Новые правила ОСАГО 2022 года: что изменилось в автостраховании

Содержание
  1. С 1 января 2021 г. в автогражданку внесли поправки — это правда?
  2. Возрастет цена автострахования — это правда?
  3. Подорожала ли стоимость страхования?
  4. В 2021 г. молодым автомобилистом быть невыгоднее!
  5. Неограниченная страховка подорожала
  6. КТ подешевел
  7. Подорожает ли еще автостраховка в 2021 г.?
  8. Каких реформ по автостраховке стоит ждать в 2021 г.?
  9. Какие изменения не вступили в силу, но планируются в 2021 г.?
  10. Увеличение лимита по автогражданке до 2 млн рублей
  11. Отказ от учета износа при страховой выплате
  12. Отмена КТ
  13. Отмена КМ двигателя авто
  14. Появление на рынке ОСАГО+
  15. Заявка на выплаты онлайн
  16. Какие изменения вступили в силу в 2021 г.?
  17. Нарушители заплатят больше
  18. Подорожание страхования для нарушителей ПДД
  19. Новая финансовая платформа 2021
  20. Новые лимиты выплат по европротоколу
  21. Доплата за некоторые автомобили
  22. Новый закон о регрессе за отсутствие техосмотра с 1 марта 2021 г.
  23. Отвязка техосмотра от  автостраховки
  24. Отмена 3-дневного срока вступления в силу е-ОСАГО
  25. Дистанционное расторжение договора автострахования
  26. Штрафуют ли камеры за отсутствие автостраховки в 2021 г.?
  27. Штраф с камеры за отсутствие автострахования

С 1 января 2021 г. в автогражданку внесли поправки — это правда?

Нет. Новость о том, что законодательство по автострахованию было обновлено с начала 2021 г., является вымыслом.

На сегодняшний день существует 3 законодательных акта, так или иначе касающихся «автогражданки»:

  • Федеральный закон № 40 статья «Об ОСАГО» — основной закон, устанавливающий правила и условия разрешения возможных споров между участниками дорожного движения, страховщиками и третьими лицами; последний раз в него вносились поправки 8 декабря прошлого года, с 1 января 2021 г. никаких изменений не было;
  • Правила страхования регулируют порядок заключения договора и осуществления возмещения;
  • Указание Банка России о страховых тарифах — здесь указано все то, что влияет на окончательную стоимость полиса: базовые ставки и различные КК.

Просмотрев редакции перечисленных нормативных актов и законов, можно убедиться, что с января 2021 г. никаких изменений не было.

Внесены изменения в закон Су ОСАГО с 1 января 2021 года

Возрастет цена автострахования — это правда?

Однозначно ответить на этот вопрос невозможно. Это связано с тем, что страховщики используют индивидуальный расчет стоимости страхования для каждого автомобилиста.

С 2019 г. Банк России разрешил страховщикам применять гибкие методики расчета конечной стоимости «автогражданки». То есть в 2021 г. страховщики используют определенную формулу: базовая ставка умножается на коэффициенты — на выходе получается общая стоимость автогражданки.

Последний раз тарифный коридор базовых ставок расширили в августе 2020 г., и по состоянию на 14 сентября 2021 г. ЦБ РФ не менял его. Например, для частных лиц и индивидуальных предпринимателей этот коридор составляет от 2471 до 5436 рублей. Опытным и аккуратным автомобилистам с большей долей вероятности установят более низкий тариф. Начинающим автомобилистам и лихачам — наоборот, более высокий. Общепринятых стандартов нет, все сугубо индивидуально — также отметим, что расчеты производятся компьютерной программой по заданным алгоритмам.

Они также существенно влияют на итоговую стоимость страхования. Их значения обновляются Центральным банком. К примеру, КТ для московских автомобилистов составляет 1,9, а в Чите — всего 0,73. Следовательно, при прочих равных условиях стоимость страхования в столице будет выше, чем для того же автомобилиста, зарегистрированного в Чите.

