВ — размер страховых выплат, подлежащих уплате в связи с уничтожением транспортного средства;
- PCA — рыночная стоимость авто до момента дорожно-транспортного происшествия, повлекшего уничтожение имущества;
- СГО — стоимость годных остатков или уцелевших комплектующих, подлежащих дальнейшей эксплуатации.
Возьмем пример! На момент ДТП машине было 2 года, а ее рыночный тариф составляла 1 500 000 рублей.
Пострадавший был вынужден подать в суд на страховую компанию за отказ платить. В результате выигрыша суда уплата была произведена, но задержана в связи с судебным разбирательством на 1 год. А такая же трехлетняя машина стоит в среднем 1 200 000 рублей.
После аварии была рассчитана стоимость всех годных остатков на общую сумму 600 000 рублей.
В этом случае потерпевший получает… Нет, не 900 000 рублей, как многие думали: 400 000.
Расчет здесь простой:
- Рыночная ценность машины для подсчета тотала берется на дату аварии — это 1,5 миллиона рублей.
- Затем вычитаем годные остатки на сумму 600 тысяч и получаем 900 тысяч к выплате.
- Но максимальная страховая сумма возмещения не может превышать 400 000 рублей, поэтому потерпевший получает именно этот лимит.
Согласно ст. 7 п. «б» Федерального закона № 40, СК обязуется возместить страхователю расходы за утрату имущества, не превышающие 400 тысяч рублей. ТС не подлежит обязательной утилизации после выплат, а возвращается владельцу вместе с уцелевшими комплектующими или остается у страховщика.
Когда СК выгодно признать тотал машины по полису
Иногда страховой компании будет выгодно признать разрушение транспортного средства, даже если цена восстановительных работ не превышает стоимости ТС. Компания учтет два фактора:
- Срок эксплуатации и год выпуска транспортного средства, так как этот показатель влияет на реальную цену на рынке; чем моложе автомобиль, тем дороже сохранившиеся комплектующие, а это существенно снизит размер возмещений.
- Результаты подсчетов сумм к уплате с учетом и без учета амортизации, чтобы выбрать меньшую.
Пример. Страховая получает авто со сроком эксплуатации 3 года по среднерыночной цене 700 тысяч рублей. Условия и подсчет:
- рыночная цена транспорта на момент наступления страхового случая — 620 тысяч рублей;
- тариф на ремонт с учетом износа — 400 тысяч рублей;
- тариф на ремонт без износа — 600 тысяч рублей;
- расценка годных остатков — 300 тысяч рублей.
Следовательно, для уплаты после признания тотала: 620 000 — 300 000 = 320 000; к выплате без такого признания: 400 000 (цена ремонта без учета амортизации). В этой ситуации страховой фирме выгоднее признать тотал и выплатить 320 тысяч вместо 400.
ВАЖНО! Когда стоимость ремонта превышает ценность машины, но СК невыгодно выплачивать всю страховую сумму, компании используют различные методы для фальсификации результатов экспертиз, поэтому страхователь часто предпочитает обращаться за помощью к независимым организациям. Предоставив документ, подтверждающий истинные величины ущерба, страхователь может избежать обмана.
Занижение суммы компенсации страховой компанией: когда и зачем
Страховые организации в договоре со страхователем часто вносят пункты об условиях дальнейшей эксплуатации транспортного средства после признания тотала. Например, размер страховых выплат при возврате ТС владельцу будет значительно меньше, чем при передаче его страховой фирме, поскольку эквивалент амортизации и оценку годных остатков вычитаются из общей суммы. При этом страховой организации выгоднее признать полную утерю автомобиля с последующей его продажей.
Получается, что автовладельцу выгоднее получить деньги за ущерб, который подлежал восстановлению, однако компания признает уничтожение транспортного средства с последующим изъятием, что более целесообразно для владельца, а затем через партнеров продает автомобиль «на ходу», получая дополнительную прибыль.
Кроме того, согласно пункту 1.13 Закона «Об ОСАГО», после уплаты компенсации за гибель транспортного средства страховщик прекращает взаимодействие со страхователем и договор прекращает свое действие. Это, несомненно, выгодно страховым компаниям, так как автомобиль с изрядными повреждениями будет все чаще приводить к ситуациям, требующим страховых выплат.
