- Что такое диагностическая карта?
- Что проверяют при диагностике
- Образец диагностической карты
- Кому нужна диагностическая карта ?
- Кому она не нужна?
- Техосмотр в 2021 г: новые правила
- Информация о нормативном документе
- На сколько продлеваются диагностические карты?
- Для каких транспортных средств продлеваются диагностические карты?
- Как продлить диагностическую карту ?
- К чему приведет продление диагностической карты?
- Надо ли проходить техосмотр специально для страховки ОСАГО?
- Необходимость наличия ТО для заключения ОСАГО
- Как часто нужно проходить ТО
- Где проходить ТО в 2021 г
- Какие документы нужны
- Как пройти техосмотр по новым правилам
- Осмотр автомобиля проведен. Что дальше?
- Сколько стоит прохождение техосмотра в 2021 г
- Что будет, если не пройти ТО в 2021 г
- Сколько действует ТО для страховки
- Периодичность прохождения техосмотра
- Если техосмотр есть, но срок скоро заканчивается?
- А если срок истечет после покупки полиса?
- Нужно ли получать диагностическую карту для новой машины
- Проверить диагностическую карту
- Восстановить диагностическую карту
- Причины отказа в получении
- Получить ОСАГО без диагностической карточки
- Что грозит за просроченную ДК
- Новый штраф за просроченный техосмотр
Что такое диагностическая карта?
Диагностическая карта — это документ, в котором фиксируется результат прохождения технического осмотра (ТО). Обслуживание и ТО необходимо проходить в специализированных сервисных центрах. Данная процедура дает водителю и пассажирам уверенность в безопасности своих передвижений. Главное условие для получения ОСАГО — это получение диагностической карты. При отсутствии документа налагается административный штраф в размере 800 рублей.
Периодичность прохождения техосмотра зависит от возраста транспорта:
-
- каждые 2 г, если машине 4–10 л;
- ежегодно, если транспортному средству более 10 л, а также для автобусов и грузовиков старше 5 л;
-
- каждые 6 месяцев для такси, прицепов грузовых авто, если транспортному средству более 5 лет
.
С 01.03.2021 г. диагностическая карточка выдается в электронном виде. Данные сохраняются в Единой автоматизированной информационной системе (ЕАИСТО). Бумажный вариант стал неактуален.
По результатам пройденного техосмотра специалист-диагност должен внести информацию в талон техосмотра о состоянии автомобиля, ПТС и поставить печать. При оформлении автостраховки понадобится оригинал талона техосмотра.
Что проверяют при диагностике
В соответствии с Постановлением Правительства № 1008 от 2011 года технический специалист должен проверить:
-
- тормозную систему;
- узлы рулевого управления;
- кузовные приборы освещения (фары, поворотники, фонари);
- стеклоочистители;
- покрышки, крепления, диски для колес;
- системы двигателя (ГБО, выпускную систему, топливную магистраль);
-
- прочие элементы (ремни, зеркала заднего и переднего вида, замки
).
Кроме того, технический специалист должен проверить наличие и содержимое аптечки, огнетушителя и аварийного знака. Огнетушитель должен быть с неистекшим сроком годности.
Образец диагностической карты
С 2010 года диагностическая карта оформляется в следующем виде:
Лицевая сторона старого образца.
Обратная сторона старого образца.
Обратите внимание! Талон старого образца действителен до истечения времени действия. Далее автовладелец получит документ нового образца.
Согласно приказу Минюста № 290 от 21.11.2011 г., диагностическая карта получила новый формат:
Кому нужна диагностическая карта ?
Каждый автовладелец должен оформить диагностический талон, если автомобилю больше 3-х лет. Однако Правительство приняло Постановление о повышении возраста автомобиля до 4 л с 01.03.2021 г.
Кому она не нужна?
Если автомобилю меньше 3 л, а с марта 2021 г — 4 года, то оформлять талон техосмотра не нужно.
В законе об ОСАГО также сказано, что владельцы транспортных средств определенных видов не могут получить полис, а это значит, что им не нужно проходить техосмотр. В список входят следующие виды ТС:
-
- мототранспортным, которым нельзя передвигаться по дорогам общего пользования (внедорожники);
- военная техника (гусеничная и тракторная);
- прицепы легковых машин;
-
- гусеничная техника, например, бульдозер
.
