Отказ от ремонта по ОСАГО в пользу денег: когда можно получить выплату

Содержание
  1. Как действовать в случае ДТП
  2. СТОА: направление и возможность выбора
  3. Деньги или ремонт — кто выбирает
  4. В каких случаях страховая направляет на ремонт
  5. На каких условиях проходит восстановительный ремонт
  6. Когда для страховой выгоднее выплата
  7. Кому выгоден ремонт
  8. Отказываться или нет: плюсы и минусы ремонта
  9. В каких случаях возможно получить деньги вместо ремонта
  10. Как получить деньги по ОСАГО вместо ремонта: законные основания
  11. Если с ремонтом нет возможности уложиться в 30 суток
  12. Если до ближайшего автосервиса партнера более 50 км
  13. Если в городе нет официального дилера
  14. Если ремонтировать нужно не авто
  15. Если после ДТП потерпевший погиб или получил средний или тяжкий вред
  16. Тотальная гибель авто
  17. Если потерпевший — инвалид
  18. Если вина обоюдная
  19. Если автомобиль грузовой
  20. Просто предложить заплатить
  21. Не соглашаться на доплату
  22. Как отремонтировать автомобиль по ОСАГО
  23. Примеры ситуаций ремонта по ОСАГО
  24. Учитывается ли износ машины
  25. Если машина на гарантии
  26. Будет ли действительна гарантия после проведенного ремонта
  27. Чья будет ответственность за плохо сделанный ремонт
  28. Что нужно для выплаты страхового возмещения
  29. Сроки выплат компенсаций на ремонт и наличными
  30. Кто доплачивает за ремонт
  31. Не доплатили за ремонт по ОСАГО: что делать
  32. Откуда берутся деньги за доплату
  33. Страховая специально занижает сумму
  34. Ремонт обходится дороже страховки
  35. Что нужно для взыскания недостающей суммы
  36. Права и обязанности сторон
  37. Что делать, если страховщик отказывается выплачивать наличными
  38. Порядок обращения в суд с жалобой на страховую
  39. Подведем итоги

Как действовать в случае ДТП

Если в результате аварии ущерб причинен только транспортным средствам и у всех водителей есть действующие страховые полисы, то требование о компенсации вреда необходимо предъявлять в свою страховую.

Важно! В случае причинения вреда жизни или здоровью участников ДТП заявление о страховой компенсации подают в страховую виновника аварии.


Заполненные извещения о происшествии должны быть переданы участниками аварии в свои страховые (или их представителям в субъекте Российской Федерации, на территории которого произошло ДТП) в срок пять рабочих дней после дорожно-транспортного происшествия.

Срок рассмотрения страхового заявления о страховой выплате — 20 суток.

За несоблюдение сроков выдачи потерпевшему направления на ремонт предусмотрено начисление неустойки в размере 1 % от суммы страхового компенсирования за каждый день просрочки. За нарушение сроков осуществления ремонта страховая наказывается неустойкой в размере 0,5 % от суммы страхового возмещения.

СТОА: направление и возможность выбора

По правилам любая страховая организация обязана выдать клиенту направление на станцию техобслуживания. В большинстве случаев вы не вправе влиять на выбор СТОА, страховая направляет в ту организацию, с которой у нее заключен договор. Единственное исключение — ситуация, если происшествие оформлялось аварийным комиссаром.

Однако и здесь есть нюанс: на официальном сайте каждой страховой есть полный список СТОА, которые с ней сотрудничают, и автовладелец обладает формальным правом выбора исключительно из перечня предлагаемых сервисов.

Для ремонта поврежденного транспорта в техцентре, с которым у страховой нет договора, необходимо получить письменное согласие страховой организации. В прошении о страховом возмещении нужно указать полное название выбранной организации, адрес места нахождения и платежные реквизиты, чтобы страховщик оплатил проведенный восстановительный ремонт.

Деньги или ремонт — кто выбирает

Право выбора в 2021 году принадлежит страховой. Это правило действует с 28 марта 2017 года, когда вступил в силу Федеральный закон № 49-ФЗ о внесении изменений в закон «Об ОСАГО».

