- Общие понятия, или что такое европротокол
- В чем опасность европротокола для виноватого в ДТП?
- Что возместит страховая компания, если оформить ДТП по европротоколу?
- Что такое регрессное требование
- Когда возникает необходимость оспорить европротокол через суд
- Можно ли вообще аннулировать извещение ОСАГО, если уже подписали?
- На каком основании можно обжаловать европротокол в суде?
- Нужно отменять через страховую компанию?
- Через суд?
- Нужно ли сообщить об этом другому участнику ДТП?
- Как правильно отменить европротокол?
- Документы
- Сроки давности
- Судебная практика: если не хватило предела выплаты по европротоколу
- Судебная практика: если не согласны с виновностью в ДТП
- Если у виновника не было страховки ОСАГО?
- Что делать, чтобы не попасть в неприятную ситуацию, и как действовать при оформлении ДТП без участия инспекторов ГИБДД?
- Если протокол составлен правильно и все сведения достоверные
Общие понятия, или что такое европротокол
Европротокол задуман как упрощенная процедура оформления дорожно-транспортного автопроисшествия, которая проходит без участия сотрудников дорожной полиции. Сами водители выполняют функции инспекторов, то есть заполняют дело, рисуют схему, общаются со свидетелями и фиксируют последствия.
Дело, оформленное по стандарту, с соблюдением правил, влечет за собой страховую выплату. Но эта сумма ограничена. На этапе взаимодействия стороны должны правильно оценить ущерб. Ведь требовать от страховой компании больше, чем разрешено законом, бесполезно.
В чем опасность европротокола для виноватого в ДТП?
Как избежать проблем? Предположим, у водителя нет сомнений в том, что именно он стал виноватым в автопроисшествии, а потерпевший предлагает оформить по европротоколу. В этой ситуации первым делом необходимо оценить характер и размер ущерба.
Конечно, иногда очень сложно определить, сколько стоит ремонт какой-либо детали чужой машины. Желательно обратиться к дилеру производителя автомобиля, чтобы получить хотя бы приблизительное представление о стоимости ремонтных работ. При этом не стоит доверять оценке пострадавшего, так как он может ошибаться.
Более того, он может просто соврать, чтобы иметь возможность отремонтировать машину без учета износа.
Если у виновного в автопроисшествии есть малейшее подозрение, что стоимость ремонта превышает предельную оплату, предусмотренную европротоколом, его необходимо оформить с участием сотрудников полиции.
Что возместит страховая компания, если оформить ДТП по европротоколу?
При оформлении по европротоколу страховая компания возмещает ущерб в размере:
- до 100 тысяч рублей — это стандартный предел выплат при фиксации автопроисшествия по европротоколу, если оно не было зафиксировано с помощью технических средств * или было зафиксировано, но у его сторон есть разногласия;
- до 400 тысяч рублей — это максимальный предел выплат при фиксации автопроисшествия по европротоколу, если стороны не расходятся во мнениях относительно обстоятельств произошедшего и оно зафиксировано с использованием технических средств*.
Установленные законом нормы и условия страхового возмещения действуют как для договоров обязательного страхования, так и для договоров КАСКО.
Убытки возмещаются независимо от количества автопроисшествий в течение периода действия страхового полиса.
* Таким средством может быть устройство вызова экстренных служб — «ЭРА-ГЛОНАСС» или мобильное приложение, интегрированное с порталом Госуслуг РФ.
Что такое регрессное требование
Регресс — это право лица, оплатившего ущерб, причиненный другим лицом, требовать от виновной стороны финансовой компенсации своих расходов. Регресс в обязательном страховании — это право страховой взыскать с виновного ДТП возмещение расходов по выплате компенсации потерпевшему.
Это право закреплено в ст. 14 Федерального закона от 25.04.2002 г. № 40-ФЗ. С 1.05.2019 в эту статью были внесены существенные изменения, коснувшиеся ситуаций возможного обжалования в суде.
Когда возникает необходимость оспорить европротокол через суд
Желая как можно быстрее оформить инцидент, стороны даже не думают о том, как оспорить европротокол через суд. Проходит происшествие, наступает период восстановления ТС, а затем возникают проблемы. Оказывается, что присужденного страхового возмещения недостаточно для покрытия реальных затрат. Что делать, если невозможно вернуться в страховую компанию по тому же делу?
