- Что означает обоюдная вина в ДТП в 2022 году
- В каких случаях речь идет об обоюдной вине в ДТП
- Степени вины
- Кто решает, что виновность взаимная
- При «обоюдке» никто никому ничего не должен — это правда?
- Судебная практика: не любое нарушение влечёт уменьшение возмещения
- Порядок действий при обоюдной аварии
- Выплачивает ли страховая при таких ДТП
- Если страховая отказывает в компенсации
- Кто платит при «обоюдке»
- Если у всех водителей есть страховка ОСАГО
- Если один из участников ДТП без полиса
- Если один водитель был в нетрезвом состоянии
- Как рассчитываются и производятся выплаты
- Равные суммы
- Разные суммы
- Расчет компенсации
- Если никто не обращался в суд
- Если участники обжаловали постановление в суде
- Что, если два участника ДТП виноваты, а третий — невиновен
- Можно ли выбрать способ возмещения
- Процесс получения выплаты
- Максимальная выплата по ОСАГО
- Что грозит участникам при «обоюдке»
- Что делать, если произошла обоюдная авария
- В какую страховую компанию обращаться
- Мне выплатят деньги или направят на ремонт
- Мне придётся доплачивать
- Как понять, что мне выплатили достаточно
- Как оспорить обоюдную вину
- Когда и как необходимо доказывать обоюдную вину в суде
- Тонкость, когда оспаривать «обоюдку» не можно, а нужно
- Судебная практика по обоюдным ДТП
- Можно ли оформить европротокол при обоюдном ДТП в 2022 году
- Оформление происшествия
- Подорожает ли у меня КБМ и страховка после «обоюдки»
- Можно ли просто уехать с места ДТП
Что означает обоюдная вина в ДТП в 2022 году
С одной стороны, все очень просто. Это тот момент, когда все участники инцидента были признаны виновными, даже если в разной степени.
С другой стороны, вы не найдете самого определения термина «взаимная вина» ни в одном законе или постановлении России:
- ни в самом главном законе — ФЗ-40 «Об ОСАГО»,
- ни в Гражданском кодексе,
- ни в Правилах дорожного движения.
Однако все вопросы, связанные с обоюдностью, в законодательстве 2022 года регулируются достаточно четко. Причем обоюдной виной в ДТП считаются 2 варианта:
- когда не удалось установить вину того или иного автолюбителя происшествия (это не совсем правильно с точки зрения правового поля и должно быть оспорено в суде);
- когда все признаны виновными в ДТП — эту ситуацию часто называют обоюдной виной.
При этом неважно, сколько машин попало в ДТП: 2 или более. Если, например, в ДТП участвовало 10 автомобилей, это ДТП можно назвать обоюдным только тогда, когда все 10 граждан ДТП будут признаны виновными в суде, что, конечно, большая редкость.
А если, например, в аварии 3 участника ДТП, но виновными признаны только двое автолюбителя, то само происшествие не является обоюдным, а не правы именно эти два автовладельца.
В каких случаях речь идет об обоюдной вине в ДТП
В российском законодательстве термин «взаимная вина» не закреплен. Его применяют сотрудники ГАИ и страховщики, если все, попавшие в ДТП, не соблюдали ПДД и были привлечены к административной ответственности путем составления протокола.
Следует помнить, что несоблюдение правил не всегда приводит к ДТП.
- Первый пример. Автомобилист проигнорировал красный сигнал светофора и продолжил движение, что привело к ДТП. У второго автовладельца нет страховки. Каждый из них нарушил отдельное правило. Но автовладелец без полиса не будет обвинен в ДТП. Здесь нет и речи об обоюдной вине.
- Второй пример. Один автовладелец не уступил дорогу второму автовладельцу, который по ПДД я имел преимущество на этом участке. Второй ехал на высокой скорости, выехал на встречную полосу, игнорируя сплошную двойную линию, не справился с управлением и въехал в машину первого. В этой ситуации можно предположить, что ответственность за ДТП понесут два автолюбителя.
Таким образом, «обоюдка» при ДТП по обязательному страхованию автогражданской ответственности признается, если:
- все автолюбители совершил нарушение ПДД;
- несоблюдение каждым водителем ПДД привело к ДТП;
- анализ обстоятельств ДТП не позволяет понять, кто виноват;
- оба автовладельца признали свою не правоту при составлении европротокола.
Степени вины
Даже если ДТП произошло по ошибке нескольких автолюбителей, степень вовлеченности всех из них определяется отдельно. При этом обоюдная вина в ДТП может быть:
- Равной.
Это возникает, когда все автовладельцы в равной доле участвовали в дорожно-транспортном происшествии с учетом следующих условий:
1. Нарушение ПДД всеми автолюбителями.
2. Наличие прямой связи нарушения, совершенного всеми участниками, с происшествием.