С тех пор страховой компании в случае происшествия предоставляется право конечного выбора. Но первоначального голоса не лишены и автовладельцы. Работает это следующим образом:

  1. При подаче прошения о страховом возмещении можно выбрать выплату деньгами или направление на ремонт (подпункт «ж» части 16.1 статьи 12 Федерального закона «Об ОСАГО»).
  2. Страховая рассматривает данные и принимает окончательное решение при выборе между этими двумя видами возмещения.

Таким образом, решение о выплате при том или ином страховом случае или о ремонте принимает страховая компания, но вам все равно следует указать в заявке на возмещение после ДТП предпочтительный способ — возможно, удастся прийти к соглашению.

В каких случаях страховая направляет на ремонт

Это происходит во всех случаях, когда это выгодно, и автосервисы, с которыми у страховой заключен договор на проведение ремонта, соответствуют требованиям Федерального закона.

Сегодня у всех страховых компаний в приоритете направление на ремонт (в том числе Росгосстрах, АльфаСтрахование, РЕСО Гарантия, Ингосстрах и другие).

Для СК лучше направить на ремонт в следующих случаях:

  • если авто, попавший в ДТП, не старше 3–4 лет, и калькуляция с учетом износа не будет занижена от реальной стоимости ремонта;
  • еще выгоднее, если речь идет о автотранспорте старше 2 лет, но младше тех же 3–4 лет.

Как видим, выбор ремонта или выплаты здесь кроется в двух важных критериях:

  1. Чем старше авто, тем меньше заплатит СК, поскольку при расчете компенсации учитывается износ деталей машины: чем старше автомобиль, тем больше износ и тем на меньшую сумму будет посчитана каждая запчасть (это не касается калькуляции ремонта); следовательно, если транспортному средству более 5 лет, износ может достигать 50 % (но не более);
  2. Закон «Об ОСАГО» устанавливает правила «игры» для страховой: так, если машине меньше 2 лет, страховая компания обязана отправлять ее только к официальному дилеру, а стоимость услуг дилеров, как правило, существенно выше, поэтому заплатить деньгами проще.

Пострадавшему, если у него машина свежих годов, лучше получить выплату, а для старых авто —сделать ремонт.

На каких условиях проходит восстановительный ремонт


Предельный срок осуществления ремонта — не более месяца со дня предоставления транспортного средства в техсервис.

Станция ТО не должна располагаться дальше, чем в 50 километров от места происшествия или места жительства потерпевшего (по его выбору).

Ремонт новых авто (не старше двух лет) должен производиться у официального дилера, осуществляющего гарантийное обслуживание.

Минимальный гарантийный срок на ремонт поврежденного авто составляет 6 месяцев, на кузовные и связанные с использованием лакокрасочных материалов работы — 12 месяцев.

Когда для страховой выгоднее выплата

Если машина достаточно старая, то в случае направления на ремонт СК должна будет купить запчасти на свои деньги. При этом закон запрещает закупать б/у запчасти для восстановления авто после инцидента. Но при выплате наличными учитывается амортизация. Поэтому второй вариант более выгоден для страховой компании.

Если авто больше 5 лет, то, скорее всего, СК произведет выплату деньгами.

Другой вариант выгоды выплаты заключается в несовершенстве Единой методики расчета оплаты. Таким образом, стоимость некоторых деталей по этой методике может быть довольно низкой, а на самом деле они стоят намного дороже. В этом случае страховой выгоднее заплатить деньги по расчету Единой методики, чем самостоятельно оплачивать запчасти, приобретенные автосервисом.

Страховщик оплачивает финансы

Но, помимо выгоды, для страховой компании существуют еще законодательные ограничения для возможности направить транспортное средство на ремонт.

Кому выгоден ремонт

Для многих потерпевших выгоднее получить натуральное возмещение, чем наличные. На это есть несколько причин:

  1. Страховая компания, а не потерпевший, будет нести ответственность за качество ремонта, и требовать, если вдруг что-то сломается из-за плохо выполненного ремонта, можно с нее.
  2. Не нужно искать автосервис, в котором будет приемлемая стоимость ремонта, запчасти для определенной марки машины или мотоцикла, а также хорошие мастера. Этим занимается PCA, который контролирует все сервисы, желающие сотрудничать, и разрабатывает правила и нормы их деятельности.
  3. Ремонт может быть выполнен официальным дилером, если его представительство находится в городе, где произошло ДТП, но только в период 2–3 лет с момента покупки авто.
  4. Отремонтировать можно те повреждения транспортного средства, которые были получены до аварийной ситуации, и те, что образовались в результате нее, за один раз, но за дополнительную плату.