Подорожание ждет злостных нарушителей правил дорожного движения. Страховщики не жалуют таких, потому что приходится нести большие расходы на возмещение ущерба пострадавшим в дорожно-транспортных происшествиях — а это всегда убытки для страховщиков. Поэтому для любителей нарушать ПДД существуют более дорогие  автогражданки. Правда, в Указании ЦБ соответствующих коэффициентов еще нет. Но страховщики могут повышать для лихачей страховой тариф. То есть установить его по максимуму — 5436 рублей вместо минимального 2471 рубль.

Повышение цен на ОСАГО после реформ

Подорожала ли стоимость страхования?

И да, и нет. Дело в том, что изменились как базовые ставки цены полиса, так и коэффициенты, которые при сложении влияют на итоговую стоимость в большую или меньшую сторону.

То есть окончательная сумма, которую клиент заплатит , рассчитывается по определенной формуле: базовая ставка поочередно умножается на коэффициенты (сначала территориальный, затем мощности, возраста и стажа, КБМ и другие). Если к-т больше единицы, то стоимость страхования увеличивается, если ниже — уменьшается.

Поэтому сам базовый тариф как основа для дальнейшего расчета не является фиксированной суммой. Страховщики имеют возможность устанавливать определенную сумму для расчета из тарифного коридора. Однако не следует думать, что все страховщики берут максимально возможную базовую ставку — конкуренцию никто не отменял.

Но сам этот тарифный коридор базовых ставок значительно расширился 24 августа прошлого года, и в 2021 г. стоимость страхования для конечного потребителя может варьироваться гораздо шире.

В таблице приведено сравнение базовых ставок в страховании в 2021 г

Категория транспорта

Базовая ставка в рублях

Было

Стало в 2021 г.

Мототранспорт

694–1407

625–1548

Легковые автомобили, в том числе с прицепами (категории «В», «ВЕ»), по следующим критериям:

организаций

2058–2911

1646–3493

физических лиц и индивидуальных предпринимателей

2746–4942

2471–5436

такси

4 110–7399

2877–9619

Грузовые автомобили (категории «C» и «CE») по следующим критериям:

массой до 16 тонн веса включительно

2807–5053

2246–6064

весом более 16 тонн

4227–7609

3382–9131

Автобусы (категории «D» и «DE») по следующим критериям:

с количеством пассажирских мест до 16 включительно

2246–4044

2134–4165

с количеством пассажирских мест более 16

2807–5053

2667–5205

Тракторы и самоходная техника

899–1895

872–1952

В таблице базовых тарифов мы видим, что минимальный тариф стал ниже, а максимальный — выше. Следовательно, окончательная стоимость может быть как дешевле, так и дороже, в зависимости от требований страховщика.

В 2021 г. молодым автомобилистом быть невыгоднее!

Все дело в поправках в КВС. Он и без того всегда стоимость увеличивал стоимость страхования:

  • если автомобилисту меньше 30 лет, в любом случае автостраховка для него становится дороже из-за КВС,
  • а вот со стажем проще — уже с 3-х летним стажем КВС может немного снизить цену.

Но в любом случае это почти всегда он увеличивает стоимость. В таблице ниже мы видим, что во многих случаях он больше единицы.

КВС в 2021 г. стал дешевле для опытных и автомобилистов постарше и менее выгодным для молодых и неопытных.

Как дорожает стоимость обязательного автострахования для молодых и неопытных водителей и как становится дешевле для других

Примечание. Зачеркнутое — это значение коэффициента для данного возраста (в строках) и стажа (в столбцах), которое было ранее. Не перечеркнутое — то, что действует по новым правилам в 2021 г. В первой строке нужно найти свой опыт, а в столбце — возраст, они пересекаются в ячейке, содержащей применяемый в конкретном случае к-т.