Закон предусматривает такую ситуацию. Сумма фактических расходов, не включенных в возмещение, должна быть покрыта виновным. Возврат может производиться в добровольном и правовом порядке. Пострадавший изначально обращается ко второй стороне с чеками, актами и просит вернуть средства.
Как правило, на выплату соглашаются немногие виновные. Они утверждают, что вторая сторона знала изначально, на какую сумму шла. Тут их интересуют возможности отмены соглашения. Давайте разберемся.
Можно ли вообще аннулировать извещение ОСАГО, если уже подписали?
Забегая вперед, укажем, что попробовать стоит в любом случае. Однако исход ваших действий во многом будет зависеть от веских причин и юридических оснований для отмены европротокола.
Тут нужно понимать, в чем, собственно, ваша цель. В 2021 году их может быть несколько, но наиболее распространены следующие.
- Можно ли оспорить через суд европротокол после ДТП, если вы неверно оценили размер выплаты по полису и ее попросту не хватило? Тут вопрос можно решить 2 способами: либо взыскать с виновного в ДТП недостающую сумму, которую не покрывает страховая компания, либо полностью отменить дело, чтобы предел был не 100 тысяч, а 400.
- Если вдруг решите, что виновата вторая сторона. В данной ситуации единственное целевое действие — оспорить европротокол через суд.
- Если не соблюдены все условия возможности оформления происшествия без участия сотрудников ГАИ, а также если окажется, что виновный не имеет действующей страховки.
Ниже мы представляем реальную законную практику на 2021 год, включая высшую инстанцию: Конституционный Верховный суд.
На каком основании можно обжаловать европротокол в суде?
А пока предоставим законодательную базу для возможности признания недействительным дело как документ.
Дело в том, что европротокол по сути является соглашением или договором. Согласно официальному толкованию статьи 153 Гражданского кодекса, соглашение- это, в том числе, установление гражданских прав и обязанностей. А составление извещения — это, по сути, установление права потерпевшего на компенсацию ущерба при происшествии.
То, что европротокол считается соглашением, подтверждается как Верховным судом, так и нижестоящими судами.
А поскольку это соглашение, к нему применимы положения статьи 178 ГК РФ, заключающиеся в возможности признания ее недействительной. В частности, это может быть связано со следующими причинами:
- есть очевидные ошибки;
- есть сомнения относительно обстоятельств предмета соглашения, например размера ущерба (но об этом позже).
Может быть подана апелляция в суд о досрочном расторжении договоренностей по ДТП. Давайте теперь рассмотрим, какие условия предусмотрены законом:
1. Акт составлен не по правилам:
- есть исправления, ошибки;
- необходимая информация отсутствует;
- нет обязательных реквизитов, таких как подписи сторон.
ВАЖНО! На заметку! Отсутствие подписей — один из самых распространенных недочетов. На лицевой стороне листа должно быть две подписи, а на обороте — одна.
2. Распознавание информации с бланка затруднено из-за попадания на него жидкости, растекания чернил.
3. Страховой полис второй стороны поддельный, недействительный.
4. Не соблюдены условия проведения упрощенной процедуры:
- помимо материального ущерба был нанесен физический ущерб;
- пострадала собственность третьих лиц;
- в столкновении участвовало более 2 автомобилей;
- повреждение произошло в результате бесконтактного происшествия.
5. В представленной документации прослеживаются разногласия сторон.
6. Форма была заполнена под давлением, угрозами или другими противоправными действиями.
ВАЖНО! Европротокол подписывается с согласия двух сторон. Если 1 сторона не одобряет какой-то пункт, лучше сразу вызвать сотрудников полици. Это позволит пресечь возможные проблемы.
Нужно отменять через страховую компанию?
Нет. Вы не сможете обжаловать европротокол при ДТП через страховщика. Просто ни в Законе об обязательном страховании, ни в Правилах страхования, утвержденных Банком России, ни в каких-либо иных нормативных актах не прописана такая возможность, как и порядок отмены.
