- Как получить направление на ремонт по ОСАГО
- Как правильно сдать транспортное средство в автосервис
- Как проходит процедура ремонта автомобиля по ОСАГО
- Ремонт у официального дилера
- На станции технического обслуживания страховой компании
- Правила ремонта в независимом сервисе
- Положен ли по ОСАГО ремонт у официального дилера в 2022 году
- Разъяснение Верховного суда о выплате без износа
- Как получить выплату вместо направления по полису
- Ремонт не у «официалов» — слетаем с гарантии. Это правда?
- Как добиться ремонта у дилера
- Соглашаться ли на подписание допсоглашений со страховой
- Можно ли доплатить за ремонт, чтобы направили на СТОА дилера
- Можно ли поменять лобовое стекло по ОСАГО
- Можно ли отказаться от ремонта по ОСАГО и получить деньги
- Что делать, если страховая отказывает в ремонте
- Сроки ремонта автомобиля по ОСАГО
- Что делать, если страховая затягивает ремонт по ОСАГО
- Расчет стоимости ремонта по ОСАГО
- Как обманывают страховые
- Цессия
- Если просят доплатить
- Когда страховщики или станции технического обслуживания могут требовать дополнительную оплату
- Законные основания
- Неправомерные действия
- Что делать, если СТО требует дополнительную оплату
- Могут ли при ремонте использоваться неоригинальные запчасти
- Как правильно принять авто после ремонта
- Порядок действий после некачественного ремонта по ОСАГО
- Проведение экспертизы
- Часто задаваемые вопросы
- Плюсы и минусы ремонта авто за счет страховой фирмы
- Можно ли взыскать разницу с виновника ДТП: судебная практика
Как получить направление на ремонт по ОСАГО
Страхователю необходимо получить направление, чтобы по нему было произведено восстановления автомобиля по полису . Выдача направления возможна когда, рассмотрят заявление, которое пишет владелец автомобиля, а затем направляет в страховую компанию. Когда страховой случай не попал под имеющиеся положения закона, страховка предоставляется в виде ремонта ТС.
При этом направление на работы действует в течение 30 дней — за это время авто уже должно быть отремонтировано.
Чтобы получить направление по ОСАГО, страхователь должен:
- Оповестить СК о случившемся ДТП.
- Собрать комплект документов, в состав которого входят страховой договор и сам полис, ПТС, чеки на оплату эвакуатора, экспертизы и стоянки, паспорт, копии протокола и постановления ГИБДД и извещение о ДТП.
- Составить заявление на компенсации и подать его в страховую компанию.
- Предоставить авто на осмотр страховщику (это нужно сделать в течение 5 дней с даты подачи заявления на выплату.
- Авто осматривается страховой компанией, также ее могут направить на независимую экспертизу.
Когда все необходимые документы собраны, выяснены обстоятельства происшествия и произведена оценка, автомобиль осмотрен и проведена соответствующая экспертиза, в СК выдают направление на ремонт. В правилах ОСАГО для этого прописаны конкретные рамки: 20 или 30 дней.
Направление включает в себя следующий перечень данных:
- информация о потерпевшем;
- реквизиты, страхового договора;
- данные ТС;
- сумма дополнительной стоимости за проведение ремонта;
- срок выполнения ремонта автомобиля;
- название СТО, где будет производиться ремонт, а также ее адрес, реквизиты.
Когда между страховщиком и станцией технического обслуживания есть подписанные соглашения, страхователь может самостоятельно определить сервисный центр из соответствующего перечня.
Выбирать нужно максимально внимательно, т.к. в каждом сервисе могут быть свои ограничения для транспортных средств.
Страховая компания, выдавшая направление на ремонт по полису, ответственна за соблюдение временных рамок и качество ремонта.
Как правильно сдать транспортное средство в автосервис
При приеме автомобиля работники станции технического обслуживания обязаны предоставить клиенту для подписания заказ-наряд (ст. 15 Постановления Правительства № 290 от 11 апреля 2001 г.).
В соответствии с этим документом будут проводиться восстановительные работы.