Техосмотр в 2021 г: новые правила
Правила ТО в России изменились с 1 марта 2021 г: за непрохождение планировалось ввести штраф. При этом получить документ без физического осмотра автомобиля уже нельзя. Но так как не все пункты ТО оказались готовы к нововведениям, автомобилистам пошли на уступки, отсрочив некоторые новшества:
-
- период действия ДК продлен до 1 октября 2021 г (диагностическая карта — это документ с отметками о прохождении техосмотра, который выдается для каждого автомобиля);
- с 22 августа 2021 г можно приобрести ОСАГО для легковых автомобилей без техосмотра и диагностической карты;
-
- после 1 марта 2022 г водители будут оштрафованы за отсутствие диагностической карты и непрохождение техосмотра
.
Информация о нормативном документе
Постановление Правительства Российской Федерации от 27 февраля 2021 г. 275 «О внесении изменений в Постановление Правительства Российской Федерации № 440 от 3 апреля 2020 г» опубликовано на официальном интернет-портале правовой информации 28 февраля 2021 г. Документ вступил в силу с 1 марта 2021 г.
На сколько продлеваются диагностические карты?
Установлено, что на 6 месяцев, но не менее чем до 1 октября 2021 г, продлевается период действия диагностических карточек, содержащих заключения о соответствии транспортного средства обязательным требованиям безопасности ТС, период действия которых истекает с 1 февраля по 30 сентября 2021 г
Диагностические карты делятся на 2 группы:
- продлеваются до 1 октября 2021 г — талоны со периодом действия с 1 февраля по 1 апреля 2021 г;
- продлеваются на 6 месяцев — период действия талона истекает с 1 апреля по 30 сентября 2021 г.
На заметку. Время действия диагностической карточки отмечено в правом верхнем углу лицевой стороны.
Например, если в диагностической карте указано 15022021, то она продлевается до 1 октября 2021 г, то есть техосмотр можно пройти до октября.
Если на талоне указано 15072021, то она продлевается на 6 месяцев, то есть до 15 января 2022 г.
Обратите внимание! Если срок талона истекает после 1 октября 2021 г, то он не продлевается. То же самое касается и талонов ТО, которые просрочились до 1 февраля 2021 г.
Для каких транспортных средств продлеваются диагностические карты?
Диагностические талоны продлеваются для всех ТС, а именно:
- мототранспортных;
- легковых машин;
- грузовых машин;
- автобусов.
Как продлить диагностическую карту ?
Продление действия талона ТО не требует внесения дополнительных изменений ни в диагностическую карту, содержащую информацию о соответствии ТС обязательным требованиям безопасности транспортных средств, ни в единую автоматизированную информационную систему ТОтранспортных средств, созданную в соответствии с Федеральным законом «О техническом осмотре транспортных средств и внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации».
Продление диагностического талона происходит автоматически, т. е. водителю не нужно выполнять никаких дополнительных действий.
Например, если в диагностической карточке указан срок 20032021, то на основании этого талона можно приобрести страховку до 1 октября 2021 г.
К чему приведет продление диагностической карты?
Водителям при продлении диагностической карты удастся сэкономить деньги и время, потраченные на техосмотр. То есть на первый взгляд нововведение выглядит позитивно. Однако рассмотрим его с другой стороны.
Изначально представители органов государственной власти говорили о том, что количество пунктов ТО может оказаться недостаточно полным для обслуживания всех водителей, поэтому предложили отложить проведение техосмотров. Однако поможет ли продление диагностического талона появлению новых пунктов ТО?
Рассмотрим ситуацию глазами владельца пункта ТО. С 1 марта по 1 октября 2021 г клиентов в пункте техосмотра практически не будет (приедут только единичные машины, у которых техосмотр закончился до 1 февраля). То есть доходы пунктов сократятся почти до нуля. Что касается расходов (аренда, налоговые и коммунальные платежи, зарплата сотрудников), то они останутся на прежнем уровне. Не все пункты ТО смогут «держаться на плаву» 7 месяцев за счет собственных средств, и не все будут этим заниматься. Некоторые (а возможно, и многие) пункты ТО просто закроются. То есть к 1 октября 2021 г их может стать не больше, а меньше. Это может привести к большим очередям, проблемам с получением талона ТО и приобретением страховки.
Однако, диагностические карты уже продлены, поэтому нам остается только наблюдать за результатами этого нововведения.