Все более просто. Законодательство об обязательном страховании допускает возможность фиксации происшествия без участия сотрудников полиции. Однако страховщик никоим образом не несет ответственности за этот европротокол. Он просто принимает решение о возврате средств на основе этого документа.
Через суд?
Поскольку европротокол 2021 года считается не чем иным, как соглашением, его можно оспорить двумя способами:
- договориться и отменить европротокол, оформив через ГАИ;
- если вторая сторона не согласен (что может быть очевидно, если, например, вы оспариваете виновность в ДТП; или, скорее всего, вам не хватает денег по протоколу для полной компенсации ущерба), то единственный вариант состоит в том, чтобы обжаловать дело как соглашение через суд.
Нужно ли сообщить об этом другому участнику ДТП?
Нет. Однако в ходе правового разбирательства суд, скорее всего, сам вызовет его и, следовательно, уведомит второго водителя, с которым вы столкнулись во время инцидента, как соответчика или третьего лица.
Как правильно отменить европротокол?
По сути, европротокол — это соглашение, которое произошло между двумя сторонами дорожного движения. К виновному всегда есть материальные претензии, которые страховая компания покрывает за его счет. Пострадавший подает заявление в свою страховую компанию и получает от нее компенсацию. После компания сама связывается со страховщиком правонарушителя и просит вернуть деньги.
Компания выполняет взятые на себя обязательства перед клиентом. Но в ситуациях, когда правонарушитель не представляет свою копию дела страховщику, он должен будет возместить регресс. Компания предъявляет иск к лицу, которое не выполнило обязательные условия контракта (вовремя не подало извещение, не предоставило автомобиль на техосмотр, провело ремонт транспортного средства до окончания экспертизы).
ВАЖНО! Гражданский кодекс в части статьи 166 устанавливает, что обжалование дела является инициативой, которая может исходить от участника ДТП, интересы которого ущемлены.
Чаще всего инициатором обращения является виновная сторона. Тут должны быть соблюдены все нормы гражданского процесса. Сформулировано заявление, представлены доказательства обстоятельств, основание предусмотрено законом (ссылка на законодательную норму).
Процедура:
- Сбор доказательств, показаний свидетелей.
- Составление иска.
- Подача ходатайства в арбитражный суд.
- Участие в заседаниях.
- Принятие решения.
В гражданском судопроизводстве нет государственной пошлины.
Доказательства, которые могут быть предоставлены:
- копия формы с ошибками;
- показания свидетелей;
- медицинское заключение, подтверждающее получение травмы в результате ДТП;
- фото- и видеоматериалы;
- факты, подтверждающие недействительность страхового полиса.
В канцелярию должен быть представлен сам иск + дело с места ДТП + все соответствующие документы (доказательства). К заявлению необходимо приложить дополнительные документы, в которые входит список прилагаемых документов.
— Как правильно отменить европротокол со вторым водителем?
Итак, допустим, вы договорились со второй стороной, что вам просто ликвидируете заполненные бланки дела о ДТП и оформите произошедшее с участием сотрудников полиции.
Но как быть с тем, что вы уже покинули место ДТП? Не лишат ли прибывшие инспекторы права покинуть место крушения обоих участников?
Нет, такой исход дела крайне маловероятен. И дело тут в возможности правил дорожного движения. Пункт 2.6.1 Правил допускает возможность покинуть место происшествия при соблюдении условий статьи 11.1 Федерального закона об обязательном страховании, т. е. при составлении европротокола. Вы выполнили это условие? Да. Так за что вас лишать? А то, что вы решили отменить документ и вызвать сотрудников полиции, никоим образом не является правонарушением по статье 12.27, которая предусматривает лишение прав за сокрытие с места ДТП.
В любом случае, чтобы привлечь водителей к ответственности, необходимо продемонстрировать умысел нарушения. А кто сможет это доказать, если вы сами сначала заполнили дело, а потом позвонили сотрудникам.
Поэтому, если второй стороне происшествия все равно, ничто не запрещает просто разорвать заполненные документы и вызвать сотрудников безопасности дорожного движения .
Документы
Перечень бумаг для оспаривания европротокола в суде, составленного при аварии:
- заявление;
- копия европротокола, заключенного при ДТП;
- доказательства, подтверждающие право водителя оспорить соглашение.