В нем указывается ФИО автовладельца, марка автомобиля, список деталей и узлов, подлежащих восстановлению (замене), а также их непосредственная стоимость и стоимость работы.
По заказу-наряду можно проверить наличие замененных запчастей. На его же основании при некачественной работе предъявляют претензии к страховщику.
Как проходит процедура ремонта автомобиля по ОСАГО
Нужно детально рассмотреть порядок ремонта автомобиля. В Законе «Об ОСАГО» есть соответствующая статья 12, которая, помимо прочего, устанавливает критерии доступности места проведения восстановления в зависимости от места аварии или места проживания пострадавшего.
Максимальное расстояние может составлять 50 километров.
В некоторых случаях страховщик готов нести расходы на транспортировку автомобиля. Тогда расстояние до места уже не будет интересовать. Сейчас автовладелец самостоятельно может выбирать, где будет осуществляться работа: это делается в сервисном центре или на станции технического обслуживания страховой компании, а также у официалов.
Ремонт у официального дилера
Достаточно стабильным спросом пользуется ремонт авто у дилера. Его выполняют, если прошло не больше 2 лет с того момента, когда авто был выпущен с конвейера. При действующей гарантии он сам выполнит работы в своём СЦ. Важно понимать, что для этого нужно соглашение между дилерским центром и страховой организацией.
Иногда в списке не находится соответствующего дилера. В таком случае страховщиком выдается направление на специализированный ремонт.
Есть ещё один вариант: компенсация затрат в форме возмещения денег. Лимит страховых оплат составляет 400 тысяч рублей (ст. 7 40-ФЗ).
На станции технического обслуживания страховой компании
Бесплатный ремонт автомобиля производится в сервисе СК. В таком случае заключается договор между сервисом, страховой и страхователем. В документах обязательно и детально должны быть расписаны все работы, их особенности, сроки, а также перечень запчастей с указанием их конкретных цен. При превышении лимита в 400 тысяч рублей клиенту придётся самостоятельно покрывать дополнительные расходы на восстановление.
Кроме того, при нем используются исключительно новые детали. Например, ремонт или замена бампера требует применения новых комплектующих, а не восстановленных, б/у.
Гарантийные сроки на покраску, кузовные работы составляют год, на восстановление — полгода.
Когда работы окончены, автомобиль передаётся владельцу на приёмку. Акт приёмки можно подписывать только, когда есть уверенность в том, что все неисправности качественно устранены. При наличии дефектов можно уже решать проблему в претензионном порядке.
ВАЖНО! При обнаружении недочетов после подписания акта приёмки предъявить претензию почти невозможно.
Правила ремонта в независимом сервисе
Важно помнить требования к СТО, когда ремонт гарантийного автомобиля выполняется в сторонней фирме. Чтобы получить направление, понадобится взять в страховой компании соответствующее разрешение в письменном виде. В нем указываются реквизиты , а также адрес, контакты и название конкретного СЦ.
Страховая может согласиться и отправить автомобиль в сторонний сервис. Тогда расходы покрываются без учёта износа запчастей. Кроме того, у страховщика появится право на более долгое рассмотрение заявления (на 10 дней больше, всего 30 дней).
При несоблюдении рамок страховщик обязан выплатить неустойку.
Положен ли по ОСАГО ремонт у официального дилера в 2022 году
Да, но только в строго оговоренных законом случаях.
Закон обязывает страховую компанию возместить ущерб по ОСАГО либо возмещение деньгами, либо в натуральной форме (направление на ремонт). И если в случае с выплатами всё просто, то по ремонту есть ряд нюансов. Один из них касается как раз направления авто к официалам.
В 2022 году страховая компания обязана направить в авторизованный сервисный центр при соблюдении одновременно двух условий — они прописаны в пункте 15.2 ст. 12 ФЗ-40 Об ОСАГО:
- с даты выпуска вашего автомобиля еще не прошло 2 лет;
- страховая компания заключила договор на ремонт автомобилей с дилерским сервисом, который обслуживает марку и модель вашего ТС.