Рассмотрим классический пример: автомобиль, которым управляет пьяный водитель, сталкивается с другим автомобилем, которым управляет трезвый водитель. Оба нарушили правила дорожного движения, но причиной ДТП стал трезвый водитель. Это означает, что вина не будет признана взаимной и нетрезвый водитель сможет получить компенсацию материального ущерба и страховые выплаты. И только впоследствии, в соответствии со статьей 14 Федерального закона №40, страховщик в порядке регресса потребует от пьяного водителя возмещения суммы страховых выплат.
3. Одинаковая тяжесть допущенных нарушений ПДД. Для определения равной тяжести в суде учитывается количество нарушенных положений Дорожного кодекса и строгость санкций, предусмотренных Кодексом об административных правонарушениях. Если они примерно равны, судья принимает решение о равной взаимности в ДТП при наличии первых двух пунктов.
- Разной.
Эта степень определяется в тех моментах, когда один из участников ДТП нарушил правила, как и второй, и оба нарушения стали причинами ДТП, но действия первого менее грубые, чем действия второго. При вынесении решения судья руководствуется теми же условиями, что и при установлении равенства вины в ДТП. Дело в том, что другой методики в суде просто нет и в некоторых случаях даже высокопрофессиональный специалист не сможет определить долю неправоты того или иного водителя в ДТП.
Ярким примером ДТП с разной степенью вины является, когда владелец неисправного автомобиля, остановившись на обочине дороги, не вывесил предупреждающий знак и не включил аварийную световую сигнализацию. Другой, двигаясь в том же направлении, значительно превышая установленную скорость, не заметив машину на дороге, въехал в нее. При этом:
- Правила дорожного движения были нарушены всеми водителями: один не поставил требуемый знак остановки и не включил аварийную сигнализацию, а второй превысил скоростной режим, не убедился, что на пути ничего нет, и ему не удалось избежать ДТП.
- Нарушения первого автолюбителя менее серьезные. Ведь если бы еще участник ДТП не превысил скорость, ему, скорее всего, удалось бы избежать ДТП.
Поэтому суд примет решение о различной степени вины.
Кто решает, что виновность взаимная
Только судья. Здесь мы развеиваем одно из самых распространенных заблуждений среди автомобилистов. Сотрудники ГАИ не вправе устанавливать обоюдную вину в ДТП. Более того, они вообще никого не признают виноватым и такого права вы не найдете ни в одном законе.
Только суд уполномочен устанавливать вину. И именно судья своим решением делает вывод о степени вины лиц, причастных к ДТП.
Однако это не означает, что все последствия «взаимности» в виде возмещения убытков также проходят через суд. Если ни один из участников происшествия не обратится в судебный орган, выплата будет просто в равных долях. Подробнее об этом мы поговорим ниже.
При «обоюдке» никто никому ничего не должен — это правда?
Нет, это не правда. Так, ст. 1064 ГК РФ устанавливает обязанность возмещения вреда, причиненного неправомерными действиями.
Был ли нанесен вред в обоюдном ДТП? Да. Незаконными действиями? Верно! Чьи это противоправные действия? Всех участников ДТП.
Отсюда следует, что в ситуации «обоюдки» в 2022 году не действует правило, согласно которому никто из водителей не платит и просто ремонтирует свою машину самостоятельно. Напротив, из нормы статьи 1064 ГК РФ следует, что все из них является одновременно потерпевшим и виновником в ДТП. В итоге он возмещает ущерб и получает возмещение от другого. Однако не полностью, а по доле.
Судебная практика: не любое нарушение влечёт уменьшение возмещения
Однако учтите, что в ситуации, когда виновными признаются все (сотрудниками ГАИ), авария не всегда считается обоюдной. Ведь не все нарушения являются причиной ДТП.
Поясним проще. Законодательство 2022 года предусматривает 2 меры ответственности за конкретное нарушение:
- административную или уголовную — устанавливается государством;
- гражданскую — в виде возмещения вреда, причиненного таким нарушением.
Например, водитель проехал на красный свет и попал в ДТП. В этом моменте предусмотрены 2 меры ответственности:
- заплатить штраф в размере 1000 рублей за езду на красный (или желтый);
- возместить ущерб за автомобиль, в который он врезался (или это осуществляется по его страховке ОСАГО).
Так, при наличии нарушения правил дорожного движения, например, административное взыскание все равно наступит, если оно есть в действующем Кодексе об административных правонарушениях РФ. Но не все нарушения влекут за собой гражданскую ответственность.
Вернемся снова к предыдущему примеру. Допустим, у второго автомобилиста не было действующего полиса (при этом первый врезался в него, выехав на перекресток на красный свет). Но это уже не приведет к обоюдной вине в этом инциденте.