Отказываться или нет: плюсы и минусы ремонта

Что выбрать: платы или ремонт по ОСАГО

Как оказалось, не всех устраивает новый закон, поскольку, как считают автовладельцы, в автосервисах ставят некачественные запчасти, ремонтируют долго и нет гарантии, что ремонт будет выполнен качественно. Но это полный абсурд, так как все эти гарантии есть: на выполненные ремонта — 6 месяцев, запчасти по закону можно ставить только новые, а ремонт может занять не более 1 месяца.

Также есть жалобы, что нет возможности выбрать «свой» автосервис, но можно ли это считать чем-то отрицательным? Все они в списке крупных страховых компаний проходят проверку органами РСА, что является гарантом квалифицированно выполненного ремонта.

Ниже перечислим действительно объективные преимущества:

  • натуральные выплаты — решение, применяемое во многих современных странах;
  • есть гарантия от СТО и страховой компании на действия по восстановлению авто;
  • не нужно самостоятельно искать место, где починят его машину или другое транспортное средство;
  • устанавливаются только новые детали;
  • если авто меньше двух лет, то ремонт осуществляет дилер, но за счет СК или по гарантии;
  • можно избежать различных судебных разбирательств и юридической волокиты;
  • деньги уходят действительно на ремонт авто, а не на что-то другое, потому что ездить на поврежденном транспорте опасно как для автовладельца, так и для окружающих.

Недостатки:

  • штрафы, которые должны быть понесены в случае просрочки, не продуманы для стороны, осуществляющей ремонт;
  • выбор весьма ограничен;
  • если авто или мотоцикл были новыми, то даже небольшая авария может значительно снизить их стоимость, так как этот факт будет указан в паспорте транспортного средства; даже идеально выполненный ремонт на это не повлияет, чего нельзя сказать о денежной выплате, с помощью которой можно при продаже авто почти полностью возместить сумму, потерянную в результате инцидента;
  • новые запчасти стоят дорого, и страховая компания выдает деньги с учетом износа уже имеющихся на машине деталей.

В каких случаях возможно получить деньги вместо ремонта

Выплата в денежной форме производится в следующих случаях:

  • смерть потерпевшего;
  • причинение тяжкого или средней тяжести вреда здоровью потерпевшего (если выбрана такая форма страхового возмещения);
  • потерпевший является инвалидом и владеет авто по медицинским показаниям (если такая форма была выбрана в заявлении о страховом возмещении);
  • полная гибель транспортного средства;
  • стоимость ремонта превышает 400 тысяч рублей (50 тысяч рублей для случаев оформления ДТП по европротоколу), и потерпевший не соглашается вносить дополнительную плату за ремонт;
  • все участники признаны ответственными за причиненный ущерб («обоюдка»), и потерпевший не соглашается вносить дополнительную плату за ремонт;
  • в результате дорожно-транспортного происшествия ущерб был причинен только имуществу, не являющемуся транспортным средством;
  • потерпевший отказывается от ремонта на СТО, если она не соответствует установленным требованиям;
  • страховая компания не предоставляет потерпевшему возможность провести ремонт на СТО, указанной при заключении страхового договора;
  • наличие письменного соглашения между страховой и потерпевшим.

Как получить деньги по ОСАГО вместо ремонта: законные основания

Возможность компенсации ущерба в качестве ремонта появилась не так давно. Если полис получен после 28 апреля 2014 года, компания сама выбирает, какой способ компенсации ей удобен. В новом законе предусмотрено множество нюансов, которые допускают некоторые исключения, когда покрытие ущерба в денежной форме допустимо.

Если с ремонтом нет возможности уложиться в 30 суток

Закон устанавливает срок выплаты компенсации. Ремонт авто не должен занимать больше времени. Срок исчисляется с момента прибытия машины на СТОА.