Неограниченная страховка подорожала

Есть всего два значения КО:

  • если число допущенных к управлению ТС лиц ограничено, то он равен единице, то есть никак не меняет цену полиса;
  • «открытая» стала дороже: если раньше только при наличии самого факта неограниченного круга лиц базовая ставка умножалась на 1,87, то в 2021 г. он умножается на 1,94.

Повышение стоимости ОСАГО в 2021 году

КТ подешевел

Еще одна хорошая новость — снизилось большинство КТ в зависимости от региона использования ТС. Плохая новость — снизились они очень незначительно (буквально на одну сотую доли).

К примеру, если в Москве был 2, стал 1,9; в Смоленске он «упал» всего на 0,02 (с 1,2 до 1,18).

Посмотреть значения всех базовых ставок и к-в можно в соответствующем официальном Указании Банка Российской Федерации о страховых тарифах.

Подорожает ли еще автостраховка в 2021 г.?

По состоянию на 14 сентября 2021 г. поправок в Указание Банка России о базовых страховых тарифах, а также изменения коэффициентов не планируются.

Каких реформ по автостраховке стоит ждать в 2021 г.?

Реформирование сферы в 2021 г. в основном коснется отмены ряда устаревших коэффициентов. В целом усилия направлены на окончательный переход к индивидуализации расчета стоимости страхования.

Какие изменения не вступили в силу, но планируются в 2021 г.?

Далее рассмотрим ряд поправок, которые обсуждаются, но пока еще не вступили в силу. Кстати, далеко не факт, что они начнут действовать уже в 2021 г. — возможно, они никогда не вступят в силу.

  • Новый штраф за отсутствие страховки, а также за езду без нее в размере 5000 рублей. Инициатива по увеличению размера штрафа существует уже давно. Но в 2021 г. за нее взялись основательно, хотя это еще не вступило в силу. Другие поправки предлагают ввести возможность назначения увеличенного штрафа ГИБДД за повторную езду без страховки, а также лишать прав за это.
  • Один из  влияющих на удорожание страхования КМ учитывает мощность машины. И его планируется заменить КМА. Как это повлияет на стоимость страхования — пока неизвестно. Но с большой долей вероятности она будет выше.
  • Телеметрия может появиться в автомобилях в России. Его цель — автоматическое отслеживание стиля вождения человека программами страховщика. По результатам этих данных автогражданка для аккуратного автомобилиста, который не прибегает к экстренным торможениям и быстрым разгонам, не превышающего скоростной режим, может стать дешевле.
  • Некоторое время власти обсуждают идею объединения двух видов страхования: ОСАГО и КАСКО. Однако, этого пока не произошло. Речь идет не о навязывании более дорогой страховки покупателям «автогражданки». Просто если автомобилист покупает КАСКО, он может включить в него страхование ОСАГО.
  • Кроме того, Дума давно обсуждает отмену КТ. В случае принятия соответствующего нового закона стоимость страхования для жителей Москвы и, например, любого небольшого городка или даже поселка в России станет одинаковой при прочих равных условиях.

Увеличение лимита по автогражданке до 2 млн рублей

На сегодняшний день лимит страхового возмещения вреда жизни и здоровью пострадавшим в ДТП составляет 475 тысяч рублей (ч. 7 статья 12 ФЗ-40). Правительство намерено поднять эту планку до 2 миллионов рублей.

О повышении лимита выплат говорилось еще на предыдущем этапе реформ в 2020 г. Однако в итоге инициатива так ею и осталась. Теперь власти снова вернулись к этому вопросу. Если поправки будут приняты, не исключено увеличение стоимости страхования.

Отказ от учета износа при страховой выплате

Еще один давно обсуждаемый вопрос, целью которого является полная отмена учета амортизации запчастей при выплатах по автогражданке.