Как долго можно оспаривать европротокол, составленный при аварии? Европротокол, который по закону представляет собой соглашение, заключенное между сторонами иска, может быть оспорен в законном порядке через суд.
Период составляет один год. Или три года по требованиям о применении последствий недействительности ничтожного соглашения. Период отсчитывается с момента заключения европротокола.
Практика фиксации ДТП без участия инспекторов дорожного движения в России не распространена. Поэтому при затруднении с оспариванием европротокола желательно обратиться к юристу.
Сроки давности
Отсчет времени начинается с момента заключения соглашения- подписания извещения.
Можно оспаривать европротокол в течение всего периода давности. Это год, если говорится о признания недействительности. При признании ничтожности период давности составляет три года. Это следует из статьи 966 Гражданского кодекса Российской Федерации, которая устанавливает этот время как общий период исковой давности по делам, связанным со страхованием ответственности.
Судебная практика: если не хватило предела выплаты по европротоколу
Итак, теперь давайте рассмотрим вероятность исхода вашего решения об отмене европротокола через суд. Эта вероятность зависит от конкретных аргументов, которые вы выдвигаете в суде в пользу отмены, и, конечно же, от законной практики, сложившейся в 2021 году.
В случае недостаточной суммы сценарий того, как вы приходите к цели обжалования этого документа в суде, обычно является общим:
- попасть в аварию и соблюсти все соответствующие правила дорожного движения;
- затем пообщаться со второй стороной, выяснить обстоятельства ДТП, в том числе по вине другого водителя;
- осмотреть свою машину и решить, что ущерб тут не превышает предела по европротоколу (не забывайте, что это может быть 400000 рублей — возможно, тут нечего оспаривать, если вы попали под эти условия),
- согласиться с водителем на заполнение извещения без сотрудников полиции;
- однако позже из расчета страховщика или независимой экспертизы выясняется, что сумма ремонта превышает предел.
И тут у нас для вас одновременно и плохие, и хорошие новости.
Успех в обжаловании европротокола судом напрямую зависит от того, почему и как именно стоимость ремонта превышает предел выплаты. Если речь идет о том, что даже по расчету страховой компании размер больше, то законная практика говорит о том, что вам вряд ли удастся взыскать недостающие деньги как со страховщика, так и с виновного. Но если мы говорим о разнице по износу, то перспективы тут более радужные, хотя и не на все сто процентов.
Собственно, о чем мы говорим?
Фактически до недавнего времени действовало Постановление Пленума Верховного Суда, в котором указывалось, что заполнение европротокола есть, по сути, соглашение между виновным и жертвой. При такой договоренности потерпевший соглашается получить не более 100 тысяч рублей (или 400 при условиях), принимая на себя все последствия, если результат будет другим. Речь идет о ППВС № 2 от 2015 г., его п. 39, в котором сказано следующее:
В связи с этим не подлежит удовлетворению иск потерпевшего к страховщику и / или причинителю ущерба о возмещении ущерба, превышающего максимальный размер страховой выплаты в рамках упрощенного порядка оформления ДТП без участия уполномоченных сотрудников полиции, за исключением случаев, когда соглашение сторон аварии суд признал недействительным.
В 2021 году вы также найдете во многих публикациях ссылку на этот акт Верховного суда. Однако это устаревшая информация, так как данный акт признан недействительным в связи с опубликованием нового — ППВС № 58 в 2017 году. А в новом постановлении Верховного суда ни слова не говорится о причинителе ущерба, а только о том, что со страховщика нельзя взыскать.
Но даже без заключения Верховного суда дело не меняется. В Гражданском кодексе есть статья 10 и часть 5, которая немного иначе толкуется в отношении извещения о ДТП многими судами. Речь идет о рациональности действий людей при правоотношениях.
А в законной практике суды рассуждают примерно так, как в примере с одним из таких решений:
Пункт 5 статьи 10 ГК РФ устанавливает презумпцию разумности действий участников гражданско-правовых отношений, поэтому предполагается, что на момент заключения соглашения стороны имеют четкое представление о возникающих последствиях.