Часто для ремонта машины нужны запчасти, доставка которых занимает много времени. В этом случае страховая предлагает продлить срок ремонта.

Если вы не согласны, у компании не останется выбора, и она возместит ущерб деньгами, чтобы не нарушать положения действующего законодательства.

Если до ближайшего автосервиса партнера более 50 км

СТО должна располагаться не дальше 50 км от места жительства владельца. Если она находится дальше, гражданин может отказаться от сервиса и потребовать денежную компенсацию.

Здесь есть нюанс: страховая компания вправе предложить доставку к выбранной СТО, тогда выплата станет невозможной.

Если в городе нет официального дилера

По закону машины, которым меньше двух лет, должны обслуживаться только у официальных дилеров. Если такой организации в городе нет, страховая должен предложить перевозку транспорта или оплату проезда. Иногда такие услуги требуют больших сумм у СК, поэтому у вас появится лазейка для получения денежной компенсации.

Если ремонтировать нужно не авто

Если на момент подачи прошения о компенсировании речь идет не только о повреждении машины, но и, например, о вреде здоровью, то денежная выплата гарантирована. Эти случаи также могут касаться личных вещей гражданина, поврежденных в результате столкновения: ноутбуки, мобильные телефоны, одежда и т. д.

Если после ДТП потерпевший погиб или получил средний или тяжкий вред

Данная ситуация предусматривает полную денежную компенсацию. Страховая за средний и тяжкий вред потерпевшему выплачивают денежные средства по установленным нормам возмещения.

Кроме того, потерпевший вправе требовать денежную компенсацию за потерю трудоспособности, больничный или получение инвалидности. В случае смерти потерпевшего члены его семьи, малолетние дети и иждивенцы должны получить возмещение в срок, установленный правилами ОСАГО.

Тотальная гибель авто

Иногда машину уже невозможно отремонтировать. У страховых компаний есть понятие полная «тотальная гибель ТС». В этом случае вы можете получить денежную компенсацию в размере 400 000 рублей.

Если потерпевший — инвалид

При наличии подтверждения инвалидности гражданина, денежная компенсация выплачивается организацией, выдавшей полис. Здесь мы не будем говориречь идет не о ремонте, а о выплате компенсации за причиненный вред здоровью.

Если вина обоюдная

Если вина была признана обоюдной, компенсация зависит от степени виновности и начисляется в процентах. Организация вправе предложить направление на ремонт за небольшую доплату, потому что нет необходимости полностью возмещать ущерб.

Если такой вариант не подходит потерпевшему, компания должна выплатить ему определенную сумму.

Если автомобиль грузовой

Когда в происшествии участвовал водитель грузовика, выступающий в роли потерпевшего, он вправе сам определить способ возмещения ущерба.

Просто предложить заплатить

Такой вариант очевиден, но не все организации соглашаются на просьбу гражданина выплатить ему ущерб в денежной форме.

В процессе написания обращения необходимо указать желание получить финансовую помощь или попытаться договориться со страховой.

Не соглашаться на доплату

Бывают ситуации, когда страховая компания отказывается платить, объясняя свой отказ тем, что якобы в нее перечислили мало денег на ремонт, и чтобы получить денежную выплату, потерпевший должен за что-то доплатить. Такие действия страховой компании являются незаконными, поэтому клиенту СК необходимо потребовать предоставить аргументы для отказа в письменной форме.

Вы не должны соглашаться ни на какие «сделки» со страховым агентом, менеджером или даже директором компании. СК обязана выполнить взятые на себя обязательства, будь то выплата деньгами или ремонт авто с использованием новых запчастей.