Сразу поясним по первому пункту, как правильно считать возраст авто. Там речь идёт именно о дате выпуска, а не о дате покупки в автосалоне. Например, если ваш автомобиль выпущен «с завода» в 2020 году, то у вас есть возможность получить направление после ДТП в 2021 и 2022 году. Затем привилегия на ремонт у официала сгорает (по ФЗ «Об ОСАГО»).
Обратите также внимание, что должны выполняться оба условия сразу. То есть и автомобиль не старше 2 лет, и наличие договоренностей между страховщиком и дилером вашего авто. Только в этом случае по закону можно восстановить авто после ДТП в сервисе у официалов, а не где-то в сторонних гаражных СТОА, которые сотрудничают со страховой.
Если у страховщика нет договора с официалом, а вашему авто менее 2 лет, то вам предложат отремонтировать автомобиль на других СТО. Но вы можете не согласиться. И тогда страховой придётся возмещать ущерб деньгами.
Разъяснение Верховного суда о выплате без износа
По общему правилу, если выбран способ компенсации ущерба в денежной форме, то страховщик учитывает износ запчастей. На это указывает п. 19 ст. 12 ФЗ «Об ОСАГО». Но при этом величина износа не может превышать 50%.
Однако 19 января 2021 года появилось важное разъяснение от Верховного Суда. Он рассматривал спор между потерпевшим в ДТП и ПАО СК «Росгосстрах».
Страховщик не стал выдавать направление, сославшись на нестраховой случай. Истец обратился в суд, где с помощью экспертизы установили повреждения авто от ДТП. Но поскольку водитель за свой счет уже отремонтировал ТС, страховую обязали возместить ущерб в денежной форме, что та и сделала, насчитав сумму с учётом износа. В этом страховщика поддержал кассационный суд, в результате чего дело ушло на рассмотрение Верховному Суду. Но Верховный неожиданно принял сторону истца.
По мнению ВС РФ, страховая изначально должна была выдать направление, но не сделала этого. И по какой-то вымышленной причине выплатила возмещение деньгами. Расчёт стоимости ремонта при этом должен был проводиться без учёта износа запчастей. А раз так, то и расчет для тоже не должен учитывать износ. Верховный суд указал, что в силу п. 2 ст. 393 ГК РФ, потерпевший должен быть поставлен в то положение, в каком он был бы при надлежащем возмещении убытков — то есть при выдаче направления на восстановление авто на станции технического обслуживания (чего страховая не сделала).
Получается, если страховая не выдала направление на ремонт в течение установленных законом 20 дней, а основания для замены возмещения деньгами отсутствовали, то у вас появляется право запросить оплату без учёта износа деталей.
В первую очередь нужно подать претензию о выплате разницы, а если последует отказ — обратиться с аналогичными требованиями к финансовому уполномоченному. Если и омбудсмен не поможет, то уже идти в суд.
К слову, впоследствии Верховный суд ещё раз подтвердил в одном из своих Определений такое мнение.
Как получить выплату вместо направления по полису
Если вы при отсутствии у страховщика договоров с официалами вашей марки и модели, согласны на выплату, то законодательство 2022 года даёт вам возможность её получить, но с одной оговоркой.
Вы можете получить ее вместо направления, если у страховой компании не заключён ни один договор с «официалами» по вашему АМ, если ему не более 2 лет.
Дело в том, что натуральное возмещение по полису — это обязательный и приоритетный вид возмещения ущерба по сравнению с выплатой. То есть это даже не желание СК, а обязанность. Но есть в законе и исключения из этой обязанности, когда страховщик должен произвести ее именно возмещением деньгами.
И одним из таких исключений является возраст АМ не старше 2 лет с даты выпуска. Об этом нам говорит пункт 15.2 статьи 12 ФЗ «Об ОСАГО».
ВАЖНО! Обратите внимание, речь идёт именно о 2 годах с даты выпуска, а не покупки вами машины.
Но значительный недостаток получения денег вместо направления к официалам является то, что выплата по ОСАГО считается с учётом износа, а при ремонте страховщик обязан использовать новые детали для восстановления АМ до состояния, которое было до ДТП. Следовательно, при выборе вами оплаты возмещения деньгами и далее ремонта своими силами у них велика вероятность, что этих денег от страховой не хватит. Поэтому ниже мы рассмотрим возможность принуждения страховщика организовать ремонт.