Даже если срок действия диагностического талона был продлен, водителю не запрещается пройти техосмотр заранее. С 1 марта по 1 октября 2021 г пункты ТО будут практически пустыми, поэтому можно выбрать удобное время и оформить новую диагностическую карточку.
Надо ли проходить техосмотр специально для страховки ОСАГО?
Вообще, и да, и нет. Все зависит от целей использования автомобиля, времени его эксплуатации и других особенностей.
По общему правилу, наличие диагностической карты является одним из условий приобретения автогражданки: без прохождения технического осмотра невозможно приобрести страховку (пп. «е» п. 3 ст. 15 ФЗ № 40 «Об ОСАГО»).
Страховщик вправе на законных основаниях отказать в заключении договора обязательного страхования ТС без диагностической карты, за исключением отдельных случаев, в том числе:
- если это новый автомобиль, с момента выпуска которого прошло менее 3 л — в соответствии с пп. 1 п. 2 ст. 15 ФЗ № 170 «О техосмотре ТС», для него не нужно предъявлять карточку при покупке автогражданки, а ОСАГО можно приобрести без прохождения ТО;
- если это авто, которые проходят диагностику раз в полгода (маршрутки, такси);
- при покупке автостраховки на 20 дней;
- если период технического осмотра (в том числе для ОСАГО) устанавливается правовыми актами Правительства Российской Федерации и т. д.
В некоторых случаях оформление автостраховки возможно без диагностической карты. Но обычно это исключения — в большинстве типичных случаев требуется действительный ТО.
Необходимость наличия ТО для заключения ОСАГО
Категория или тип ТС/цель использования |
Год выпуска |
– 1 год от года выпуска |
– 2 года от года выпуска |
– 3 года от года выпуска |
– 4 года от года выпуска |
– 5 лет и более от года выпуска |
Год |
Первый год |
Второй год |
Третий год |
Четвертый год |
Пятый год |
Шестой год и более |
Годы выпуска. Ряд применим в 2020 году |
2020 |
2019 |
2018 |
2017 |
2016 |
2015 и ранее |
Годы выпуска. Ряд применим в 2021 году |
2021 |
2020 |
2019 |
2018 |
2017 |
2016 и ранее |
«А», «Б» (кроме такси, обучение вождению) |
Не требуется |
Не требуется |
Не требуется |
Не требуется |
Требуется |
Требуется |
«C», «D», «В» такси «Б», обучение вождению; трамваи **, троллейбусы** |
Не требуется |
Требуется |
Требуется |
Требуется |
Требуется |
Не требуется* |
Тракторы, спецтехника, самоходки, прочее –– техника с ПСМ (с количеством посадочных мест менее 8) |
Требуется |
Требуется |
Требуется |
Требуется |
Требуется |
Требуется |
Для перевозки опасных грузов*; тракторы/ спецтехника с количеством посадочных мест более 8* |
Не требуется* |
Не требуется* |
Не требуется* |
Не требуется* |
Не требуется* |
Не требуется* |
* Не требуется, так как проходят техосмотр чаще одного раза в год.
** С 1 марта 2021 г. до 1 марта проходят ТО каждые 6 месяцев, предоставление не является обязательным.
Обратите внимание! Даты прохождения техосмотра считаются целыми годами. То есть, к примеру, если транспортное средство категории «С» 2020 г выпуска приобретено в январе 2021 г, то для заключения страхования ему необходимо сначала пройти технический осмотр, поскольку с года выпуска прошел 1 г.
Как часто нужно проходить ТО
Вот основные правила для автовладельцев:
- автомобили, которым мене 4 л, не освобождаются от прохождения технического осмотра; талон ТО для приобретения автогражданки не требуется;
- ТО легковых автомобилей от четырех до 10 л проводится один раз в 2 г; если автомобилю больше 10 л, процедуру повторяют ежегодно;
- такси, автобусы и грузовики не старше 5 л также должны проходить ТО ежегодно, если старше — раз в полгода.
Возраст ТС считают начиная с года выпуска, а не с момента покупки.
Где проходить ТО в 2021 г
Согласно новым правилам, обратиться за ТО можно только на станции с государственной аккредитацией. Список таких пунктов доступен на официальном сайте Российского союза автостраховщиков.
При этом можно обращаться за проведением техосмотра на аккредитованную станцию ТО любого региона — место регистрации автомобиля значения не имеет. Допустим, водитель зарегистрировал машину в Москве, а сам живет в Санкт-Петербурге, он вполне может пройти процедуру там же или, к примеру, в Краснодаре.