Как отремонтировать автомобиль по ОСАГО

Подробная инструкция по получению страхового возмещения в виде ремонта в 2021 году от начала до конца процедуры:

  • в первую очередь оформляется само ДТП, то есть происходит выполнение обязанностей, указанных в пунктах 2.5., 2.6 и 2.6.1. (остановка машины, включение «аварийки», оказание первой медпомощи пострадавшим при их наличии, освобождение проезжей части, чтобы исключить вероятность создания помех другим участникам дорожного движения);
  • оформление ДТП по европротоколу или с участием сотрудников Госавтоинспекции (случаи, когда возможно оформление по европротоколу — ущерб авто составил не более 100 тысяч рублей, отсутствуют раненые и погибшие, участвовали только две машины, между участниками нет разногласий относительно случившегося, у обоих автовладельцев есть полисы ОСАГО (ст. 11.1. Федерального закона № 40);
  • сбор необходимой документации (см п. 3.10. и п. 4.13. Положения ЦБ № 431-П — паспорт, бланк извещения о ДТП, протокол или постановление о привлечении нарушителя к ответственности в соответствии с КоАП, либо постановление об отказе его привлечения к ответственности, доверенность — если обращается представитель страхователя, ПТС или СТС, заключение независимой экспертизы, если таковая проводилась, квитанция об оплате услуг эвакуатора — если осуществлялась эвакуация);
  • подача бланка извещения, заявления и документации в свою страховую фирму (при наличии права на прямое возмещение ущерба — ст. 14.1. Федерального закона № 40) или в страховую виновной стороны (в других случаях) на протяжении 5 суток (если ДТП оформлялось по европротоколу) или за 3 года (при участии ГИБДД);
  • передача поврежденного транспортного средства страховой для осмотра (это необходимо сделать не позднее 5 дней после подачи заявки, приложений и бланка извещения — часть 10 статьи 12 Федерального закона № 40);
  • ожидание получения результатов независимой экспертизы (если таковая будет проведена — часть 12 статьи 12 Федерального закона № 40);
  • ожидание принятия страховой решения о ремонте и (или) выплате денежных средств в сроки, указанные в п. 4.22. Положения Центрального банка № 431-П — в общем случае 20 суток (или 30, если страхователь решит отремонтировать поврежденную машину в автосервис, с которым у страховой нет договора, и страховая на это согласился);
  • передача поврежденного транспортного средства на станцию, указанную в направлении;
  • получение отремонтированного транспортного средства по окончании ремонта, проведенного в срок, установленный по соглашению сторон, но не более срока, предусмотренного п. 6.1. Положения Центрального банка № 431-П (т. е. не более месяца);
  • при наличии претензий к качеству выполненного ремонта— урегулирование спора со страховой в порядке, предусмотренном Главой 5 Положения Центрального банка № 431-П (т. е. подается досудебная претензия, которую страховая обязана рассмотреть за 10 дней, если не рассмотрит ее вынесет решение не в пользу страхователя, то последний будет вправе разрешить спор в суде).

Примеры ситуаций ремонта по ОСАГО

Рассмотрим несколько ситуаций ремонта по ОСАГО в 2021 году на практических примерах:

  • легковая машина принадлежит физлицу, зарегистрирована в России, но потерпевший инвалид — значит, он не может выбрать ремонт по ОСАГО (в этом случае возможна только денежная компенсация, поскольку в части 15 статьи 12 Федерального закона № 40 прямо указано, что выбрать ремонт или деньги можно во всех случаях, но за исключением, когда автомобиль находится во владении физического лица, зарегистрирован в Российской Федерации и легковой, а если потерпевший является инвалидом, то согласно ч. 16.1 статьи 12 Федерального закона № 40, всегда выплачиваются деньги);
  • грузовой автомобиль, принадлежащий физическому лицу и зарегистрированный в Российской Федерации — как видим, не выполняется одно из трех условий, а значит, потерпевший может выбрать ремонт или деньги;
  • автомобиль легковой, принадлежит гражданину и зарегистрирован в России, но ни одно из условий, указанных в части 16.1. статьи 12 Федерального закона № 40, не выполняется — значит, будет только ремонт по ОСАГО и выбора никакого нет.

Учитывается ли износ машины

Износ автомобиля учитывается, но он отражается не на качестве устанавливаемых деталей, а на общей стоимости ремонта. По закону сервисы не имеют права устанавливать б/у запчасти на ремонтируемые автомобили. В связи с тем, что рассчитанная сумма восстановления не совпадает с реальной (по причине износа), сервисы вынуждены использовать во время ремонта новые, а не оригинальные запчасти.

Если машина на гарантии

Завод-изготовитель машины несет ответственность за производственный брак во время действия гарантии, которая обычно составляет 3 года или 100 000 км (в зависимости от того, что наступит раньше).