Ремонт не у «официалов» — слетаем с гарантии. Это правда?
Нет. Это вымысел, рождённый самими авторизованными дилерскими центрами для привязки к себе клиентов после покупки ими машины. И дело тут не столько в том, что официал просто не узнает, если вы по направлению на ремонт от страховой восстановите ТС в другом сервисе. Дело именно в том, что «официалы» просто хитрят и закон на вашей стороне.
Но какой закон? Конечно же, О защите прав потребителей (далее — ЗоЗПП). Просто приведём несколько важных фактов:
- В ЗоЗПП вообще нет такого понятия, как «слететь с гарантии» — этот правовой акт оперирует терминами «срок службы» и «гарантийный срок» — в течение последнего продавец обязан за свой счёт устранить дефекты товара (в нашем случае АМ) и организовать оценку его качества.
- Официальный дилер отвечает за недостатки ТС в течение гарантийного срока, и на него ложится бремя доказывания, если такие недостатки возникли по вине автовладельца.
- Дилер не имеет права обуславливать гарантию какими-либо дополнительными платными услугами, в т.ч. проведением техосмотра в своих стенах.
Из этих 3 пунктов можно сделать простой вывод: в любом случае, где бы вы ни ремонтировали, при обращении по гарантии в будущем официал обязан доказать тот факт, что та или иная поломка возникла в результате некачественного ремонта, а такого понятия, как «автоматически слететь с гарантии» не существует, и это незаконно.
Итак, теперь мы понимаем, что даже если вы согласитесь на направление от страховой компании и отремонтируете свою машину после ДТП не у официала, то автоматически слететь с гарантии вы не сможете.
Как добиться ремонта у дилера
Если вы всё же хотите получить исключительно ремонт у официала, то следует знать, что это будет невозможно сделать законным способом в 2 случаях:
- вашему авто более 2 лет — тогда страховщик имеет полное право направить вас на неофициальную СТО;
- у страховой организации нет заключённых соглашений с вашими официалами.
И наоборот, при соблюдении этих 2 условий есть законный шанс получить направление именно к ним.
Но есть небольшая возможность отремонтироваться у ОД, даже если у страховой нет договора на ремонт у них. Дело в том, что по факту страховая компания может перечислить денежные средства по реквизитам дилера. Но будьте готовы, что бороться в этом случае придётся всеми силами.
Затрудняет возможность добиться ремонта в дилерском центре новый закон о финансовом уполномоченном — это ещё одно звено в нашей цепочке, которая может привести нас к поставленной цели.
Итак, правильный по законодательству 2022 года порядок должен быть следующий:
- Сначала вам нужно подать заявление о страховом возмещении, где указать требование о выдаче направления с уточнением, что вашему АМ менее 2 лет и вам требуется ремонт именно в сервисе дилера вашей модели авто, как того требует закон «Об ОСАГО». Такое заявление можно подать в электронном виде в личном кабинете на сайте вашей СК (такая возможность должна быть предусмотрена страховыми компаниями по закону).
- Затем вам следует получить карту клиента официального дилера — все реквизиты организации.
- Если вы получите отказ в первичном заявлении (1 пункт выше), направьте повторное заявление с выбранным вами дилерским СТО и полученными на предыдущем шаге реквизитами. Отказ на первом шаге вы получите с большой долей вероятности, если у страховщика нет договора с официалом, и, наоборот, с низкой долей вероятности, если такой договор заключен.
- Если на этом шаге вам также откажут (а при отсутствии действующих договоров шансы велики), вам нужно обратиться к финансовому уполномоченному. Это можно сделать через личный кабинет на сайте финупа и другие онлайн-сервисы.
- Дополнительно на этом шаге можно подать жалобу через официальный сайт Центробанка о неправомерных действиях СК и попросить выдать по этой жалобе предписание для организации работ.
- Только после рассмотрения финансовым уполномоченным заявления можно подавать в суд на страховую компанию. Но на данном этапе шансы выиграть дело уже уменьшаются. Дело в том, что при требовании в исковом заявлении организации ремонта, страховая сошлётся на невозможность этого (при отсутствии действующего договора с официалом по полису), и вы получите только оплату деньгами либо принуждение суда о проведении работ уже не в официальном центре.