Поэтому, исходя из этой практики, предполагается, что изначально вы должны понимать, что предела выплаты, предусмотренной протоколом, будет достаточно для ремонта вашего автомобиля. То есть в России закон предполагает, что у вас есть четкое представление о последствиях.
Может быть, оно у вас и есть. Однако вы не специалист, чтобы четко оценить весь ущерб на месте происшествия. Также у вас нет возможности выявить скрытые повреждения на месте аварии.
Но все-таки поставим точку и решим окончательно, можно ли отменить европротокол в случае аварии, если суммы выплаты не хватило. И приводим Определение Конституционного Суда № 117-О от 2018 г., в котором судьи указали следующее:
… оформляя документы о ДТП без вмешательства уполномоченных сотрудников полиции, заполняя бланк извещения о дорожно-транспортном происшествии, потерпевший и виновник, таким образом, достигают имеющего обязательную силу соглашения по вопросам, необходимым для выплаты страхового возмещения, причитающегося пострадавшему при этом способе оформления документов.
Таким образом, потерпевший, заполняя форму извещения о ДТП, подтверждает отсутствие возражений относительно обстоятельств ущерба, причиненного транспортному средству в результате ДТП, характера и перечня видимых повреждений и, как следствие, связанных с этим претензий к виновной стороне.
То есть Конституционный суд приходит к выводу, что в данном случае виновной стороне предъявлять нечего. Но речь пока не идет о признании протокола недействительным.
Таким образом, при наличии такой практики Верховного и Конституционного Суда взыскание с нарушителя расходов, превышающих лимит, представляется очень трудным. Но по отмене европротокола судебной практики высших инстанций нет, а судов низшей инстанции — очень мало. Поэтому его вполне можно попробовать отменить и переоформить происшествие через сотрудников полиции.
Кроме того, если речь идет о взыскании сверх предела суммы, которая представляет собой разницу между расчетом страховщика по полису и реальной суммой затрат на восстановление автомобиля, то перспектива еще шире. Хотя практики и здесь пока недостаточно.
Судебная практика: если не согласны с виновностью в ДТП
В этом случае отменить европротокол немного сложнее. По крайней мере, вы вряд ли сможете договориться с пострадавшим, чтобы он стал виновником аварии.
Но оспорить свою вину в суде вполне возможно. В судебной практике были случаи, когда виновная сторона, несмотря на подписание протокола, затем решала обжаловать этот акт в суде, подав заявление в госавтоинспекцию с требованием привлечь к ответственности второго участника. В результате сотрудники госавтоинспекции проводили анализ данного происшествия и привлекали его к ответственности.
Но в то же время существует и противоположная судебная практика об оспаривании виновности в ДТП по протоколу. Так, в решении по делу № 33-4504 / 2021, суд Москвы не принял доводы истца о виновности второго участника, с которым он составил протокол, и признал его виновным. Официальный текст выглядит следующим образом:
«Само по себе последующее сообщение (ФИО) в свою СК информации о других обстоятельствах аварии и оспаривание вины в ДТП не освобождает от ответственности за причиненный ущерб, поскольку при составлении извещения без участия уполномоченных органов, ответчик таких аргументов не представила, подтвердила достоверность внесенных сведений об обстоятельствах происшествия своей подписью.»
Вы можете ознакомиться с данным актом суда на официальном сайте Мосгорсуда.
Поэтому тут все будет зависеть от ваших аргументов. Смело можно отметить одно: если действительно суд, рассматривающий дело, решит, что вы не несете ответственности за происшествие, то отмена протокола- это формальность. Так как по закону виновник ДТП должен нести ответственность за причиненный ущерб.
Если у виновника не было страховки ОСАГО?
В этом случае все намного сложнее. Дело в том, что вы обязаны были проверить наличие автостраховки. Сделать это можно как по номерам машины второго участника на официальном сайте РСА, так и по серии и номеру полиса.
Напомним также, что судом установлена обязанность каждого из водителей в случае аварии предъявить полис другому участнику для проверки.
Но очевидно, что отсутствие страховки, если вы уже составили и подписали протокол, не лишает вас права на возмещение ущерба. В этом случае европротокол просто объявляется недействительным — страховая компания на законных основаниях отказывает вам в компенсации. И вам просто нужно обратиться к виновному для получения компенсации.