К сожалению, официальные представители крупных автопроизводителей едины в своем мнении — при обнаружении причинно-следственной связи между проведением ремонта не у официального дилера, а в сторонней автомастерской, и возникшей в автомобиле неисправностью не заводского происхождения, то устранение данной неисправности не будет осуществляться по гарантии.

Как видим, если по ремонту был, например, заменен бачок стеклоомывателя, то по гарантии заменить его уже не получится. Остальные не менявшиеся детали — можно.

Все сказанное выше не относится к машинам, выпущенным менее 2 лет назад (п. 6.3. Положения ЦБ № 431-П) — они должны восстанавливаться по ОСАГО только у официальных дилеров, имеющих право ремонтировать эти автомобили по гарантии.

Будет ли действительна гарантия после проведенного ремонта

Как было сказано выше, автомобили младше двух лет должны ремонтироваться у официальных дилеров. Однако, если у ТО есть контракт с официалами, гарантия сохраняется. Т. е. замена вышедших из строя запчастей возможна только для нового автотранспорта с минимальным пробегом.

Чья будет ответственность за плохо сделанный ремонт

Иногда мастера обвиняют в том, что ремонт выполнен некачественно. Кроме того, иногда мастера могут использовать б/у детали вместо новых. Однако, ответственность за халатность несет страховая. Если ремонт был произведен некачественно, собственник наделен правом подать иск о возмещении в суд, написав предварительно жалобы в РСА и ЦБ.

Что нужно для выплаты страхового возмещения

Правила выплаты страхового возмещения в случае дорожно-транспортного происшествия закреплены в ст. 12 закона № 40-ФЗ от 25.04.2002 г. Материальный ущерб возмещается на основании уведомления потерпевшего. Форма утверждена Положением ЦБ № 431-П. В зависимости от последствий аварийной ситуации к обращению должны прилагаться:

  • копия удостоверения личности;
  • доверенность и иное подтверждение полномочий при подаче бумаг представителем;
  • банковские реквизиты для зачисления средств;
  • разрешение органов опеки при признании несовершеннолетнего потерпевшим;
  • извещение о происшествии;
  • протокол или постановление об административном правонарушении;
  • медицинские справки и заключения о причинении вреда здоровью, жизни;
  • подтверждение прямого родства с погибшим получателем страховой выплаты;
  • квитанции о расходах на погребение;
  • паспорт транспортного средства;
  • регистрационное свидетельство;
  • отчет оценщика о размере имущественного ущерба;
  • квитанция об оплате услуг независимого эксперта;
  • квитанции ни эвакуацию неисправного автотранспорта с места ДТП;
  • квитанции на хранение автомобиля на специализированной площадке до осмотра страховой.

Потерпевшей стороне нужно обратиться в одно из отделений организации, выдавшей страховой полис. Если гражданин предоставил неполный перечень бумаг, его извещают о необходимости дополнения в течение 3 дней. В этом случае стороны могут перейти на электронный формат обмена информацией. Поврежденный автомобиль предоставляется страховой не позднее, чем через 5 суток с момента обращения. За 10 дней проводится осмотр автомобиля, при управлении которым был причинен материальный ущерб.

В соглашении часто оговариваются другие сроки. Условием продления является необходимость явки в отдаленные регионы. Двукратное уклонение от предоставления автомобиля к осмотру становится основанием для возврата заявления без рассмотрения. Право на повторное обращение за выплатой сохраняется (статья 31 Постановления ВС № 58 от 26 декабря 2017 г.).

Сроки выплат компенсаций на ремонт и наличными

Законодательством установлен срок выполнения ремонта — 30 суток. Увеличивается он только по согласованию с пострадавшей стороной.

Организация обязана провести независимую экспертизу за пять суток, после чего на протяжении двадцати дней, не считая праздничных и выходных, выдать направление на ремонт или перечислить оговоренную сумму.

Кто доплачивает за ремонт

Часто бывает так, что автосервис, не получив на ремонт достаточную сумму, требует от автовладельца доплату. Но это незаконно, страхователь не должен нести расходы по восстановлению транспортного средства, если он не виновен в происшествии.