Соглашаться ли на подписание допсоглашений со страховой
Нет, ведь это может обернуться неприятными последствиями. Следует уметь отличать согласие на выплату и такое же на сумму выплаты, к примеру. Первое законно, второе — нет. Но даже в первом могут быть пункты про то, что вы не будете оспаривать сумму, что лишит вас защиты своих прав даже в судебной инстанции. И оба документа вы не обязаны подписывать.
Что значит допсоглашения? Их могут предложить вам на подпись в двух случаях и в обоих из них лучше отказаться. Никаких наказаний за отказ подписывать дополнительные соглашения законом в 2022 году не предусмотрены — вы ничем не рискуете.
Итак, СК может предложить подписать:
- согласие на ремонт в любой СТОА из перечня тех, с кем страховая заключила договор — то есть, подписав такое согласие, вы лишитесь ремонта машины у официала;
- согласие на дополнительную стоимость в сервисе сверх насчитанной суммы от страховой;
- согласие на использование неновых запчастей, хотя по закону при ремонте должны использоваться только новые детали, узлы и агрегаты.
Уловки могут подстерегать и в случае выплаты страхового возмещения деньгами. Например, страховая предложит вам подписать соглашение о выплате и отсутствии претензий.
Что здесь такого? В таком соглашении будет пункт о выполнении страховщиком взятых на себя обязательств по компенсации ущерба после ДТП. Так вот, знайте, что после выплаты этих средств СК вам больше ничего не будет должна. При этом насчитанной страховщиком суммы вряд ли хватит на хороший ремонт. Тем более у официалов, где стоимость восстановления авто гораздо выше, чем в гаражных СТОА. Помните об этом и не ведитесь на уловки страховых компаний!
Можно ли доплатить за ремонт, чтобы направили на СТОА дилера
Да. Но при этом вам нужно будет договариваться со страховой, чтобы она согласилась выдать направление на ремонт в дилерский сервисный центр не из списка своих станций-партнёров. У компании нет обязанности по вашему первому предложению организовать ремонт у ОД.
Доплачивать за ремонт у официала придётся почти со 100% вероятностью. Представители сервиса сами скажут вам об этом. Всё дело в особенностях расчёта стоимости восстановительного ремонта. Страховая считает расходы на ремонт на основе Методик и справочника РСА. Там указаны среднерыночные цены запчастей, материалов и нормочасов — в итоге суммы, даже без учёта износа, оказываются гораздо ниже рыночных.
Но если вашему АМ меньше 2 лет, а страховая не против, чтобы вы ремонтировали ТС у официалов, то вам предложат подписать согласие на дополнительную оплату за ремонт. Ее точный размер можно будет узнать после диагностики и дефектовки на СТОА. Далее часть суммы оплатит страховщик, а остальное вам придётся покрывать за свой счет.
Можно ли поменять лобовое стекло по ОСАГО
Каждый водитель должен знать, что, по законодательству России, замена лобового стекла выполняется только при ДТП. Если стекло было повреждено из-за механического воздействия, например, при попадании камня или гальки, это уже не будет признано страховым случаем.
Можно ли отказаться от ремонта по ОСАГО и получить деньги
Некоторые автомобилисты предпочитают получить возмещение деньгами на самостоятельный ремонт, а не пользоваться услугами СТО. Поэтому многие владельцы АМ интересуются: когда страховая выплачивает деньги вместо него и что нужно сделать для этого?
Сейчас СК сами решают, выдавать компенсацию деньгами или отказать в выплате. Но можно найти выход. Например, если ремонт не укладывается в положенные законом 30 дней, уместно потребовать компенсацию в денежной форме. Когда авто не старше двух лет, её должны ремонтировать у официалов. Но если его нет, а транспортировку страховщик оплачивать не желает, лучше запросить возмещение деньгами.
Что делать, если страховая отказывает в ремонте
Если страховая компания отказывается восстанавливать АМ, можно решить данный вопрос в претензионном порядке. Иногда дело доходит даже до суда. Сначала можно составить претензию. Если это не поможет найти общий язык со страховой, остаётся обращение в суд с иском.