Кроме того, чтобы занизить размер компенсации, страховые часто признают уцелевшие комплектующие непригодными для использования или маневрируют с оценками рыночной стоимости.
Подсчет и особенности при тотале по страховке, если машина старая
Часто они прибегают к различным манипуляциям с оценками, если получают старую машину. Это происходит по следующим причинам:
- чем старше авто, тем ниже его рыночная цена, что повышает вероятность увеличения затрат на ремонт в отношении к стоимости транспорта;
- ценность годных остатков на автомобиле старшего поколения будет значительно ниже, что приведет к увеличению конечной суммы возмещения;
- старый автомобиль имеет высокий страховой риск.
Страховой компании будет достаточно просто зафиксировать тотал, даже немного занизив рыночную ценность автомобиля. В этой ситуации сумма к уплате будет в разы меньше, кроме того, организация аннулирует договор с невыгодным страхователем.
ВАЖНО! При получении страховых выплат на старый автомобиль с высоким процентом повреждений рекомендуется обращаться к независимым экспертам, чтобы снизить вероятность фальсификации данных, использованных при подсчете.
Подсчет и особенности при тотале по полису, если есть годные детали
Согласно разъяснениям в п. 54 Постановления Пленума № 58, страховщик не может вернуть автовладельцу остатки против его воли. Таким образом, страхователь имеет право забрать их или передать их СК. В этом случае стоимость запчастей подлежит возмещению вместе с уплатой по тоталу. Однако автовладельцу невыгодно забирать комплектующие по ряду причин:
- Необходимо самостоятельно искать покупателя для продажи комплектующих.
- Размер страховых выплат существенно уменьшается, так как сумма будет рассчитана с учетом амортизированного износа.
- Страхователь несет расходы по прекращению регистрации комплектующих в Госавтоинспекции.
Согласно п.18 ст. 12 ФЗ №40, общая сумма страховых выплат — это ценность машины на момент страхового случая за вычетом уцелевших комплектующих. Если страхователь отдаст остатки страховой, ему будет возмещена цена автомобиля, но не более 400 тысяч рублей.
Что делать, если страховая занижает компенсацию
Прежде всего, проведите независимый осмотр поврежденного транспорта и сравните его результаты с полученными от страховщика. Если вы обнаружите неточности, отправьте письменный запрос в страховую компанию и приложите результаты экспертизы. Иногда этого достаточно, чтобы получить справедливую компенсацию.
Если страховая продолжает занижать размер выплаты или отказывает в ней, обращайтесь в суд. Вам нужно будет предоставить результаты обеих экспертиз и попросить страховую компанию предоставить письменное обоснование своего решения.
Можно ли взыскать недостающую сумму выплаты с виновника?
Хорошая новость из приведенного выше примера заключается в том, что оставшуюся сумму в 500 тысяч вы можете получить напрямую с виновника аварии.
Выше был подсчет компенсации только по полису, но, как известно, разницу можно взыскать с виновного водителя, если возмещение по страховкене полностью покрывает ущерб.
И здесь у нас для вас уже плохие новости. В этой ситуации применяется новая методика Минюста для определения данного ущерба. В ней описаны новые правила проведения судебно-автотехнической экспертизы, на которые должны ориентироваться специалисты в 2022 году.
Согласно этой методике, если цена ремонта плюс стоимость утери товарной стоимости (УТС) больше или равна рыночной стоимости автомобиля до повреждения, ущерб считается равным этой рыночной стоимости.
Как видите, есть противоречия. Для целей полиса стоимость годных остатков вычитается из стоимости транспортного средства, а при взыскании разницы с виновника или ущерба (когда виновник не имел полиса страхования) — возмещается рыночная цена машины.
Но, к счастью или нет, наши суды сглаживают это противоречие своими решениями и не возмещают полную рыночную стоимость автомобиля, если остаются годные остатки. Они мотивируют это, в частности, тем, что владелец поврежденного авто получит неоправданное обогащение. Судебная практика по таким делам, как правило, однозначна.
Однако эту возможность нельзя исключать: судья может принять решение о взыскании полной стоимости транспортного средства с виновника аварии, но с передачей пригодных к использованию остатков ему. И пусть уже он пытается их продать. Такая судебная практика существует в 2022 году.