Здесь все очень просто. В случае дорожно-транспортного происшествия при наличии последствий в виде гражданской ответственности должна быть установлена причинно-следственная связь между совершенным нарушением и нанесением ущерба имуществу или здоровью людей. Есть ли такая связь, если у участника ДТП нет страховки ОСАГО? Нет. Так же ее не будет, например, если водитель был в нетрезвом виде, сбежал с места ДТП, не был пристегнут ремнем безопасности и тому подобное.
Поэтому обоюдное ДТП может произойти только тогда, когда причиной ДТП стали оба нарушения правил дорожного движения. Именно так думает Верховный суд. В судебной практике существует Определение № 24-KГ18-17, в котором Верховный суд буквально указал следующее:
При этом привлечение участников дорожно-транспортного происшествия к административной ответственности не является безусловным основанием для привлечения их к гражданской ответственности за ущерб, причиненный в результате действий (бездействия), за которые они привлечены к административной ответственности.
Следовательно, простое наличие протокола и / или постановления ГИБДД у второго участника не является основанием для признания обоюдной неправоты в ДТП. Его ответственность за причиненный ущерб возникает только в том случае, если такое нарушение повлекло за собой ДТП.
Порядок действий при обоюдной аварии
Действовать необходимо по правилам дорожного движения, «привилегии» для обоюдно виновных граждан в ДТП не предусмотрены. Согласно действующему законодательству:
- участники ДТП должны остановить автомобили;
- не передвигая машины, включить «аварийку» и поставить знак на требуемом расстоянии;
- вызвать сотрудников ГАИ или оформить европротокол, если позволяет ситуация (нет травм и смертей).
В какую страховую компанию мне обращаться после ДТП? В свою. Если у вас не было страховки, вам необходимо обратиться к страховщику второго виновника. Он, в свою очередь, имеет право добиться от вас возмещения через суд.
Выплачивает ли страховая при таких ДТП
Да, конечно!
Выше мы указали, что взаимность в автомобильной аварии не является по закону делом, в котором никто никому ничего не должен. Все виновные несут ответственность. Следовательно, если ответственность участников застрахована по ОСАГО, то в этой ситуации выплату должна произвести страховая компания.
Если страховая отказывает в компенсации
Как и в любом страховом случае, страховая может отказать в выплате страховой компенсации. Возможность обжалования в суде зависит от легитимности действий компании.
Таким образом, отказ страховщика будет законным, если:
- нарушены сроки сообщения о страховом случае;
- представлен неполный перечень документов;
- зафиксирован самовольный выезд с места происшествия еще до приезда сотрудников ГИБДД;
- владелец машины был в нетрезвом состоянии;
- отсутствие страхового полиса или отсутствие лица, управляющего автомобилем, в списке лиц, имеющих право на это.
Если страховая компания отказывается платить на законных основаниях, необходимо устранить причину и повторить обращение. Например, дополнить пакет документов или указать веские причины, по которым были нарушены сроки или оставлено место ДТП. В последнем случае необходимо предоставить доказательства (например, справку из больницы, куда спешил водитель).
Если вы не можете получить деньги, вы должны:
- подать досудебную претензию страховой компании;
- обратиться в суд.
Кто платит при «обоюдке»
Давайте теперь выясним, как именно происходит распределение выплат при обоюдной ответственности всех граждан в ДТП.
Если у всех водителей есть страховка ОСАГО
Значит, в этой ситуации все пострадавшие получат страховое возмещение. Но каков будет расчет и какая страховая кому выплатит компенсацию?
Все очень просто. Статья 12, пункт 22 Закона об ОСАГО устанавливает, что в этом случае выплата будет либо в равных долях согласно количеству участников, либо обратно пропорциональна степени вины каждого из них.
Опять же, утверждение требует пояснения.
- Если ДТП было оформлено с помощью европротокола или сотрудников ГАИ и водители согласны с этим, никто не пошел дальше с апелляцией или установлением доли вины, то страховые компании всех участников будут выплачивать потерпевшим в равных долях по количеству этих участников. Например, если в ДТП попали 2 автомобиля, оба владельца получат половину рассчитанного убытка их автомобилям. Если 3, то возврат составит 1/3 от полного возмещения.
- Однако если виновность в ДТП была установлена решением суда, то, устанавливается и доля неправоты всех водителей. И в этом примере все потерпевшие получают возмещения в той мере, в какой он не виновен.
Абсолютно аналогичным образом положения статьи 12 четко трактуются в судебной практике Верховного суда в пункте 46 Постановления Пленума №58.