  • Как сейчас? В 2021 г. страховщик рассчитывает выплаты с учетом КИ деталей. Это происходит тогда, когда в ДТП попала не новая машина — для таких автомобилей допускается учитывать до 50 % износа. В результате потерпевшие владельцы вынуждены доплачивать из собственного кармана за ремонт своих автомобилей.
  • Как планируется сделать? Вообще не учитывать износ запчастей, как это практикуется в случае направления машины в СТОА не ремонт. Если износ устранят, страховые суммы покроют 100 % ущерба. Но при этом, конечно, автомобилистам придется доплачивать из личного бюджета. Ведь страховщик считает компенсацию по Методикам ЦБ и справочникам РСА, где стоимость запчастей намного ниже рыночных.

Актуально ли в 2021 г. отказываться от учета износа деталей при выплатах по автогражданке? Да. Однако, следует помнить о разных ситуациях. Например, если двое потерпевших обратятся за страховым возмещением, но у одного будет ржавая «копейка», а у второго хоть и б/у, но машина в хорошем состоянии — суммы будут без учета износа деталей. При этом понятно, что «копейка» вот-вот выйдет из строя. Для таких автомобилей справедливо оставить страховые выплаты с учетом износа.

Отмена учета износа запасных частей

Отмена КТ

Практика показывает, что КТ изжил себя. Место жительства автомобилиста практически не влияет на факторы риска. Ведь можно иметь прописку в Челябинске, а жить и передвигать на машине в Москве или Санкт-Петербурге. Большее значение имеют другие факторы: стиль вождения, модель автомобиля, семейное положение, стаж вождения и так далее.

Отмена КМ двигателя авто

Влияние мощности двигателя автомобиля и риск попадания в аварии давно вызывает вопросы у экспертов и автоюристов. Ведь на цену страхования должны влиять не характеристики ТС, а качества самого автомобилиста.

Например, один и тот же владелец мощного BMW может ездить намного аккуратнее, чем владелец автомобиля ВАЗ 2110, но стоимость полиса для обладателя немецкого автомобиля будет выше, чем цена у второго автомобилиста.

Переход к индивидуальным тарифам делает ненужным такой КБ, как мощность двигателя транспортного средства. Однако, в то же время Центробанк, скорее всего, расширит и тарифный коридор. И тогда стоимость может вырасти на 500–1000 рублей.

Стирание коэффициента мощности автомобильного двигателя под ОСАГО

Появление на рынке ОСАГО+

Еще одним нововведением в сфере автострахования может стать новый продукт — расширенный ОСАГО+. Потребность в его появлении на рынке возникла уже давно. Это своего рода компромисс между дешевым ОСАГО и дорогим КАСКО.

Если «автогражданку» могут себе позволить большинство, то 40 000 рублей на КАСКО есть не у всех. В 2021 г. многие автомобилисты изъявляют желание не только застраховать автогражданскую ответственность, но и свою машину. Ожидается, что расширенная автогражданка  будет более доступной. Например, у него будет несколько опций, за которые можно будет доплачивать по желанию страхователей.

Однако пока неясно, появится ли такой универсальный продукт на рынке автострахования.

Заявка на выплаты онлайн

Также в 2021 г. у автомобилистов может появиться возможность оформлять онлайн-заявку на выплаты по страхованию. Эта норма содержится в законопроекте, принятом Госдумой в первом чтении в декабре 2020 г. Предполагается, что автовладельцу не нужно будет отправлять документы по почте или лично приходить к страховщику, как сейчас — достаточно будет заполнить специальную форму в интернете.

Такая форма также должна появиться на портале Госуслуг. Кроме того, автомобилистам не придется предоставлять для осмотра поврежденное имущество: достаточно будет фотографий и видеосъемки повреждений, отправленных с помощью приложения «Помощник ОСАГО».

Изменения уже поддержал Российский союз страховщиков (РСА), но предложил доработать их. В частности, PCA хочет, чтобы на первом этапе правило применялось только к случаям компенсации материального ущерба и не касалось вреда жизни и здоровью.

