Направление на ремонт по ОСАГО после ДТП или выплата деньгами: что лучше

Содержание
  1. Как действовать в случае ДТП
  2. Заявление страхового случая
  3. Электронное извещение о ДТП
  4. Нормативная база по восстановительному ремонту после ДТП
  5. Что такое направление на ремонт в ОСАГО
  6. Порядок получения
  7. Что можно, а что нельзя делать при получении направления
  8. Каковы сроки выдачи направления и как они считаются
  9. Примеры
  10. Что будет за несоблюдение срока
  11. Выдали направление на ремонт в СТОА — что дальше
  12. Какой срок обращения
  13. Если требуют доплату
  14. Если просят подписать доп. соглашение
  15. Если сервису требуется дополнительный осмотр
  16. Если приглашают составить смету
  17. Как отремонтировать автомобиль по ОСАГО
  18. Куда отправляют на ремонт по ОСАГО в 2022 году
  19. Можно ли выбрать другую СТО
  20. Ремонт у официального дилера
  21. Правила ремонта в независимом сервисе
  22. Ремонт авто в стороннем СТОА: правда ли, что слетит гарантия?
  23. На каких условиях проходит восстановительный ремонт
  24. Порядок проведения работ
  25. Если машина на гарантии
  26. Сроки проведения ремонта
  27. Что будет за нарушение срока ремонта
  28. Расчет стоимости ремонта по ОСАГО
  29. Когда страховщики или СТО могут требовать доплату
  30. Как не доплачивать за ремонт по ОСАГО
  31. Когда нужна независимая экспертиза
  32. Могут ли при ремонте использоваться неоригинальные запчасти
  33. Можно ли поменять лобовое стекло по ОСАГО
  34. Как правильно принять машину после ремонта
  35. Когда осуществляется ремонт по ОСАГО, а когда — выплата средств
  36. Деньги или ремонт — кто выбирает
  37. В каких случаях страховая направляет на ремонт
  38. В каких случаях для страховой выгоднее выплата
  39. Как получить деньги вместо ремонта по ОСАГО
  40. Если с ремонтом нет возможности уложиться в 30 дней
  41. Если до ближайшего автосервиса-партнёра более 50 км
  42. Если в городе нет официального дилера
  43. Если ремонтировать нужно не авто
  44. Если после ДТП потерпевший погиб или получил средний или тяжкий вред
  45. Если потерпевший — инвалид
  46. Если вина обоюдная
  47. Если АМ грузовой
  48. Ни одно из условий не выполнено: как всё равно получить выплату
  49. Просто предложить заплатить
  50. Не соглашаться на доплату
  51. Сроки выплат
  52. Не доплатили за ремонт по ОСАГО: что делать
  53. Откуда берутся деньги за доплату
  54. Компания специально занижает сумму
  55. Ремонт обходится дороже страховки
  56. Что нужно для взыскания недостающей суммы
  57. Права и обязанности сторон
  58. Что делать, если ремонт по ОСАГО сделали плохо
  59. Как понимать некачественный ремонт в контексте ОСАГО
  60. Нужно ли подписывать акт приёма-передачи
  61. Порядок действий после некачественного ремонта по ОСАГО
  62. Проведение экспертизы
  63. Кому подавать претензию
  64. Форма
  65. Результат
  66. Жалоба в Роспотребнадзор
  67. Исковое заявление в суд
  68. Можно ли получить выплату деньгами при плохом ремонте
  69. Что делать при отказе переделывать некачественный ремонт
  70. Что делать, если страховая отказывает в ремонте
  71. Порядок обращения в суд с жалобой на страховую
  72. Как обезопасить себя от обмана

Как действовать в случае ДТП

Если в результате ДТП ущерб причинен только автомобилям и у всех водителей есть действующие полисы ОСАГО, то требование о возмещении вреда необходимо предъявлять своей страховой компании.