Сроки ремонта автомобиля по ОСАГО
Отремонтировать АМ должны в течение 30 дней (п. 15.2 ст. 12 40-ФЗ). Данные рамки отсчитываются с того самого момента, когда владелец привозит свой автомобиль на СТО или передаёт его страховщику для перевозки к месту проведения работ. Очень важно, чтобы максимальный срок ремонта не был превышен.
Ремонт затянулся? Тогда можно направить соответствующую жалобу в СТО, а также в страховую компанию. В этих инстанциях обращение обязаны оперативно рассмотреть.
Максимальное время рассмотрения жалобы составляет 5 дней.
Конкретные временные рамки, необходимый для качественного ремонта ТС, определяется в каждом случае индивидуально. Это делается в сервисном центре после проведения осмотра и диагностики. В направлении на ремонт обозначают точные временные рамки ремонта, но есть возможность их изменения.
Что делать, если страховая затягивает ремонт по ОСАГО
Возможна и просрочка работ. Главное в этом случае помнить, что срок составляет 30 дней. Если уже имеет место нарушение временных рамок, вопрос решается в претензионном порядке, поэтому важно сразу направлять жалобу в письменном виде.
Расчет стоимости ремонта по ОСАГО
Можно примерно рассчитать стоимость ремонта заранее. Здесь главное значение будет иметь цена на запчасти. Учитывайте, что каталог стоимости запчастей по РСА отражает актуальные сведения, поэтому с ним всегда стоит сверяться.
Как обманывают страховые
Нередко страховщики применяют уловки для того, чтобы сэкономить на компенсации.
Так, например, водителю, который желает отправиться сразу на СТО, могут предложить подписать дополнительное соглашение к договору страхования, в котором он соглашается с использованием неновых запасных частей, дополнительную оплату из собственных средств за восстановление или заключает договор цессии.
Бумаги страховых компаний составляются так мудрено, что несведущий человек с трудом поймет их суть. Поэтому подписывать ничего, кроме заявления и извещения о ДТП, нельзя.
Цессия
Цессия — уступка права требования. Суть ее заключается в том, что требование возмещения переходит от страхователя к третьим лицам.
Чаще всего в их роли выступают оценочные бюро или аваркомы, проводившие осмотр, но могут быть и другие лица.
Либо эти посредники сами предлагают заключить договор цессии, либо такое предложение делает страховщик. Взамен страхователю обещают восстановить машину.
После заключения соглашения клиента, вероятнее всего, будут «кормить завтраками», и срок работ затянется на неопределенное время.
«Соль» такого договора заключается в том, что страховая организация самоустраняется от отношений со страхователем.
Фактически этому автовладельцу страховщик больше ничего не должен. Организация не будет платить пострадавшему по страховке, не направит его авто в ремонт и не будет контролировать ход его проведения.
В дальнейшем водителю придется судиться уже не со страховой компанией, а с посредниками, получившими право требования.
Если просят доплатить
Нередко станции технического обслуживания просят автомобилиста доплатить, поскольку предел ответственности страховой ограничен суммой в 400 000 рублей (пп. «б» ст.7 ФЗ-40).
Возможность доплаты указана в законе. Согласно п.17 ст. 12 ФЗ-40, направление, которое компания выдает клиенту, может содержать условие о дополнительной оплате части работ самим страхователем.
Желание мастеров вполне объективно и продиктовано необходимостью. Поскольку на сумму, которую выделил страховщик, часто невозможно оказать адекватную услугу.
Нехватка средств объясняется тем, что при расчете стоимости ремонтных работ специалисты ориентируются на показатели справочника РСА, суммы в котором существенно ниже рыночных.
Чтобы получить хороший ремонт и новые запасные части, страхователю, скорее всего, придётся доплатить.
Когда страховщики или станции технического обслуживания могут требовать дополнительную оплату
Важно помнить о том, что ремонт авто по страховке имеет определённый предел по сумме (400 тысяч рублей). При превышении этого лимита и только в этом случае страховщик может потребовать соответствующую дополнительную оплату с владельца транспортного средства.