«Кроме того, повреждения автомобилей в результате дорожно-транспортных происшествий могут носить скрытый характер, а некоторые из них может установить только эксперт. Отдельного исследования требует и вопрос, все ли имеющиеся повреждения были получены в результате конкретного ДТП. Поэтому представляется целесообразным предоставить страховщику право осмотреть поврежденный автомобиль, если информация, полученная онлайн, не позволяет определить наличие страхового случая и размер выплаты.

Скорее всего, эти предложения найдут свое отражение в тексте законопроекта. Ожидается, что поправки будут внесены в середине января 2021 г., после чего Госдума рассмотрит законопроект во втором и третьем чтении, а затем направит его в Совет Федерации и Президенту на подпись. Учитывая общую тенденцию к цифровизации различных услуг, можно предположить, что новая услуга будет запущена уже в 2021 г.

Какие изменения вступили в силу в 2021 г.?

Далее рассмотрим поправки ЦБ РФ, которые уже вступили в силу и действуют на территории России. Забегая вперед, следует отметить, что эти нововведения должны упростить жизнь автомобилистов.

Нарушители заплатят больше

Важное новшество в работе ОСАГО — изменение принципа расчета  КБМ. Теперь страховщику при определении стоимости договора «автогражданки» будут учитывать не только возраст, стаж и количество аварий, в которых он стал виновником, но и число грубых нарушений правил дорожного движения.

Это одно из тех нововведений, которые были приняты летом прошлого года, но полностью заработают только в этом году. Благодаря им ожидается удорожание автостраховки для лихачей. Какие нарушения ПДД повлияют на его стоимость? Только самые грубые. Лица, лишенные водительских прав за управление транспортным средством в состоянии алкогольного опьянения, а также те, кого наказали за езду на запрещающий сигнал светофора, выезд на встречную полосу или превышение разрешенной скорости 60 км/ч и более, должны будут платить по повышенному тарифу. Учитываться будут только нарушения, зафиксированные неоднократно, то есть более одного раза.

Предполагается, что страховщики будут получать информацию о нарушителях из специальной базы ГИБДД. То есть страховщик направит специальный запрос в Госавтоинспекцию, получит ответ о конкретном гражданине и на основании этого примет решение о применении более высокого коэффициента. В общем, определенный шаг к справедливости, пусть даже этот шаг небольшой. Ведь, во-первых, на стоимость повлияют только грубые нарушения.

Во-вторых, чтобы зафиксированные нарушения повлияли на стоимость «автогражданки», автомобилист должен быть остановлен инспектором ГИБДД. «Письма счастья» с камер никак не повлияют на цену страхования.

Наконец, в-третьих, хотя нововведения уже формально приняты, страховщикам еще предстоит наладить регламент доступа к базе данных ГИБДД, а также дождаться соответствующего постановления правительства. Ожидается, что это произойдет в 2021 г., но пока неизвестно, когда именно.

«В настоящее время отлаживается взаимодействие с ГИБДД по обмену данными о грубых нарушениях правил дорожного движения», — сообщили в пресс-службе Российского союза страховщиков. Там отметили, что наличие повторных серьезных нарушений станет лишь одним из тарифных факторов, которые будут использовать страховщики. «При этом базовая тарифная ставка по-прежнему определяется в рамках тарифного коридора, который для ТС физлиц составляет от 2471 до 5436 рублей», — подчеркнули в РСА.

Подорожание страхования для нарушителей ПДД

Еще одно новшество, вступившее в силу в прошлом году, формально действует в полную силу в 2021 г., однако, по факту еще не применяется

Речь идет об особенном отношении страховщиков к грубым нарушителям определенных требований ПДД. Особенность такого отношения проявляется в удорожании полиса в виде нового сильно завышенного нового коэффициента нарушений.