Какие документы нужны
Для прохождения технического осмотра понадобятся:
- паспорт владельца транспорта;
- паспорт транспортного средства (ПТС), свидетельство о регистрации транспортного средства (СТС) или любой другой документ, идентифицирующий транспортное средство; также подойдет техпаспорт, выданный во времена СССР.
Как пройти техосмотр по новым правилам
С марта 2021 г действует новое правило: перед началом проведения ТО и по окончании процедуры операторы пункта должны сфотографировать автомобиль. Требования следующие: на фото должны быть отображены не только госномер, марка, модель и цвет автомобиля, но и информация о времени съемки и географические координаты места диагностики. Фотографии с результатами проверки загружают в единую базу данных — ЕАИСТО. По этой причине невозможно пройти ТОбез фактического осмотра авто. Это означает, что диагностическую карту купить онлайн через интернет больше не удастся.
Перед осмотром необходимо вымыть машину, проверить аптечку, знак аварийной остановки, запаску и огнетушитель. Если на станции техобслуживания оператор обнаружит, что у огнетушителя или аптечки истек срок годности, то в проведении ТО будет отказано.
Перед началом диагностики оператор сверит идентификационные номера машины, кабины, рамы и кузова с номерами, указанными в документах. Если данные не совпадут или их вовсе не окажется, сотрудник станции откажет в проведении ТО и сделает соответствующую отметку в информационной системе. Таким образом, талон водителю не выдадут.
Если все в порядке, водитель должен оплатить услугу, после чего автомобиль будет отправлен на диагностику. Эксперт-техник с помощью специального оборудования проверит тормоза, шины, колеса, рулевую рейку, фары, зеркала, двигатель и другие части. Весь процесс обычно занимает около 30 минут.
Если водитель откажется оплачивать ТО, ему будет отказано в ТО.
Внимание! При техническом осмотре ничего не меняют, не ремонтируют, не регулируют, а только проверяют исправность.
Осмотр автомобиля проведен. Что дальше?
Если все показатели автомобиля в норме, то в диагностическом талоне владельца появится отметка о том, что ТС безопасно и допущено к использованию.
Если специалисты выявят технические неполадки, они сделают отметку в талоне о необходимости устранения недостатков. Это следует сделать в течение 20 календарных дней, далее приехать в пункт ТО для повторного осмотра. Повторная процедура займет меньше времени — проверят только неисправные узлы. Если все пройдет успешно, информация в диагностической карте изменится.
С 2021 г после ТО автомобиля заводят электронную диагностическую карточку. Доступ к ней есть у автовладельца, страховщиков и правоохранительных органов. По желанию владельца ТС документ можно получить в бумажном виде, но, скорее всего, показывать такую карточку будет некому: страховые компании и ГИБДД давно используют единую информационную систему.
Сколько стоит прохождение техосмотра в 2021 г
Стоимость техосмотра каждый оператор определяет самостоятельно, но в пределах установленного в регионе ценового диапазона.
Стоимость прохождения техосмотра зависит от вида ТС. К примеру, в Москве в 2021 г получение диагностической карты на легковой автомобиль может стоить не более 720 рублей, а в Брянске — не более 338 рублей. Точную стоимость можно узнать на сайте или позвонив на станцию техосмотра.
Оплатить ТО можно в отделении банка, через платежный терминал или через интернет. Во многих пунктах принимаются наличные.
Что будет, если не пройти ТО в 2021 г
Водители, своевременно не прошедшие техосмотр, будут оштрафованы. Правда, штрафы начнут взимать только с 1 марта 2022 г. Нарушителей будут автоматически выявлять по камерам. Если у них нет отметки о наличии диагностической карты в ЕАИСТО, штрафы будут приходить даже при имеющемся действующем полисе , но не чаще одного раза в сутки. Размер штрафа — 2 000 рублей.
До 1 марта 2022 г сотрудникам ГИБДД требуется только действующий ОСАГО, а камеры пока не будут фиксировать нарушителей. Но владельцы такси, автобусов и грузовиков должны пройти ТО в обязательном порядке. Для них уже действуют штрафы за отсутствие диагностических карт — послабления их не коснулись.