Если выплата рассчитана правильно, но денег на ремонт не хватает, потерпевший реализует право взыскать недостающие средства с виновного.

Если компенсации не хватило на ремонт, доплачивает:

  • страховая, если он ошибся в расчетах (а владелец автомобиля это доказал);
  • виновник ДТП, если размер компенсации рассчитан правильно.

Важно! Обязательство виновной стороны доплатить недостающую часть закреплена в ст. 393 ГК.

Не доплатили за ремонт по ОСАГО: что делать

Страховая является коммерческой организацией, но нерегламентированные расходы бьют по кошельку. Ремонт по страховому полису не всегда покрывает лимитированный платеж расхода, и страховая постараются воспользоваться извлечь выгоду за счет клиентов. Если автогражданка не покрывает убытки, пострадавший может воспользоваться дополнительными условиями договора.

Откуда берутся деньги за доплату

Не исключены ситуации, когда могут возникнуть повреждения, которые не покрывает страховка. Проблема появляется на месте происшествия или в автосервисе. При правильном оформлении страхового договора страховая обязана выплатить остаточный платеж. Пострадавший участник должен правильно оформить протокол, если не были нарушены правила дорожного движения.

Когда возникает парадоксальная ситуация:

  1. Страховая намеренно снижает стоимость выплаты.
  2. Капремонт обходится дороже, чем прописано в акте.

Пострадавший не обязан выплачивать издержки из собственного кармана. Они перекрываются сообществом, если при составлении акта была допущена ошибка. Комиссию также может выплатить виновник ДТП. В обоих случаях потерпевший должен доказать свою невиновность.

Страховая специально занижает сумму

Представитель организации может искусственно снизить стоимость автостраховки. Когда автомобиль будет отремонтирован, владельцу предъявят требование оплатить издержки. Владелец транспортного средства должен действовать по следующей схеме:

  1. Потребовать от сообщества предоставить копию акта о страховом случае. В нем указаны все подробности происшествия. Бумага выдается в трехдневный срок с момента подачи обращения или заключения договора.
  2. Перепроверить расчетные данные. На официальном сайте PCA есть общедоступный справочник. Если итоговый платеж не совпадает с результатами автостраховки, данные намеренно занижаются.
  3. Провести независимую экспертную оценку. Мастер (организация) должен быть зарегистрирован в общем реестре и иметь соответствующее свидетельство.
  4. Направить досудебную претензию страховой (ч. 1 ст. 16.1 № 40-ФЗ). Администрация обязана рассмотреть жалобу в течение 10 дней с момента подачи. Если водитель не получит ответ за этот срок, можно подать иск в суд. Требование составляется в произвольной форме с учетом всех обстоятельств.
  5. Обращение в суд с возможностью досудебного разбирательства и выплата неустойки (1 % от разницы или 0,05 % ежедневно за задержку ответа на жалобу).

Если сумма иска не превышает 1 000 000 рублей, налог не взимается. При размере ущерба меньше 50 000 рублей дело рассматривает мировой суд, больше 50 тысяч рублей — районные структуры. Заявителю вспомогательно полагается половина денег от цены ущерба в случае положительного исхода дела.

Ремонт обходится дороже страховки

Если цена специального ремонта превышает указанную сумму страховки, потерпевший может воспользоваться частью 1 статьи 1064 Гражданского кодекса. Разницу выплатит нарушитель.

Действия должны быть следующими:

  1. Проведение независимой экспертной оценки.
  2. Направление досудебного требования нарушителю. В претензии должна быть указана недостающая сумма.
  3. Если ответственный участник отказывается оплачивать расходы, подается иск в суд.

Процедура позволяет мирно разрешить ситуацию. Проблемы возникают, если ответственная сторона отказывается платить. Тогда решить вопрос можно только через суд.

Что нужно для взыскания недостающей суммы

Поправки к закону ОСАГО обязывают ремонтников использовать новые и качественные запчасти. Замена и ремонт вышедших из строя узлов происходит в соответствии с установленными стандартами. В правилах не указывается изготовитель, но если транспортному средству меньше двух лет, его необходимо направить в авторизованный сервисный центр.