Например, один из автовладельцев не уступил дорогу при выезде с прилегающей территории, а второй ехал задним ходом с нарушением правил дорожного движения. Прибывшие инспекторы ГАИ выдали им всем постановления за нарушения. При этом, если они не потребуют решения суда об установлении доли вины, то им будет выплачено 50% ущерба. Но один из них подал в суд, по решению которого тот, кто не уступил дорогу, несет ответственность на 70%, а тот, кто двигался задним ходом, — на 30%. И тогда расчет страхового возмещения будет производиться следующим образом:
- например, ущерб автомобилю, который не уступил дорогу, рассчитывается в 100 000 рублей, тут он получит только 30 000 рублей, так как он виноват на 70%, то есть процент вины вычитается из суммы повреждений;
- а ущерб, нанесенный автомобилю, двигавшемуся задним ходом, оценивается в 40 000 рублей, и он получает 28 000 рублей (40 000 минус 30% степени его неправоты в этом обоюдном ДТП).
Однако здесь есть важная тонкость, когда вина, по решению суда, может полностью лечь на того, кто двигался задним ходом — мы обсудим эту тему ниже, когда будем описывать процедуру обжалования «обоюдки» в суде.
Если один из участников ДТП без полиса
Здесь тоже все просто. Лица, не имеющие страховки ОСАГО, требуют возмещения убытков от страховой компании второго. А тот, у кого есть полис, обращается напрямую к виновнику, поскольку ответственность последнего не застрахована.
Но даже при отсутствии страховки ответственность подлежит возмещению обратно пропорционально доле вины. То есть здесь все работает именно так, как в примере выше, только этот процент возмещает не страховщик, если у одного нет полиса ОСАГО, а сам виновник из собственного кармана.
Если один водитель был в нетрезвом состоянии
В этом случае устанавливается причинно-следственная связь между инцидентом и нарушениями, допущенными каждым из участников. Мнение о стопроцентной виновности нетрезвого водителя — иллюзия. Да, он будет привлечен к ответственности в суде за вождение в нетрезвом виде. Но если к аварии привели не его действия, то в ДТП он не будет считаться виновным.
ВАЖНО! Само по себе опьянение не может быть причиной ДТП. А вот нарушений, совершенных из-за него, достаточно.
Поэтому по факту ДТП второму виновнику не должно быть дела до того, был первый пьян или нет. Единственное, что имеет значение, — это степень его вины. Если оба виновны одинаково, выплата производится 50 на 50. В противном случае процент виновности будет определен судом.
Как рассчитываются и производятся выплаты
В соответствии с п. 22 ст. 12 Закона об ОСАГО, возмещение выплачивается пропорционально степени вины каждого автовладельца. Участники ДТП могут получить равные и разные суммы.
Равные суммы
Такой вариант возмещения применяется, когда доказано, что все несут равную ответственность за ДТП. Признаками такой ситуации являются следующие факты:
- несоблюдение ПДД каждым автомобилистом;
- связь действий, не соответствующих ПДД, с ДТП;
- степень тяжести нарушения примерно одинакова.
В последнем пункте учитывается количество нарушенных ПДД, а также размер штрафных санкций, установленных за них. Именно такой вариант определения взаимной вины водителей чаще всего используется судебными органами.
Анализируя представленные документы, устанавливают, какие правила не соблюдались. Если количество нарушений и степень наказания за них примерно равны, обоюдная вина автомобилистов признается в равной.
Разные суммы
Этот вариант используется гораздо реже, только тогда, когда действительно можно доказать разную степень вины, изучив материалы дела.
Пример. Автолюбитель ехал на неисправной машине и остановился на трассе. При этом он не включил аварийный сигнал и не поставил знак. Другой автомобилист ехал со скоростью, превышающей разрешенную, и въехал в остановившуюся машину, повредив не только машину, но и находившихся там людей.
В этой ситуации можно установить, что:
- в случившемся виноваты два автовладельца: один превысил скоростной режим, а второй нарушил ПДД аварийной остановки;
- вина первого автовладельца менее значительна: если бы второй двигался с разрешенной скоростью, он успел бы среагировать на сломанную машину даже без знака.
Расчет компенсации
ВАЖНО! В ДТП, в которых виновны оба автовладельца, при расчете компенсации важен не размер ущерба, а степень вины всех водителей.
Следовательно, возмещение ущерба осуществляется двумя способами.
- 50/50 — если стороны решают не подавать в суд или если суд постановил, что их вина обоюдна. В этой ситуации все получат половину установленной суммы вреда.
Например, были повреждены две машины. Эксперт оценил размер убытков одной из них в 60 тысяч рублей, а второй — в 70 тысяч рублей. В этом случае первый получит 30 тысяч рублей, а второй — 35 тысяч рублей. - По степени вины. В случае вынесения судебного постановления о неравной степени вины участников ДТП СК производит выплаты из установленного судом соотношения.
Допустим, эксперт оценил размер ущерба так же, как в предыдущем примере. При другом решении суда (вина первого автовладельца — 10%, а второго — 90%) первому будут выплачены 54 тысячи рублей, а второму — всего 7 тысяч рублей.