Законные основания
Все законные требования четко указаны в 12 статье 40-ФЗ «Об ОСАГО». Изучив правила, мы понимаем, что станция может выставить счет клиенту, если:
- сумма ущерба превышает 400 000 р.;
- по протоколу установлена взаимная вина каждого участника ДТП, в результате чего выплачивается только 50% от суммы ущерба, а остальные компенсируются за счет собственных средств.
Неправомерные действия
Все чаще автолюбители сталкиваются с такой ситуацией, когда станция технического обслуживания требует дополнительную оплату. Рассмотрим, в каких случаях выставляется требование о внесении денег за ремонт с нарушением норм закона.
Если:
- в процессе работ выявлены скрытые повреждения, которые специалист станции самостоятельно устранил;
- требуют самостоятельно приобрести детали, угрожая или вводя в заблуждение;
- требуют доплатить разницу за износ (об этом уже было сказано выше);
- принимая авто, «подсунули» договор, в котором автолюбитель согласился возместить часть расходов на восстановление транспорта.
Необходимо знать, что сумма дополнительной оплаты, если она необходима, всегда должна оговариваться до начала ремонтных работ. Если клиент с ней не согласен, то он всегда может выбрать вариант выплаты в денежной форме и самостоятельно устранить повреждения.
Что делать, если СТО требует дополнительную оплату
Если вас все-таки обманули, то первое, что вы должны сделать — это ничего не платить. Важно знать:
- Если сумма полученного ущерба выше предела выплаты, то компания должна выплатить возмещение деньгами или сразу согласовать сумму дополнительной оплаты, предложив подписать дополнительное соглашение. Если направление выдано, то ремонт укладывается в рамки.
- Когда запрашивают разницу за износ, следует продолжать ждать свою машину и спокойно ответить, что вы имеете право получить отремонтированный авто, а где страховщик или станция возьмет детали (можно и с учетом износа), это не ваши проблемы.
- Если авто не отдают, то следует напомнить сотрудникам, что ремонт авто организовал страховщик. В рамках закона установлены четкие рамки, после истечения которых автовладелец должен получить отремонтированный транспорт. Если произошла просрочка, то можно жаловаться в прокуратуру. При этом можно будет взыскать еще неустойку, которую страховщик выставит потом станции технического обслуживания.
Вышеописанное актуально, если вы ничего не подписывали. Когда вы сами дали согласие на внесение дополнительной оплаты, то потребуется воспользоваться помощью грамотного юриста. Получается, автосервисы могут требовать оплату неправомерно или совершенно законно. Чтобы обезопасить себя, важно при обращении за выплатой не подписывать никаких странных соглашений. В таком случае лучше запросить копию документа и воспользоваться советом юриста. Однако, если станция незаконно выставляет счет, не следует волноваться. Важно сохранять спокойствие и при необходимости писать жалобу в прокуратуру.
Могут ли при ремонте использоваться неоригинальные запчасти
Еще одна важная деталь: при ремонте могут использоваться исключительно оригинальные запчасти. Применение деталей, которые уже были в употреблении, восстанавливались, категорически не допускается.
К сожалению, судебная практика доказывает, что в реальности ремонт далеко не всегда производится по правилам.
Как правильно принять авто после ремонта
Судебная практика по некачественному ремонту широко распространена: количество споров возрастает буквально с каждым днем.
Самое главное в такой ситуации не подписывать акт приёмки АМ после произведённых работ, если есть сомнения в его качестве.
Будьте очень внимательны: АМ нужно осмотреть и протестировать.
Порядок действий после некачественного ремонта по ОСАГО
Если вы задаетесь вопросом, что делать после некачественного ремонта по ОСАГО, то в данном случае порядок действий будет таким:
- Провести независимую экспертизу.
- Составить претензию.
- Направить претензию страховщику соответствующим образом.
- Обратиться к финомбудсмену.
- Обратиться в суд при игнорировании претензии / если не устраивает результат.
Ответственность страховщика за некачественный ремонт определена в соответствии с постановлением ВС РФ от 29.01.2015 г. Сроки подачи претензии и возможные варианты выплаты также будут аналогичными.