При составлении претензии водитель должен иметь страховой договор и акт независимой экспертизы. Если дело передается в суд, понадобятся также:

  • ксерокопия паспорта;
  • доверенность на право владения автомобилем (ПТС, СТС);
  • справка о ДТП;
  • полис;
  • ксерокопия досудебной претензии и ответ другой стороны (страховщика или виновника происшествия);
  • видео-, аудиодоказательства и показания свидетелей;
  • квитанции, подтверждающие расходы.

События могут быть разными. Автовладельцу необходимо заранее (после аварии) собрать документацию, чтобы иметь серьезный аргумент. Отсутствие протокола или чека может отразиться на судебном разбирательстве не в пользу истца.

Права и обязанности сторон

Если договор не подписан, а страховая или сервис требуют деньги, платить их не следует. Разница в оплате — это отношение страховщика и клиента, а не сервисного центра. Любые угрозы, шантаж и попытки уйти от ответственности разрешаются через суд.

По закону на ремонт автомобиля отводится месяц. Если ТС не было возвращено за этот период, владелец может обратиться в прокуратуру. Автостраховщики не имеют права требовать компенсацию принудительно. Водитель должен учесть все нюансы:

  • провести независимую оценку поврежденного автомобиля;
  • отказаться от подписания дополнительных бумаг;
  • проконсультироваться с юристом;
  • следить за изменениями в законодательстве.

Если страховщику удалось заставить клиента подписать сомнительные бумаги, результат зависит от сложности и сроков процесса. Можно попробовать увеличить размер начисления за счет независимой экспертизы и предъявлять претензии. При подписании сомнительного договора страхователь вряд ли сможет решить вопрос в свою пользу.

После столкновения потерпевшая сторона способна потребовать полное покрытие ущерба. Полис не всегда покрывает причиненные вред, и агент может воспользоваться наивностью автовладельца, покрыв недостачу из его кармана.

Если владелец транспортного средства правильно оформит документацию, организация покроет недостачу и направит машину в сервисный центр, где сотрудники должны будут своевременно заменить поврежденные детали на новые.

Что делать, если страховщик отказывается выплачивать наличными

Получить денежную выплату непросто, но возможно. Водитель должен прийти к общему знаменателю со страховщиком и согласиться с условиями и суммой, которые устроят обе стороны. Страховщик вправе отказать в выплате деньгами, но для этого должны быть явные причины. Другой случай, если с его стороны были факты нарушения норм действующего законодательства. Здесь альтернативой будет подача иска в суд с прошением возместить ущерб в денежном эквиваленте.

Порядок обращения в суд с жалобой на страховую

Если СК по результатам рассмотрения претензии приняла решение не в пользу страхователя, последний получает право на судебное решение вопроса.

Порядок подачи иска, перечень приложений к нему и другие нюансы регламентируются действующим гражданско-процессуальным законодательством (ст. 131, 132 ГПК).

Общая процедура выглядит следующим образом:

  1. Определение подведомственности (см. ст. 23 и 24 ГПК).
  2. Определение территориальной подсудности (ст. 28 и 29 ГПК).
  3. Оформление представительских полномочий в соответствии со ст. 53 ГПК (если дело предполагается решать в суде не лично, а через своего представителя).
  4. Уплата государственной пошлины за подачу иска, размер которой определяется из цены исковых требований (см. п. 1 ч. 1 ст. 333.19. НК).
  5. Ожидание принятия судьей иска к рассмотрению (ст. 133 ГПК).
  6. Осуществление действий, которые могут быть выполнены сторонами спора при подготовке к судебному разбирательству (ст. 149 ГПК).
  7. Непосредственное участие в судебных заседаниях (Глава 15 ГПК).
  8. Заслушивание решения суда (ст. 193 ГПК РФ) и в случае несогласия с ним — подача апелляции в порядке, предусмотренном Главой 39 ГПК РФ.

Подведем итоги

Получить денежные средства от страховой непросто. Есть некоторые нюансы, которые помогут добиться перевода, но каждый случай уникален и требует внимания.

Если водитель намерен отказаться от ремонта и настоять на выплате, лучше сначала обсудить это с юристом.

Оцените статью
Блог об ОСАГО
Adblock
detector