Советы юриста: выгодно ли получать выплату по тоталу
Получать выплаты по тоталу выгодно, если стоимость машины до аварии невысока и сохранившихся запчастей мало. Например, если цена ТС составляет 400 000, а остатков набралось на 50 000, полис предложит около 250-300 000 к уплате, что составляет значительный процент от рыночной стоимости автомобиля.
В то же время выплаты при разрушении дорогих авто с небольшим количеством остатков будут выгодны не страхователю, а скорее выгодны страховой, если машина останется у нее. В этом случае лучше попытаться доказать возможность восстановления автомобиля в суде. Необходимо опираться на перечень и стоимость уцелевших остатков, составляя исчерпывающий список при подсчетах.
Поэтому, если машина получил большой процент повреждений или ее цена меньше стоимости восстановления, велика вероятность начисления страховых выплат по тоталу. Страховые компании часто прибегают к манипуляциям с подсчетами с целью уменьшения суммы уплат, поэтому рекомендуется самостоятельно рассчитать компенсацию или обратиться к независимым экспертам.
Заберут ли машину?
Страхование по ОСАГО отличается от добровольного страхования КАСКО тем, что при признании автомобиля погибшим, то, что от него осталось, никто не заберет.
Но у этого есть и недостатки, потому что потерпевший получает меньше денег, так как стоимость годных остатков вычитается. А ты остаешься с ними и думаешь, как и кому их продать!
Что такое годные остатки?
Если авто сильно поврежден, но не разрушен полностью, он содержит исправные детали, узлы и агрегаты, которые имеют определенную ценность и могут быть использованы в будущем при условии, что их можно будет демонтировать.
Для того чтобы детали, узлы или агрегаты были отнесены к годным остаткам, должны быть соблюдены следующие условия:
- При тотале по полису на них не должно быть повреждений, нарушающих их целостность.
- Они должны быть в товарном виде и исправном состоянии.
- В них не должно быть отверстий, вырезов и других конструктивных нарушений, в том числе для крепления нестандартного оборудования.
- Детали не должны были ремонтироваться ранее.
Если мне не нужны остатки?
Бывают ситуации, когда автомобиль признается тотальным, хотя он относительно цел, но из-за невысокой рыночной стоимости и дорогих оригинальных запчастей при подсчете повреждений он признается полностью утерянным. Это часто случается со старыми ТС, у которых цены на запчасти и детали высоки по единой методике расчета.
Тогда, конечно, имеет смысл отремонтировать машину и продолжать дальше ее эксплуатировать.
Но если у автомобиля конструктивная гибель или очень серьезные повреждения, то тратить время на остатки будет себе дороже. Но, к сожалению, вам, скорее всего, придется заниматься этими остатками, так как закон не предусматривает передачу их страховой компании.
Таким образом, потерпевший не имеет права выбора: оставить себе все детали и запчасти и получить меньшую выплату или отдать их страховой фирме и получить за них деньги. К сожалению, прерогатива выбора остается за страховой компанией.
Но вы можете попробовать взыскать их стоимость с виновника и передать ему эти остатки, хотя по этому вопросу в 2022 году не сложилось единой судебной практики и непонятно, выиграете вы такое дело или нет. Вы можете зря потратить деньги, время и усилия на суд, но, в конце концов, будете продавать остатки самостоятельно.
Уведомляет ли страховая компания о тотале
После аварии авто изымается страховой фирмой и отправляется на независимую экспертизу. По результатам экспертизы, если ремонт неэффективен с экономической точки зрения, признается тотал. Об этом сообщают автовладельцу. Водитель, если он не согласен с решением, имеет право провести дополнительную экспертизу.
Как вернуть часть денег за полис после тотала?
Процедура совсем несложная, поскольку в соответствии со ст. 1.13 Правил ОСАГО, при разрушения транспортного средства договор аннулируется досрочно, при этом, согласно ст. 1.16 тех же правил, страховая возвращает часть премии за неистекший период. Датой прекращения отношений является день после аварии, в которой вашему автомобилю был нанесен «тотальный» ущерб, у страховой компании есть 14 дней с даты получения вашего уведомления, чтобы вернуть деньги.
Конечно, в идеале страховая должна автоматически возвращать часть денег по полису, как только он аннулирует договор страхования из-за тотала, но дело в том, что страховщики не являются лучшими друзьями автовладельцев, поэтому они аннулируют договор, но не торопятся возвращать деньги.
Можно ли отказаться и оспорить тотал по полису?