Если никто не обращался в суд
В этом случае каждому из них не придется ремонтировать машину за свой счет. Если никто из них не обратится в суд для определения степени обоюдной вины, выплата ОСАГО будет производиться 50 / 50. То есть всем будет посчитана ровно половина причиненного вреда в результате осмотра автомобилей страховщиком или экспертизой.
То есть, если автолюбителю А нанесен вред в размере 100 000 рублей, то будет выплачено только 50 000 рублей или автомобиль будет отремонтирован в автосервисе страховой компанией по новому закону ОСАГО на сумму, равную половине от 100 тыс. Автолюбитель Б в случае убытка, например, на 150 000 рублей, заплатят 75 000 или отремонтируют авто на эту сумму.
Часть 22 статьи 12 Федерального закона «Об ОСАГО»:
Если степень вины участников дорожно-транспортного происшествия судом не установлена, у страховщиков, застраховавших гражданско-правовую ответственность, есть установленная настоящим Федеральным законом обязанность возместить ущерб, причиненный в результате дорожно-транспортного происшествия, в равных долях.
Соответственно, при наличии трех участников с обоюдной виной выплата ОСАГО будет долями по 33,(3)%; если 4, — то 25% и так далее.
Если участники обжаловали постановление в суде
Но если один или два участника ДТП подали в суд апелляцию на наложение штрафа (жалоба на решение может быть подана сразу в суд — ч. 3 ст. 30.2 КоАП), суд уже устанавливает степень виновности каждого участника в процентном отношении.
В нашем примере, согласно судебной практике 2022 года, учитывается скорость автомобиля А. Она определяет степень вины, а вместе с ней и выплату в случае обоюдной вины по ОСАГО. Если такая скорость очень велика, то вполне возможно, что виновным может быть признан только водитель автомобиля А, но если превышение незначительное, то только водитель автомобиля Б может быть признан виновным без какой-либо «взаимности».
Часть 22 статьи 12 Федерального закона «Об ОСАГО»:
22. Если все участники дорожно-транспортного происшествия признаны ответственными за причиненный ущерб, страховщики предоставляют страховое возмещение в виде возмещения ущерба, причиненного в результате этого дорожно-транспортного происшествия, с учетом установленной судом степени вины лиц, гражданская ответственность которых застрахована.
В нашем примере вина может быть установлена в долях:
- 70% взаимной вины водителя автомобиля А;
- 30% взаимной вины водителя автомобиля Б.
В этом случае водитель автомобиля A получит 30% от стоимости вреда, нанесенного его автомобилю, а водитель Б — 70% (явно не наоборот).
Что, если два участника ДТП виноваты, а третий — невиновен
Еще один интересный пример, который усложняет наш: предположим, что был еще водитель автомобиля C, который ехал навстречу автомобилю A, и, когда первые две машины столкнулись, одна из них была отброшена в эту машину C, как показано на схеме ниже.
И уже в этом случае водители желтой и красной машин получат выплату по ОСАГО в долях, обратно пропорционально степени их обоюдной вины. И водитель синего авто тоже получит выплату, но в размере 100%.
При этом оба виновных водителя получат повышение коэффициента бонус-малус (КБМ, скидки при безаварийной езде), а страховой полис ОСАГО для обоих будет стоить дороже в следующем страховом периоде.
Можно ли выбрать способ возмещения
ВАЖНО! С 27 апреля 2022 года вступили в силу изменения в законодательстве, касающиеся ОСАГО. Согласно этим изменениям, водители имеют право на получение денежной компенсации вместо ремонта.
Размер будет рассчитываться так же, как описано выше.
Если потерпевший желает восстановить свою машину в натуральной форме, ему придется доплатить за ремонт из собственных средств.
Процесс получения выплаты
Если все участники инцидента удовлетворены получением 50% возмещения, они могут не обращаться в суд.
В этом случае обращайтесь в страховую компанию, как только получите документы из ГИБДД с указанными нарушениями всех из участников ДТП.
Если вас не устраивает половина возмещения:
- Сообщите страховщику о происшествии.
- Дождитесь решения суда с установленной мерой вины всех участников.
- Получите возмещение, согласно постановлению, в размере, пропорциональном вине.
Обычно процесс занимает несколько месяцев, поэтому стоит обратиться в суд, если:
- По данным ГИБДД, виновных нет.
- Очевидна высокая степень вины одного из участников.
- Убыток серьезный, поэтому важно получить максимально возможное страховое возмещение.
Максимальная выплата по ОСАГО
По всем страховым случаям (если оба участника застрахованы) ответственность за выплату несет страховая компания. Но размер ущерба при восстановлении измеряется не на 100%, а на основании постановления суда, в зависимости от степени.