С 22 августа 2021 г владельцы легковых автомобилей, за исключением такси, могут приобретать полисы без диагностической карты. Но это вовсе не означает, что теперь о техническом осмотре и диагностике авто можно забыть. Вот почему: в случае аварии страховая компания может отказать автовладельцу в выплате компенсации с просроченной диагностической картой. А если он стал виновником ДТП, страховая компания вправе подать к нему иск о возмещении ущерба пострадавшей стороне. Поэтому в интересах автовладельца выполнить требования о ТО и сделать это вовремя.
Правила прохождения ТО упрощены, но ОСАГО по-прежнему необходимо всем автовладельцам.
Сколько действует ТО для страховки
Для получения ОСАГО требуется документальное подтверждение того, что автомобиль технически исправен. Таким документом является диагностическая карта. Согласно закону «Об ОСАГО», с 2012 г водители обязаны проходить ТО перед заключением договора страхования. Данное требование решено ввести в связи с увеличением количества аварий, возникающих из-за технических неисправностей транспортных средств (п. 3 ст. 15).
Оформить полис можно в любое время в течение действия диагностической карты, вплоть до последнего дня. Но обязанность по прохождению нового технического осмотра остается за владельцем авто и прописана в Правилах страхования.
Водитель должен понимать, что в случае аварии компенсацию причиненного ущерба придется выплачивать его собственного кармана. Бездействие будет расценено страховщиком как нарушение условий договора. А это повод для отказа в выплатах или для предъявления регрессного требования (иска о возмещении понесенных затрат за виновника ДТП).
Для определения периода действия диагностической карты обратимся к актуальным на 2021 г нормам. Согласно действующему законодательству, результаты ТО актуальны в течение разного времени: от полугода до нескольких лет. Диагностическая карта действует с момента выдачи до дня повторного обращения в техцентр. Дата годности указывается рядом с номером документа, в «шапке» бланка и, как правило, составляет 1–2 г.
Поскольку заполнять документ имеет право только эксперт, указанная дата не вызывает сомнений. Специалист устанавливает дату исходя из возраста автомобиля и в соответствии с нормами законодательства РФ. Поэтому, помимо строки «срок действия до», в документе есть и другое заполненное еще — «дата прохождения следующего ТО». Цифры отличаются, ведь следующий осмотр по закону владелец должен пройти заранее.
При смене собственника, если был куплен подержанный автомобиль с действующей диагностической картой, действие документа не прерывается. Проходить ТО не нужно, так как талон выдается не на имя собственника, а на транспортное средство и входит в перечень документов, которые предыдущий владелец передает новому (п. 5 ст. 19 ФЗ-170). Только стоит проверить ее подлинность с помощью базы данных ЕАИСТО. Если у предыдущего владельца не было действующей диагностической карты, новому собственнику предоставляется 10 дней для прохождения ТО.
Действие диагностической карточки не прерывается в случае аварии. Закон не предусматривает обязанности повторно проходить ТО после ДТП, даже серьезного.
Периодичность прохождения техосмотра
Для продления действия диагностической карты автовладелец должен обратиться в специализированный центр, где его автомобиль проверят на предмет исправности работы узлов.
Как часто нужно проходить эту процедуру? Закон «О техосмотре» № 170-ФЗ, который был принят в 2012 г и с тех пор менялся только один раз (редакция 2014 г), устанавливает различную периодичность техосмотра для транспортных средств категорий B, C и предназначенных для перевозки пассажиров. Кроме того, частота прохождения техосмотра зависит от года выпуска:
- Автомобили категории «В» (легковые) необходимо проверять на техисправность каждые 3, 5 и 7 л после выпуска. То есть в течение первых шести лет техосмотр следует пройти дважды. По прошествии 7 л придется предоставлять автомобиль натехосмотр каждый год. То же правило действует в отношении мототранспортных средств. А вот для полуприцепов и прицепов с 2012 г отдельно получать талон не нужно.
- К владельцам ТС категории «С» (грузовые массой до 3,5 тонны) закон предъявляет более жесткие требования: он обязывает их проходить техосмотр ежегодно. Это правило распространяется также на учебные ТС и автомобили, оборудованные специальными сигналами.
- Транспортные средства, предназначенные для пассажирских перевозок, в которых более восьми посадочных мест (автобусы, маршрутные такси) и грузовые автомобили, перевозящие опасные грузы, должны проходить диагностику каждые шесть месяцев.
Получить диагностическую карту придется заранее, если требуется оформить новый полис автострахования. Страховку не выдадут, если техосмотр не пройден и не внесены соответствующие данные о состоянии транспортного средства в базу ЕАИСТО.