Единственная сложность тут в том, что у вас нет оснований для получения такой компенсации, потому что нет документов из инспекции по самому факту аварии. Но и тут не так сложно. Вам просто нужно оформить инцидент позже. Опять же, вас не лишат за это прав. Чего нельзя сказать однозначно о виновнике: если он знал, что у него нет страховки, то сам должен был немедленно вызывать ГИБДД для оформления ДТП. Он этого не сделал и покинул место происшествия, нарушив тем самым пункт 2.5 ПДД.
Что делать, чтобы не попасть в неприятную ситуацию, и как действовать при оформлении ДТП без участия инспекторов ГИБДД?
Во-первых, появляется все больше и больше ситуаций, когда виновные в ДТП намеренно вносят неверные данные в протокол. Хотим посоветовать проверять все данные, которые виновник вносит на лицевой стороне европротокола: возьмите у него документы на машину, права, полис ОСАГО и приступайте к проверке. Начните с номера автомобиля, затем проверьте номер полиса, номер водительского удостоверения.
Если виновник аварии отказывается предоставить вам документы, позволяющие проверить точность данных, после заполнения протокола, то откажитесь от европротокола и позвоните в ГИБДД, ведь, скорее всего, вас пытаются обмануть. Не поддавайтесь на уговоры, что все будет хорошо и что он не врет, просто вызовите инспекторов, потому что есть вероятность, что у него даже нет документов.
ВАЖНО! Обязательно фиксируйте факт ДТП на камеру, встроенную в телефон, снимайте как можно больше деталей, снимайте автомобили так, чтобы были видны номерные знаки и можно было определить их положение на дороге. Также в кадре фиксируется все, что связано с аварией: осколки, тормозные пути и т.д.
Если есть очевидцы, то запишите их данные, разумеется, с предварительного согласия.
Убедитесь, что вы сохранили запись с видеорегистратора, если он у вас есть, а если кто-то ехал за вами и заснял вашу аварию, то возьмите контактные данные этого человека (чтобы он позже мог передать видео происшествия к вам), если, конечно, такой человек есть. Обычно люди предлагают такую помощь по возможности, особенно это ценно, если у вас нет собственного регистратора.
Вам понадобятся записи, если, например, виновник все же внесет неверные данные в протокол и страховая компания откажется платить вам, а на основе видео вы все равно можете доказать факт ДТП и виновник не сможет сделать вид, что ничего не произошло.
Ведь даже если он введет неверные данные, у вас будет запись, на которой его машина попала в аварию, на которой видны номер. Таким образом, вы все же можете доказать, что произошел несчастный случай, доказать, кто виноват, и привлечь его к ответственности.
Наличие видео и фото, конечно, не гарантия того, что вы все сможете доказать в суде, но это как минимум серьезная улика и весомый аргумент в вашу пользу, без видео вы вряд ли что-то докажете суду, по крайней мере, это будет практически невозможно сделать.
Но, когда виновник ДТП увидит, что вы все записали на видео, он вряд ли попытается уйти от ответственности и ввести неверные данные в протокол или оставить пустые поля.
Но все же лучше проверить данные, так как не исключены простые ошибки. Также попросите виновного заполнить протокол разборчивым почерком.
Если протокол составлен правильно и все сведения достоверные
В ситуации, когда все требования к процедуре соблюдены, форма заполнена правильно, вся информация достоверна, оспаривать нечего. Ваше согласие, выраженное подписями, в суде обжалованию не подлежит. Если только подписание не произошло из-за незнания последствий.
Вторая сторона могла умышленно предоставить ложную информацию о стоимости ремонта. Более того, оба участника и представить себе не могли, что за незначительными внешними повреждениями скрываются серьезные технические проблемы. Есть возможность признания соглашения недействительным в суде.
Заблуждение проявляется в таких обстоятельствах:
- непонимание касаемо предмета соглашения;
- неверная информация о второй стороне;
- заблуждение относительно предмета сделки, его характеристик;
- неправильное восприятие обстоятельств (возможно, признанный виновным человек действительно не виновен, но был в этом убежден другими лицами).
Статья 178 ГК РФ устанавливает, что сделка под влиянием заблуждения может быть признана судом недействительной.