В большинстве случаев это серьезные нарушения, которые влекут лишение прав или даже уголовную ответственность. К таковым относятся:

  • управление машиной в нетрезвом виде;
  • отказ от медицинского освидетельствования;
  • вред, причиненный здоровью или жизни людей в результате виновности в аварии;
  • скрытие с места происшествия;
  • повторный проезд на запрещающий сигнал светофора;
  • повторное превышение скорости не менее чем на 60 км/ч;
  • выезд на встречную полосу движения, в том числе неоднократный.

Однако, несмотря на то, что соответствующий новый закон в 2021 г. имеет статус действующего и вступившего в законную силу, фактически повышенный к-т, а вместе с ним и более дорогостоящий ОСАГО для таких нарушителей не применяется. Потому что в соответствующем Указании ЦБ РФ нет соответствующих значений новых к-в.

Новая финансовая платформа 2021

Соответствующий законопроект также вступил в силу еще в прошлом году. И, как и в случае с КН, в 2021 г. новшество еще не применяются.

Речь идет о специальной финансовой платформе, с помощью которой можно приобрести автостраховку, выбрав наиболее выгодную среди различных страховщиков. И это хорошая идея на фоне увеличившегося коридора окончательных цен на страхование.

Однако, на сегодняшний день такое введено только на двух площадках.

Онлайн-страхование и страхование отсутствия по уголовным делам

Новые лимиты выплат по европротоколу

С недавних пор были действуют полноценные максимальные выплаты в случае оформления аварии по европротоколу. То есть вместо 100000 рублей, как раньше, теперь можно получить полную сумму страхового возмещения ущерба — 400000. Однако, для этого есть дополнительные условия:

  • обстоятельства аварии должны быть зафиксированы специальными техническими средствами;
  • либо фиксация должна выполняться с помощью специального приложения, которое работает через Госуслуги.

Доплата за некоторые автомобили

Помимо лихачей, изменения в Федеральном законе «Об ОСАГО» затрагивают еще несколько категорий автовладельцев. Во-первых, поправки подразумевают изменения тарифов для юрлиц на автомобили, предназначенные для использования с прицепами. То есть страховщикам  придется платить больше за то, чтобы на машинах с прицепами ездили наемные сотрудники.

Во-вторых, в пункте «г» поправок в статью 9 ФЗ говорится, что при определении базовой ставки страховщик может учитывать «другие факторы, которые существенно влияют на вероятность причинения вреда при использовании транспортного средства и на потенциальный размер причиненного ущерба».

Указание Банка России, позволяющее страховщикам применять такие факторы, характеризующие вероятность наступления страхового случая, начало действовать 5 сентября 2020 г. Что именно к ним относится, каждый страховщик решает отдельно. Можно предположить, что владельцы спорткаров попадают в категорию риска и более дорогих тарифов в первую очередь.

Но сами страховщики по своей практике отмечают, что такая формулировка сочетает в себе различные характеристики автомобилей. Это не только мощность. Это может быть цвет, марка/модель и тип транспортного средства, когда, например, речь идет о грузовом автомобиле, на который требуется водительское удостоверение категории «B». Следовательно, выделять исключительно мощность неправильно. У нас обратная статистика: с учетом обязательного КМ Центробанка владельцы мощных легковых автомобилей (более 150 л. с.) оплачивают автострахование с повышающим значением 1,6, что уже делает цену вполне достаточной для страховщика. Скорее всего, увеличение стоимости страхования может произойти адресно, для наиболее убыточных сегментов — регионов, автомобилистов с высокой аварийностью и типов транспортных средств, подтвердивших высокую убыточность. Для менее убыточных категорий автомобилистов и транспортных средств, скорее всего, стоимость автострахования будет значительно снижена с целью привлечения таких клиентов.