При оформлении полиса предъявлять талон не обязательно, страховщики проверяют наличие и время ее действия по реестру данных (ЕАИСТО).
Диагностическая карта будет выдана автовладельцу в случае успешно пройденного тестирования автомобиля. Техническое состояние ТС проверяется по 65 пунктам, включая работу двигателя, оптики, щеток и стеклоомывателей, колес, исправность тормозов, рулевого управления. Снова проверяют наличие огнетушителя и аптечки.
Если техосмотр есть, но срок скоро заканчивается?
Истекающий срок действия ДК не является проблемой. Главное, чтобы при оформлении договора страхования она была действительной, а то, через сколько времени ее действие истекает, страховщика волновать не должно.
На практике 2021 г представители страховой компании могут потребовать от страхователя предъявления талона, период действия которой истекает не ранее, чем через полгода после покупки. Но такое требование неправомерно.
Правда, для обычного водителя здесь есть не самая хорошая новость. Для понуждения страховщика заключить обязательный договор клиенту потребуется письменный отказ. Для получения письменного отказа необходимо подать заявление о заключении договора. Время рассмотрения такого заявления — до 30 дней. И еще 30 дней на протокол разногласий от страховщика. Что неприемлемо для большинства автомобилистов, так как покупать новый полис они едут за день-два до окончания действующего.
Ранее в законе существовала норма, по которой СК имела право отказать в оформлении ОСАГО, если срок техосмотра заканчивается раньше, чем шесть месяцев до окончания предполагаемого срока действия автогражданки (п. 6.1 ст. 15 ФЗ № 40). Однако, согласно пп. «б» п. 2 ст. 4 ФЗ № 131, эта норма утратила силу еще в 2012 г и сейчас не действует — отказ в выдаче полиса по причине истекающего техосмотра неправомерен.
А если срок истечет после покупки полиса?
Действие ДК не влияет на действие страхового полиса — законом «Об ОСАГО» такой привязки не предусмотрено. Это означает, что страховка будет действовать независимо от того, как давно водитель прошел техосмотр. Кроме того, просроченный талон не повлияет и на возмещение, предоставляемое по ОСАГО.
Если у водителя, попавшего в аварию, на момент столкновения не будет действительной диагностической карты, это не может считаться причиной для невыплаты страховки или проведения восстановительного ремонта автомобиля. Исчерпывающий перечень документов, необходимых водителю для оформления страховки, определен п. 3.10 Правил ОСАГО, диагностической карточки в их числе сейчас нет.
А вот для виновника аварии ситуация не такая радужная. Для него страховка будет работать и без технического осмотра, страховщик не откажется от возмещения причиненного им ущерба в отношении всех пострадавших.
Но истечение времени действия диагностической карточки на момент столкновения будет основанием для взыскания всех страховых сумм с виновника аварии в порядке регресса (пп. «и» п. 1 ст. 14 ФЗ № 40) при 2 условиях:
- если ДТП с просроченным техосмотром произошло после 1 марта 2021 г;
- если причиной аварии стала неисправность автомобиля нарушителя.
Дело в том, что в законодательство ОСАГО вносятся соответствующие изменения. Если до указанной даты регресс за закончившийся ТО применялся только в отношении такси и автобусов, то с марта 2021 г — даже в тех случаях, когда к столкновению привела поломка автомобиля.
1. К страховщику, осуществившему страховое возмещение, переходит право требования потерпевшего к лицу, нанесшему ущерб, в размере выплаченного потерпевшему страхового возмещения, если:
и) при наступлении страхового случая, произошедшего вследствие неисправности транспортного средства, срок действия диагностической карточки истек.
А если виновная сторона не вернет деньги в СК добровольно, они будут принудительно взысканы в судебном порядке.
Однако, есть и другие причины, по которым теперь не стоит ездить с просроченной диагностической картой.
Нужно ли получать диагностическую карту для новой машины
Для нового автомобиля диагностическая карта не требуется. Нет необходимости подтверждать, что машина находится в исправном и безопасном состоянии, потому что она только что сошла с конвейера, и за ее надежность отвечает производитель. Ответственность носит форму гарантийного периода эксплуатации — 1–5 лет, в среднем 3 г. На ТС из автосалона талон не нужен даже при оформлении страхования.