Максимально возможная выплата по автострахованию на 2020 год — 400 тысяч рублей. Если пострадали люди, выплата не превышает 500 тысяч.
Что грозит участникам при «обоюдке»
Все то же, если бы авария была обычной с 1 виновником. Административная ответственность в любом случае грозит за нарушение Правил. А вот гражданская, как мы выяснили, уже будет частичной по степени вины в аварии.
Давайте посмотрим на различия между стандартным инцидентом и инцидентом по обоюдной вине в удобной табличной форме.
Сравнительная таблица ответственности при простом и обоюдном происшествии Ответственность Стандартное происшествие Взаимное происшествие
Административная | Постановление будет выписано участнику, виновному в ДТП (например, он въехал в движущийся впереди автомобиль). | Постановления выдаются всем участникам. |
Гражданская, если никто не обратился в суд | Виновник или его страховая компания выплатят возмещение потерпевшему. | Все автовладельцы при этом не только виноваты, но и пострадали. Таким образом, они получают частичную компенсацию — в равных долях в зависимости от количества участников. |
Гражданская, если судья установил степень взаимной вины | — | Жертве платят в соответствии со степенью невиновности. Например, если суд признал вашу вину 20%, вы получите 80% рассчитанного ущерба. |
Выше мы рассмотрели только административную и гражданско-правовую ответственность при ДТП. Мы сознательно не усложняли объяснения и примеры, потому что если произошла взаимная авария, в результате которой был нанесен вред здоровью или жизни, то здесь все работает точно так же. Просто виновник будет нести ответственность за его нарушение как причину возникшего события. Но здесь есть важный нюанс, смотря кто пострадал:
- если второй автомобилист, то ответственность за это несет первый (так как он не должен нести ответственность за причиненный себе вред);
- если, например, пешеход, то оба автомобилиста.
Что делать, если произошла обоюдная авария
Конечно, оформить ее. Процедура здесь такая же, как и для любого другого инцидента, как предписано пунктами 2.5-2.6.1 ПДД:
- Немедленно остановить автомобили и не перемещать их.
- Поставить аварийный знак и включить «аварийку».
- Позвонить в ГИБДД (если есть травмы / смертельные случаи или нет возможности или желания составлять европротокол).
А вот по поводу дальнейших действий у многих автовладельцев могут возникнуть вопросы. Хотя в этом случае нет ничего особенного. Итак, давайте выясним дальнейшие действия при взаимной вине в ДТП.
Важное замечание!
- В этой статье описаны основные принципы законодательства. Между тем в судебной практике все зависит от конкретных обстоятельств.
- В 96% случаев есть тонкости, которые могут повлиять на исход всего дела.
- Поэтому рекомендуем доверить дело профессионалам, которые изучат ваше дело и выберут правильную стратегию для выигрыша.
В какую страховую компанию обращаться
В свою при соблюдении условий, предусмотренных статьей 14.1 Федерального закона «Об ОСАГО»:
- только машины были повреждены;
- у всех участников есть действующие полисы ОСАГО;
- во время аварии произошло взаимодействие (прямое столкновение) автомобилей.
Таким образом, не имеет значения, признан инцидент взаимным или виновником является один участник. Правила требования возмещения прямого убытка не зависят от этого, и если условия соблюдены, вам следует обратиться в свою страховую компанию.
Имейте в виду, что при соблюдении вышеуказанных критериев вы не имеете права выбирать, куда обращаться за выплатой, а обязаны идти только своему страховщику. И наоборот, при невыполнении хотя бы одного из критериев (например, у вас нет ОСАГО или произошло бесконтактное ДТП), — только к страховщику другого участника.
Мне выплатят деньги или направят на ремонт
Форма возмещения убытков также не зависит от ответственности и вины. При взаимном ДТП действуют те же условия: по умолчанию страховщик обязан оформить направление на ремонт, а выплата положена при соблюдении условий пункта 16.1 статьи 12 ФЗ-40:
- в результате ДТП люди получили травмы средней или тяжелой степени тяжести или погибли;
- произошла полная гибель машины;
- если потерпевший — инвалид;
- если по расчету размер вреда превысил максимальный лимит в ОСАГО;
- если потерпевший и страховая компания заключили соглашение о выплате по обоюдному согласию;
- и если у страховщика нет автосервисов, отвечающих требованиям закона (в той же статье 12).
Мне придётся доплачивать
Выяснилось, что даже при взаимной вине в ДТП вас могут отправить на ремонт. Но что делать, если сумма компенсации не полная. Машину отремонтируют только наполовину?!
Нет. Но страховщик не обязан доплачивать из собственных средств. В этом случае СТО либо полностью восстановит вашу машину с вашей доплатой, либо выплатит компенсацию наличными. То есть вы имеете право доплатить за полноценный ремонт — это право, а не обязанность. Об этом нам говорит буква «д» пункта 16.1 статьи 12 Федерального закона «Об ОСАГО».