Если вы считаете, что страховая посчитала ущерб неправильно и необоснованно «затоталил» ваш, казалось бы, целый авто, то вы имеете право поспорить и не согласиться с подсчетом.
Если сделать независимую экспертизу?
При определении размера ущерба и суммы выплаты или ремонта страховая проведет независимую экспертизу, в ходе которой эксперт произведет соответствующий расчет.
Следовательно, для того, чтобы вы могли обоснованно спорить со страховщиком, вам также необходимо иметь независимое экспертное заключение, но из-за новых тенденций в законодательстве об ОСАГО расходы на нее могут не возместить.
В 2022 году действует обязательная процедура обращения к страховой фирме с заявлением о несогласии, не предусматривающая подачи результатов независимой экспертизы. И в дальнейшем при обращении к финансовому уполномоченному также нет обязанности представлять экспертное заключение, так как финуп сам вправе провести экспертизу и определить размер ущерба.
Если вы проведете такое обследование, будьте готовы к тому, что вам не возместят расходы на проведение.
В результате может оказаться, что последнее слово в вашем деле будет за судебными экспертами, а потому лучше, чтобы они имели в своем распоряжении не вашу независимую экспертизу, а хотя бы фотографии осмотра машины, по которым они смогут все правильно рассчитать.
Страховые обычно не проводят детальный осмотр поврежденного транспортного средства, и их расчет может не быть объективным, но при качественном осмотре фиксируются не только поврежденные элементы, но и годные остатки, или, наоборот, те, которые не пострадали в аварии, но не могут быть отнесены к годным — тогда суммы могут быть другими.
Основания для обращения в суд при тотале
Серьезные аварии, в результате которых страховая компания признает ремонт поврежденного имущества нецелесообразным, часто заканчиваются судебными тяжбами.
ВАЖНО! Напоминаем, что в таких ситуациях досудебное разрешение спора обязательно.
Обычно претензии, а потом и иски предъявляются по следующим причинам:
- страховщик отказался признать конструктивную гибель авто;
- умышленное уменьшение размера компенсации при тотале;
- незаконная покупка (продажа) авто или годных остатков при тотале;
- признание конструктивной гибели транспортного средства без обоснований.
Надо признать, что такие дела требуют участия автоюриста. СК, решившие пойти на хитрость для экономии, обязательно пойдут «до конца», поэтому своевременное привлечение профильного юриста значительно повысит шансы на успех.
Как показывает практика, страховые компании часто пересматривают свое решение и идут на уступки клиенту, если претензию готовит и подает правозащитник. Они понимают, что специалист знает все уловки и умеет разоблачать обманщиков.
Если на начальном этапе решение не рассматривается, юрист инициирует независимую экспертизу и готовит документы для представления в суд.
Можно ли потребовать отремонтировать?
Если по расчету фиксируется тотал, тогда обращаться за ремонтом бесполезно.
Это положение прямо изложено в Законе об ОСАГО: выплата должна производиться наличными.
Но всегда можно попробовать договориться. Например, вы можете согласиться на использование б / у или новых, но аналогичных запчастей, которые будут дешевле оригинала. В этой ситуации страховая и СТО могут договориться о ремонте вашего авто вместо признания тотала.
Но не забывайте об экономической выгоде страховых компаний. В первую очередь, они будут делать то, что для них наиболее выгодно в денежном выражении:
- если выгоднее заплатить, они заплатят;
- если отремонтировать — проведут ремонт.
К счастью, им не нужно беспокоиться о клиенте, так как страхование ОСАГО является обязательным для всех.
Можно ли восстановить машину после тотала и ездить?
Да, можете, но, как обычно, с условиями. Авто нужно не только отремонтировать, но и восстановить его технические характеристики, чтобы он отвечал требованиям безопасности и требованиям к его эксплуатации.
В противном случае после ее продажи новый владелец не сможет поставить авто на учет в ГИБДД.
Оформят ли мне ОСАГО на тотальный авто?
Да, вы даже можете купить у кого-нибудь сломанную машину, признанную страховой компанией тотальном, и вернуть ее в приемлемое состояние. В этой ситуации никаких вопросов с заключением договора ОСАГО возникнуть не должно. Страховая, помимо прочего, может осмотреть авто перед заключением договора и убедиться в его целостности и работоспособности.