Когда владельцу нового авто нужно проходить техосмотр, чтобы беспрепятственно получить страховку? По истечении трех лет с года выпуска авто. Основанием для освобождения от обязанности проходить техосмотр в течение первых трех лет служит статья 15 Федерального закона «О техосмотре» № 170.
Проверить диагностическую карту
Для получения информации о диагностической карте необходимо зайти на официальный сайт единой системы ЕАИСТО и ввести следующую информацию:
-
- Регистрационный знак.
- VIN.
- Номер кузова.
- Номер рамы.
-
- Номер ДК
.
Система автоматически предоставит информацию. Стоит обратить внимание, что на сторонних сервисах, предлагающих эту услугу на платной основе, можно столкнуться с мошенниками.
Восстановить диагностическую карту
Если владелец потерял диагностическую карту, нет необходимости тратить деньги и проходить техосмотр повторно. Это связано с тем, что после завершения процедуры специалист страховой компании или независимого центра должен внести всю информацию в единую систему ЕАИСТО.
Для восстановления документа потребуется выполнить следующие действия:
- обратиться в страховую компанию или сервис, где была выдана ДК и пройден техосмотр, написать заявление, согласно которому гражданин просит восстановить талон;
- предоставить информацию об автомобиле;
- как правило, специалисты перезванивают по номеру телефона заказчика и сообщают о готовности документа, далее останется только оплатить стоимость услуги.
На официальном сайте РСА можно найти ближайшее отделение технического пункта (адрес, телефон). Как правило, процедура восстановления актуальна, если время действия результатов технического осмотра еще не истекло. В противном случае автовладельцу придется повторить прохождение техосмотра и соответствующие шаги в соответствии с приведенной выше инструкцией.
Благодаря созданию электронных баз данных и оперативному получению информации о прохождении техосмотра специализированные центры и страховщики могут получить сведения за несколько минут и изготовить новый документ в течение 1 дня. К тому же повторная диагностика не потребуется, если гражданин предварительно выполнил все необходимые мероприятия. Достаточно одного дня, чтобы оформить дубликат утерянной ДК.
Внимание! Заказ дубликата — услуга платная. Каждый технический центр или страховщик устанавливает свои тарифы. Как правило, стоимость услуги не превышает стоимости оформления первичного талона ТО. Цену рекомендуется уточнить на официальном сайте компании или по телефону горячей линии.
Причины отказа в получении
Основная причина отказа в выдаче ДК — наличие технеполадок. При обнаружении недочетов (приводящих к нарушению техники безопасности) автовладелец должен будет устранить их в течение 20 дней и пройти техосмотр повторно.
Среди других причин, по которым могут отказать в предоставлении талона, можно выделить следующие факторы:
-
- Наличие тюнинга (тонирование, установка оборудования ГБО без соответствующего сертификата, а также использование других несанкционированных устройств).
- Технические неисправности: подтекает масло, шум при выхлопе, не работает ремень безопасности или дворники.
-
- Отсутствие огнетушителя и аптечки. Это правило закреплено в положении технического регламента Таможенного союза
.
Если повторный техосмотр выполняется в той же организации, нужно заплатить только за диагностику узлов, которые ранее были неисправны.
Получить ОСАГО без диагностической карточки
Если авто ранее не проходил техосмотр, тем не менее есть возможность оформить полис. Однако документ носит временный характер и действует всего 20 дней. Стоимость ДК составляет примерно 20 % от цены обычного полиса. Как правило, оформление временной ДК требуется, чтобы перегнать транспортное средство на СТО для техосмотра с целью постановки на учет. Если процедура занимает более 20 дней, то талон придется переоформить.
Собственникам ТС не старше 3 л можно оформить полис без диагностической карточки. Действие документа составит 1 год. Кроме того, с марта 2021 г введен новый порядок прохождения техосмотра. Осенью 2019 г Госдума приняла новый закон. Из-за сложной ситуации, связанной с распространением коронавируса, автовладельцы могут завершить оформление полиса до 2021 г.
Что грозит за просроченную ДК
Наличие диагностической карточки должно подтверждать исправность ТС и безопасность для его владельца и пассажиров. То есть, по сути, это гарантия того, что машина не сломается посреди дороги и не станет причиной ДТП. В этом основное предназначение документа, а не в том, чтобы был лишний повод привлечь автовладельца к административной ответственности.