Таким образом, в обоюдной аварии вы можете выбрать:
- выплату наличными;
- или доплатить, и ваша машина будет полностью отремонтирована.
Но по понятным причинам закон не предусматривает частичного восстановления автомобиля.
Как понять, что мне выплатили достаточно
Итак, вы обратились в страховую, и в результате вам была выплачена определенная сумма денег. Но как без доплат понять, что все посчитано правильно и вас не обманули? Ведь вы уже знаете, что размер вреда уменьшится на долю вины. Но конкретных сумм не видели.
Ознакомьтесь с ними! Дело в том, что пункт 4.23 Правил страхования обязывает страховую компанию проинформировать вас о результатах расчета путем выдачи копии акта в течение 3 дней с даты вашего письменного запроса.
И именно в акте вы увидите как всю сумму вреда без удержания процентов, так и после вычета, и сможете понять, не занижена ли страховая выплата.
Как оспорить обоюдную вину
Точно так же, как будто это только ваша вина. Здесь нужно понимать, что именно вы хотите оспорить:
- если саму взаимность (то есть, виновником должен быть только другой участник), то вы должны оспорить решение, принятое против вас;
- если установленную степень вины, то об ее установлении подается иск с указанием доводов.
Когда и как необходимо доказывать обоюдную вину в суде
Чтобы добиться успеха в судебном заседании, следует учесть несколько рекомендаций:
- Взаимная вина должна быть доказана, если сторона не согласна с позицией оппонента или с заключением страховщика.
- Для демонстрации «взаимности» могут использоваться материалы ГИБДД, а также свидетельские показания и лично собранные аргументы (фото, видео и т.д.).
- Сообщите все обстоятельства дела, например погодные условия. Если был дождливый день, можно сослаться на состояние дорожного покрытия (потребуется справка из гидрометеорологического центра).
- Желательно подать в суд результаты экспертизы — о техническом состоянии автомобиля, размере повреждений и так далее.
Здесь важно учитывать, что суд принимает решение по совокупности обстоятельств. Таким образом, в ходе судебного разбирательства стороны решают, какие доказательства стоит предоставить, а какие нет.
Тонкость, когда оспаривать «обоюдку» не можно, а нужно
Взаимную вину очень часто признают инспекторы, которые не хотят разбираться в сложностях законодательства, особенно правил дорожного движения. Здесь мы рассмотрим ситуацию, когда один из водителей обвиняется в нарушении, когда он не уступил дорогу.
Между тем в судебной практике давно утвердилось «нарушитель не имеет преимущества». Это означает, что исчезает обязанность уступать дорогу тем, кто не имеет права на перемещение. Вот законодательная основа этого утверждения:
- Сам термин «уступить дорогу» из ПДД требует, чтобы ее уступали только тем, кто имеет приоритет.
- Между тем, приоритет также определяется как «преимущественное право на движение».
- Если водитель не имеет права на движение, то, в принципе, он не может иметь этого преимущественного права.
- В результате исчезает и обязанность другого водителя уступить: нарушения просто нет.
Именно такая последовательность должна быть указана в суде при обжаловании взаимной вины. Но главное — сослаться на соответствующий судебный акт, которому обязаны следовать нижестоящие суды. Именно последовательность толкований правил дорожного движения, о которой мы говорили выше, дана Верховным судом в недавнем Постановлении Пленума № 20 (пункт 14).
Судебная практика по обоюдным ДТП
Давайте посмотрим на практику рассмотрения таких дел в обычных судах, а также в Верховном суде, рассмотрев несколько примеров.
- В Башкирии суд сделал интересный вывод. В 2021 году максимальный лимит выплаты по ОСАГО также составлял 400000 рублей. Судья подчеркнул, что при взаимной вине в ДТП максимальная сумма должна учитываться не при расчете, а при окончательной сумме выплаты. То есть, если страховая компания насчитала убытков на 500 тысяч и степень вины, например, 50%, то должны выплатить 250 тысяч, а не 50% от максимального лимита, то есть 200 тысяч.
- В Тульской области суд вынес решение по делу о ДТП, когда 2 автомобиля ехали задним ходом и столкнулись. При этом нарушен пункт 8.12 ПДД. Действующий Кодекс Российской Федерации об административных правонарушениях не предусматривает санкций за данное нарушение. Поэтому приехавшие инспекторы выписали определение об отказе в возбуждении дела. На основании этого отказа один из участников пытался оспорить обоюдную вину. Однако это не увенчалось успехом, так как суд установил, что оба нарушения привели к аварии, а отказ в возбуждении дела не влечет за собой отмену вины.