В РСА подтвердили данную практику. Таким образом, средняя цена «автогражданки» с момента вступления в силу новых правил практически не изменилась и составила 5437 рублей против 5409 рублей годом ранее. И это при том, что стоимость так называемой «корзины запчастей» (обновленные справочники средней стоимости автозапчастей, материалов и нормо-часа работ) за год выросла сразу на 23 % из-за роста курсов валют. Такой индивидуальный подход к каждому автомобилисту можно считать скорее благом. По крайней мере, если автомобилист не часто попадает в аварии.

Новый закон о регрессе за отсутствие техосмотра с 1 марта 2021 г.

До указанной даты действовала норма, предусматривающая регрессное требование за отсутствие диагностической карты, но только для такси и некоторых других видов ТС.

С 1 марта 2021 г, если не пройден (или аннулирован) техосмотр, автолюбитель стал виновником аварии, а само ДТП произошло из-за неисправности автомобиля страхователя, страховщик может выставить регресс — то есть требование выплатить полную денежную сумму, которую страховщик возместил пострадавшей стороне.

Такую поправку внес новый Федеральный закон № 122, вносящий изменения в статью 14 Федерального закона «Об ОСАГО», в которой перечислены условия возможности регрессного требования.

Следовательно, регресс по новому закону будет возможен при трех условиях:

  1. В данной аварии виноват страхователь.
  2. Столкновение произошло из-за неисправного автомобиля страхователя.
  3. У страхователя отсутствует действующая диагностическая карта.

Если же ДТП произошло из-за нарушения страхователем какого-либо пункта ПДД (например, он не уступил дорогу другой машине), то здесь автострахование будет работать в полной мере, выгодной обладателю автостраховки.

Новый закон об обращении за отсутствием обязательного автострахования в марте

Отвязка техосмотра от  автостраховки

Раньше для приобретения страховки необходимо было предъявлять страховщику диагностическую карту об успешном прохождении технического осмотра. Но с 22 августа 2021 г. это положение не действует. Теперь для покупки «автогражданки» не нужно показывать диагностическую карту или указывать ее номер при оформлении е-ОСАГО на сайте страховщика.

Соответствующее Указание Банка России № 5859-У было опубликовано Минюстом 18 августа 2021 г. Для вступления в законную силу должно пройти 10 дней. То есть по закону отвязка техосмотра от автострахования должна заработать только с 29 августа. Однако, ФЗ-40 «Об ОСАГО» имеет более высокий приоритет, чем документы ЦБ. Следовательно, страховщики не должны требовать диагностические карты у автомобилистов уже с 22 августа, а не с 29 числа этого же месяца.

Отмена 3-дневного срока вступления в силу е-ОСАГО

Еще одно нововведение, опубликованное на официальном сайте Банка России, касается отмены обязательных трех дней на вступление в силу е-ОСАГО.

Вот выдержка из Указания ЦБ:

Отмена 3-х дневного электронного ОСАГО

Что меняется? До 29 августа автомобилисты могли приобрести е-ОСАГО на сайте выбранного страховщика. Но электронная страховка вступала в силу не в день оформления договора, а только через 72 часа (3 дня). Такая трехдневная временная франшиза была необходима для предотвращения мошеннических схем, когда в случае аварии автомобилисты тут же оформляли страховку онлайн и получали страховое возмещение.

Теперь обязательный трехдневный срок для вступления в силу нового приобретенного е-ОСАГО отменен. Однако это не означает, что временную франшизу полностью убрали. Страховщики лишь получили право самостоятельно изменять дату начала действия е-ОСАГО, но в меньшую сторону. Например, для постоянных клиентов выбрать срок действия в день покупки на сайте. Или установить 1–2 дня на проверку информации о попадании в аварию отдельно взятого клиента.

Дистанционное расторжение договора автострахования

Суть поправки в возможности автовладельцам расторгать договор автострахования досрочно без посещения офиса страховщика. До 29 августа для этого требовался личный визит в отделение СК.