Закон не предусматривает каких-либо штрафов для водителей, пропустивших сроки обновления талона. По ПДД сотрудник ГИБДД может потребовать у водителя только три документа (ДК среди них нет). Исключение касается только водителей, перевозящих пассажиров на коммерческой основе. Для них предусмотрен штраф в размере 500–800 рублей за перевозку при отсутствии действующей диагностической карточки (основание — п. 2 ст. 12.1 КоАП).
Тем не менее отсутствие действующей ДЦ приводит к негативным последствиям:
- Невозможность оформления ОСАГО, а за отсутствие полиса предусмотрен штраф (500–800 рублей согласно ст. 12.37 КоАП). Но в законе есть небольшое допущение. Так как водитель имеет право выбрать технического оператора, ничего не будет грозить, если оформить временную страховку (на 20 дней) без ДК, чтобы добраться до нужного центра ТО и уже там получить новую диагностическую карту. Если потенциальный клиент забыл оформить документ, СК может выдать полис вместе с договором на прохождение техосмотра в конкретной организации. Если клиент так и не приедет в пункт назначения в указанные сроки и не исполнит свое обязательство по прохождению техосмотра, это полностью останется на его совести.
- В случае ДТП страховщик откажет в выплатах или выплатит компенсацию пострадавшей стороне за виновника, но выдвинет регрессные требования к своему клиенту.
Страховщик имеет право потребовать возмещения своих убытков, если клиент оформлял страховку с просроченным талоном техосмотра или по поддельному документу. Право на подачу регрессного иска закреплено в ст. 14 закона «Об ОСАГО». Страховая компания заинтересована в экономии своих средств, поэтому нет смысла надеяться, что представители СК не проверят наличие и дату действия талона после аварии. И никакие доказательства в суде (в том числе техническая экспертиза, подтверждающая исправность автомобиля на момент ДТП) не спасут водителя, если он не вовремя не прошел техосмотр.
Чтобы не получить подделку вместо диагностической карточки, следует обращаться только в лицензированные сервисные центры, проверять техоператора по базе PCA.
Попытка использовать фальшивый документ в своих целях — это повод для правоохранительных органов привлечь владельца к уголовной ответственности. Фальшивой также можно считать ДК, выданную без должного осмотра. Ответственность в этом случае лежит на исполнителе (организации).
Диагностическая карта оформляется довольно быстро (в течение нескольких часов, если ТС находится в исправном состоянии). В каждом городе есть много СТО, одобренных Российским союзом автостраховщиков, а стоимость прохождения техосмотра невысока. Цена будет зависеть от типа транспортного средства и тарифов оператора. Стоимость талона обычно не превышает 800 рублей. для легкового авто и 1600 рублей для грузового. Поэтому нет смысла подвергать риску свою финансовую стабильность и затягивать с переоформлением ДК.
Кроме того, попытка сэкономить на техосмотре может стоить автовладельцу гораздо более серьезных последствий (создать угрозу жизни для себя, пассажиров и другим участников дорожного движения).
Новый штраф за просроченный техосмотр
До определенного момента законодатель не обязывал водителей иметь при себе диагностическую карту.
Кроме того, штраф за просроченный техосмотр, установленный ч. 2 ст. 12.1 КоАП, касался только водителей такси, маршруток, грузопассажирского, а также специального транспорта для перевозки опасных грузов. Закон не предусматривал какой-либо ответственности обычных водителей, не прошедших вовремя диагностику.
Но согласно ст. 1 ФЗ № 219 от 26.07.2019 г., в КоАП внесены изменения: ч. 2 ст. 12.1 утратила силу. Вместо нее с 1 марта 2021 г в ст. 12.5 вводится часть 1.1 следующего содержания:
Управление транспортным средством, в отношении которого не оформлена диагностическая карта, подтверждающая допуск ТС к участию в дорожному движении, влечет наложение административного штрафа в размере двух тысяч рублей.
То есть теперь сотрудники ГИБДД будут проверять, есть ли у водителей действительный техосмотр, а в случае его отсутствия — штрафовать всех на 2 тысячи рублей.
Важно, что поводом для привлечения является именно непрохождение диагностики, а не отсутствие диагностической карточки. В ПДД приводится исчерпывающий перечень документов, которые водитель должен возить с собой, в их числе ДК нет. Предполагается, что будет создана специальная информационная база техосмотра, по которой будут проверяться потенциальные нарушители.
Повторное привлечение за это же нарушение будет возможно только через 24 часа после выявления первичного нарушения.