Но в 2022 году все больше и больше полисов покупается в электронном виде, поэтому можно избежать осмотра автомобиля.
Можно ли аннулировать страховку после тотала?
Если вы не собираетесь восстанавливать машину, вы можете аннулировать договор ОСАГО и вернуть часть страховой суммы, как указано в п. 1.13 Правил ОСАГО.
Еще правильнее было бы сказать, что вы не можете его аннулировать, но договор теряет силу раньше, чем ожидалось, и без вашего желания в силу закона.
Но на самом деле так бывает не всегда. Ведь правила указывают на уничтожение транспортного средства, а, как мы уже выяснили, тотальная машина не всегда «погибает» полностью. Восстанавливать ее может быть невыгодно с точки зрения законодательства об обязательном страховании автогражданской ответственности, но никто не может ограничить ваше право на это, даже если это дорого. А если машину можно восстановить, то она не погибла, поэтому договор не может быть аннулирован.
Но на практике, если вы хотите аннулировать договор и вернуть часть средств за неиспользованный период, страховая компания не имеет права отказать вам.
Страховая сама аннулировала полис: что делать?
Несоответствия в формулировках успешно используются страховыми компаниями, когда они приносят прибыль. Они сами аннулируют договор, часто даже не сообщая об этом страхователю. Они заменяют понятие утраты полным уничтожением, которое используется только с целью расчета суммы ущерба и ни в коем случае не указывают на то, что транспортное средство не может быть восстановлено или не может быть использовано по прямому назначению.
Что делать, если ваша СК аннулировала договор ОСАГО? Порядок действий примерно такой:
- Получить от страховой письменное подтверждение (ответ) о том, когда и на каком основании договор был аннулирован.
- Подать заявление о несогласии со страховой компанией и потребовать признания договора действующим — здесь страховщик либо не ответит на это письмо, либо пришлет отказ, мотивируя это тоталом по ОСАГО.
- Обратиться к финансовому омбудсмену по этому спору (но опять же, с вероятностью 99%, финуп ответит, что не рассматривает нефинансовые претензии к страховой, но такое обращение поможет сэкономить время, если вас развернули в суде и отправили к омбудсмену).
- Поэтому остается только обратиться в суд для защиты ваших прав — в заявлении необходимо указать, что СК нужно обязать признать действительность договора.
В любом случае, если страховщик признал прекращение действия договора, он был обязан выплатить вам стоимость страховки за неиспользованный период. В этой ситуации дата аварии будет датой расторжения договора для расчета дней.
Если узнали о расторжении после нового ДТП?
Также бывает в практике 2022 года такое, что страховщик может не выполнить свои обязательства и не уведомить страхователя о расторжении договора ОСАГО по окончании срока, а просто аннулировать его.
И вы обнаружите, что ваша ответственность уже не застрахована, только после аварии. В лучшем случае, когда вы попросите своего СК выплатить средства, в худшем случае, когда потерпевший уже подаст к вам иск как к виновнику без ОСАГО.
В первой ситуации можно воспользоваться описанным выше алгоритмом, но требовать все как при обычном отказе страховой от выплаты страхового возмещения, а именно:
- страховое возмещение;
- неустойку;
- штраф;
- УТС и т.д.
К счастью, по этим делам уже есть судебная практика.
В суде обязательно привлечь вашего СК как третье лицо и доказать, что договор не аннулирован и что действия страховой незаконны.
Можно ли взыскать износ с виновника при разрушении авто?
При выплате за тотал износ не может быть возмещен виновником, так как износ не принимается во внимание при расчете выплаты.
Он влияет только на рыночную цену машины на дату аварии. И, конечно же, нельзя винить второго участника в том, что ваша машина на день аварии стоила мало.
У меня есть КАСКО: можно ли обратиться после подачи заявления по ОСАГО?
Как уже было сказано в начале нашей статьи, условия договоров КАСКО, как правило, отличаются от условий ОСАГО. Если последние в основном прописаны в законе, то первые во многом зависят от самого договора. И в каждой конкретной ситуации может быть выгоднее оформить страхование КАСКО или ОСАГО.
Если вы обнаружите уже после подачи заявления на ОСАГО, что вы получите больше денег по КАСКО, вы можете отклонить и отозвать это заявление, если, конечно, страховая еще не выплатила страховое возмещение. Ведь получить деньги 2 раза за одну и ту же машину юридически невозможно.