Новый порядок обмена информацией в ОСАГО действует на основании Указания Банка России от № 5858-У от 15 июля 2021 г. В пункт 1.11 Правил страхования внесены изменения.

Вот выдержка из Указания:

Досрочное закрытие ОСАГО

Теперь неважно, какой документ получал автомобилист — бумажный или электронный. При желании досрочно расторгнуть договор со страховщиком не нужно ехать к ней в офис, можно воспользоваться сайтом страховщика. Для этого потребуется войти через личный кабинет, заполнить электронное заявление и приложить сканы необходимых документов. После этого договор автострахования должен быть расторгнут, и автолюбитель получит неиспользованную часть страховой премии (минус 23 % от части суммы).

Точно так же, не посещая офис страховщика, можно внести изменения в оба документа. Так что если раньше для того, чтобы вписать нового автомобилиста в бумажный бланк страхования, нужно было посетить страховщика, то теперь нет необходимости куда-то ехать — все доступно в удаленном режиме, через интернет.

Штрафуют ли камеры за отсутствие автостраховки в 2021 г.?

Новость о том, что камеры штрафуют за отсутствие автостраховки, является фейковой. По состоянию на 14 сентября 2021 г автомобилисты не получают «письма счастья» со штрафами за езду без обязательной страховки.

И вообще неизвестно, когда ЦАФАП и ГИБДД автоматически начнут фиксировать нарушителей без автострахования с рассылкой постановлений. Однако, камеры уже научились находить в потоке автомобили, владельцы которых не приобрели «автогражданку». Автомобилисты даже получают уведомления с предписанием купить автогражданку. Но штрафы с камер за отсутствие страховки не введены и не действуют.

Если автолюбителя остановили сотрудники ГИБДД, а у него нет при себе бланка автостраховки, ему выпишут постановление по ст. 12.37 КоАП, в соответствии с которой предусмотрен штраф от 500 до 800 рублей.

Штраф с камеры за отсутствие автострахования

Весьма вероятно, что в 2021 г. автолюбители начнут получать штрафы с камер за отсутствие автостраховки. Считать так есть несколько причин. Во-первых, Минюст и МВД намерены дополнить проект нового КоАП нормой, разъясняющей порядок оформления таких штрафов в автоматическом режиме. Предполагается, что штраф в размере 800 рублей за отсутствие автострахования в отношении автовладельца будет оформляться не чаще одного раза в сутки.

Согласно закону, у владельцев всех автомобилей, передвигающихся по территории РФ, должен быть ОСАГО. Автомобили, зарегистрированные в других государствах, не исключение. Однако на практике автомобилисты таких транспортных средств часто просто игнорируют это требование: штраф за отсутствие автострахования  составляет всего 800 рублей, а в случае аварии автолюбитель-иностранец просто предлагает другой стороне деньги наличными. Интересно, что штрафы с камер за отсутствие автостраховки фактически не коснутся таких автомобилистов: срок привлечения к ответственности должников из-за границы составляет всего два месяца, к тому же Федеральная таможенная служба не располагает данными об автомобилях, зарегистрированных в странах ЕАЭС.

Во-вторых, система отправки «писем счастья» из-за отсутствия «автогражданки» уже была протестирована в августе 2019 г. в Москве. Тогда автолюбители получали уведомления без штрафов по почте. Затем эксперимент закончился, а бывший вице-премьер РФ Максим Акимов пообещал, что в первом квартале 2020 г. новая система заработает. Из-за пандемии коронавируса планам не суждено было сбыться, но с учетом того, что информационная система работает, и страна уже научилась жить в условиях пандемии, вполне вероятно, что в 2021 г. штрафы с камер за отсутствие автостраховки начнут приходить.

На заметку. Сейчас в России без автостраховки эксплуатируется около 2–4 млн машин.

Оцените статью
Блог об ОСАГО
Adblock
detector