Можно ли оформить европротокол при обоюдном ДТП в 2022 году
Да, взаимность в ДТП никоим образом не ограничивает право заполнения европротокола без участия сотрудников ГИБДД. Но должны быть соблюдены следующие условия (из статьи 11.1 закона):
- только 2 машины должны попасть в аварию — ни больше, ни меньше;
- у обоих есть действующая страховка ОСАГО;
- вред причинен только автомобилям (не имуществу и не здоровью);
- между машинами был прямой контакт;
- не превышен лимит в 100 тысяч рублей (больше не получите) или 400 тысяч, если оформляется через приложение;
- нет разногласий по поводу обстоятельств аварии.
Обратите внимание на последний пункт. На практике 2022 года он означает, что оба участника должны признать свою взаимность. Хотя в законе об этом прямо не говорится, страховщики часто относят признание вины к разногласиям.
Оформление происшествия
Если все участники инцидента признают свою вину и не предъявят никаких претензий к остальным, достаточно европротокола. Но важно помнить, что максимальная сумма выплаты при европротоколе составляет 100 тысяч рублей. Это означает, что каждый водитель может получить от страховщика по 50 тысяч. Если размер убытков значительный, стоит потратить время и дождаться сотрудников ГАИ.
В последнем будут подготовлены документы, которые необходимо предъявить страховщику или в суд. Это:
- справка о ДТП: копии выдаются обоим водителям;
- протокол;
- постановление о нарушении: по копии всем водителям (на их основании будет распределяться вина).
Протокол также используется для определения доли вины автовладельца, так как он указывает:
- положение автомобилей после ДТП (в том числе в виде схемы);
- показатели замеров;
- повреждения, которые можно определить визуально;
- показания всех водителей.
ВАЖНО! Даже если участники ДТП не имеют претензий друг к другу и признают свою взаимную вину, лучше всего вызвать на место ДТП ГАИ, ведь не всегда удается определить размер убытков «на глаз».
Подорожает ли у меня КБМ и страховка после «обоюдки»
Да, даже неполная ваша вина, увы, не повлияет на уменьшение скидки за безаварийную езду на следующий период страхования.
Дело в том, что коэффициент бонус-малус меняется не в зависимости от размера компенсации за ДТП, а просто в зависимости от наличия событий, застрахованных вашим полисом ОСАГО. Был страховой случай? Это означает, что КБМ увеличится и в следующий раз страховка будет стоить дороже. Все просто и, к сожалению, не очень выгодно для водителя, попавшего в обоюдную аварию.
Можно ли просто уехать с места ДТП
Исходя из вышесказанного, можно смело предположить, что небольшую взаимную аварию лучше вообще не оформлять. Судите сами: если повреждение каждой машины оценивается, например, в 5000 рублей, то каждый получит половину этой суммы, а за счет КБМ стоимость страховки в ближайшие годы будет выше. Конечно, в сумме это будет стоить более 2500 рублей. Кроме того, к этому добавляются штрафы ГИБДД за нарушения.
Получается, что лучше никому вообще не обращаться в страховую компанию и не оформлять такую аварию? Почти так, но все же лучше сообщить о ДТП и чаще всего получить штраф.
Дело в том, что в конечном счете это может стоить дороже, если дорожная полиция обнаружит, что произошло ДТП и вы скрыли его. Это грозит лишением прав надолго. Вы думаете, что это маловероятно? А теперь представьте себе недобросовестного второго участника аварии, который решит избавиться от «обоюдки» тем, что в обстоятельствах аварии никто не будет разбираться и он скроет свою вину.
То есть возможный сценарий здесь примерно такой:
- Вы попали в ДТП, например, с превышением скорости и неуступлением дороги.
- Решили разойтись и сошлись на том, что оба не правы и повреждения незначительные.
- Второй автомобилист возвращается к месту аварии и вызывает полицию.
- Они оформляют происшествие, а затем обвиняют вас в том, что вы покинули место происшествия.
- При этом сам факт сокрытия, конечно, не делает вас виновником, но в некоторых ситуациях такое мошенничество позволит второму участнику скрыть свою вину (например, дать «правильные» показания и переставить автомобиль).
Что делать? На самом деле существует множество вариантов.
- действительно, вы можете разойтись с миром, но напишите расписку о том, что пострадавших в ДТП нет и аварию не нужно оформлять. Такую возможность предоставляют правила дорожного движения. Но учтите, что пункт 2.6.1 Правил требует, чтобы для этого были выполнены условия составления европротокола;
- вы можете составить европротокол, согласившись на то, что никто из вас не будет обращаться в СК, чтобы КБМ не увеличивался. Здесь, конечно, тоже есть основание для обмана;
- можно вызвать ГАИ, но не обращаться в страховые компании за возмещением вреда. Однако в этом случае прибывшие сотрудники напишут штрафы за нарушения, повлекшие обоюдное ДТП.