Проведение экспертизы
Первое, что нужно сделать после обнаружения некачественного ремонта по ОСАГО, это провести независимую экспертизу. Стоимость проведения экспертизы оплачивает СТО или страховщик. Однако, если проверка не выявит недостатков после работ, то оплачивать экспертизу придется вам.
Независимую экспертизу проводит эксперт, который имеет соответствующую государственную аттестацию. По результатам ее проведения составляется экспертное заключение, которое обязательно должно содержать следующие данные:
- информация об организации, проводящей экспертизу;
- время составления экспертного заключения и его номер в учетном реестре;
- основания для проведения экспертизы;
- сведения о заказчике;
- информация о ТС и его индивидуальные признаки;
- список использованной литературы;
- список проведенных исследований;
- обоснование экспертных выводов.
Эта инструкция поможет вам защитить свои интересы в случае некачественного ремонта по ОСАГО.
Часто задаваемые вопросы
Вопрос: На чье имя писать претензию, если выполнен некачественный ремонт по ОСАГО?
Ответ: По закону ответственность за проведение восстановительного ремонта в рамках страхового возмещения по ОСАГО несет страховая компания. Поэтому претензию необходимо составлять и подавать на имя СК.
Вопрос: Что делать, если страховая компания согласна оплатить только ремонт, а специалисты автосервиса утверждают, что требуется замена поврежденной детали?
Ответ: В этой ситуации вы можете выполнить работы, после чего провести независимую экспертизу, которая раскроет недостатки. По ее результатам можно составить претензию страховой компании на некачественный ремонт по ОСАГО.
Плюсы и минусы ремонта авто за счет страховой фирмы
Ремонт авто, проводимый в рамках действия ОСАГО, имеет свои плюсы и минусы. К преимуществам можно отнести следующее:
- Водитель освобождается от самостоятельной организации ремонтных работ. Ему нужно только подписать договор с СТО и страховой компанией, доставить авто и забрать ее после ремонта.
- СТО-партнёры страховых фирм получают возмещение деньгами после того, как будет окончен ремонт застрахованного ТС. Поэтому время работ по ОСАГО будут минимальны и авто будет восстановлен достаточно оперативно.
К недостаткам работ на станции за счет страховой фирмы можно отнести неудобство выбора СТО, так как не все станции работают со страховыми фирмами. Еще один минус — плохое качество ремонтных работ. При необходимости все недочеты по нему авто на станции технического обслуживания могут быть устранены по требованию автовладельца, но на это уйдет немало времени.
Скачать образец заявления на получение страховой выплаты
Можно ли взыскать разницу с виновника ДТП: судебная практика
Да. На практике насчитанной страховщиком суммы часто не хватает на восстановление (особенно у официалов). Поэтому пострадавшие вправе взыскать разницу с того, чьи неосторожные действия на дороге привели к аварии.
Доказательством этому утверждению служат:
- Гражданский кодекс РФ, по которому причинитель вреда должен возместить убытки потерпевшей стороне (ст. 1072 ГК РФ);
- Постановление Конституционного Суда РФ № 6-П от 10.03.2017 г., где суд встал на сторону потерпевшего в ДТП водителя, подавшего исковое заявление к виновнику аварии.
Но прежде чем идти в суд, вам нужно заказать независимую экспертизу, которая точно установит характер ущерба и сколько средств потребуется на восстановление АМ. Причём на основании такой экспертизы можно взыскать выплаты не только с виновника ДТП, но и со страховой, если она насчитала очень мало.
И, конечно, не стоит забывать о досудебном этапе. До того, как подавать иск к причинителю вреда, попробуйте добиться от него добровольной оплаты разницы между суммой, выплаченной страховой, и реальным размером ущерба по рыночным ценам. Возможно, виновник ДТП согласится — тогда суд не понадобится.
Но если виновник ДТП не имеет соответствующих финансов, то, даже выиграв дело в суде, вы столкнетесь с проблемами с получением возмещения денегами. Зачастую причинитель вреда «гол как сокол» и даже приставы ничего не могут поделать.