ВАЖНО! В случаях причинения вреда жизни или здоровью участников ДТП заявление о компенсации по страховке следует подавать в СК виновника ДТП.


Заполненные извещения о ДТП должны быть переданы участниками в свои страховые компании (или их представителям в субъекте РФ, на территории которого произошло ДТП) в течение 5 рабочих дней после ДТП.

Время рассмотрения заявления о страховом возмещении составляет 20 календарных дней.

За несоблюдение сроков выдачи пострадавшему направления на работы предусматривается начисление неустойки в размере 1% от суммы страхового возмещения за каждый день просрочки. За нарушение рамок осуществления работ страховщик наказывается неустойкой в размере 0,5% от размера страхового возмещения.

Заявление страхового случая

Заявить страховой случай при причинении вреда АМ и другому имуществу вследствие ДТП вы можете в офисах независимых экспертиз.

Подача заявления в бюро независимых экспертиз даст возможность:

  • осуществить осмотр поврежденного ТС и провести независимую экспертизу в день обращения;
  • значительно ускорить процесс рассмотрения страхового случая и принятия решения об осуществлении страховой выплаты.

Электронное извещение о ДТП

вы можете воспользоваться электронным извещением о ДТП: для этого нужно зафиксировать все обстоятельства ДТП с помощью мобильного приложения «Помощник ОСАГО» до перемещения автомобиля.

Для использования приложения нужно, чтобы была учетная запись на портале «Госуслуги» у обоих водителей — участников ДТП. Электронное извещение о ДТП считается принятым страховщиками, если оба водителя — участника ДТП получили уведомление на свою электронную почту (или просто по почте).

С 1 ноября 2020 года для оформления электронного извещения о ДТП отсутствуют ограничения по регионам использования, типам владельцев ТС — физическое это или юридическое лицо, а также наличию разногласий между участниками ДТП.

Подробные сведения об использовании электронного извещения о ДТП изложены в соответствующем разделе официального сайта РСА. Также с функциями приложения «Помощник ОСАГО» можно ознакомиться в ролике-инструкции РСА.

Нормативная база по восстановительному ремонту после ДТП

Законодательство об организации и проведении восстановительного ремонта АМ состоит из следующих документов:

  • Федеральный закон № 40 от 25.04.2002 года (далее — Закон № 40);
  • Правила обязательного страхования…, содержащиеся в Положении Центробанка № 431-П от 19.09.2014 года (далее — Правила № 431);
  • Положение Центрального банка № 432-П от 19.09.2014 года.

Что такое направление на ремонт в ОСАГО

Это документ, официально дающий пострадавшему в аварии право на компенсацию ущерба от нее в полном объеме путём восстановления ТС. Обратите внимание: в полном объеме, а не частично. При выдаче направления и после этого есть чётко определенные рамки проведения работ и ожидания оценки повреждений для получения этой бумаги.

Фактически направление на ремонт — это замена непосредственной страховой выплаты по ОСАГО, предназначенная для того, чтобы упростить процедуру возмещения за счёт удаления целого звена в процедуре — этапа между получением денег при выплате и оплатой с их помощью восстановления АМ в СТОА. Но на деле легче от этого не стало:

  1. Во-первых, чтобы отремонтировать машину, нужно всё равно обратиться в СК и получить направление — то есть вместо денег вы получаете просто «сертификат» на восстановительные работы.
  2. Во-вторых, вам не дают выбора, в каком автосервисе чинить машину, а по самому ремонту в 2022 году есть некоторые законодательные ограничения.

Порядок получения

Итак, в целом вся процедура компенсации состоит из следующих этапов:

  1. Вы собираете документы для возмещения ущерба от страховой компании по ОСАГО.
  2. Обращаетесь с ними и с заявлением в СК.
  3. Страховая решает, выплатить компенсацию деньгами или выдать направление на ремонт.
  4. выдаёт направление, с которым вы обращаетесь за восстановлением авто в заранее назначенную СТОА, в выборе которой вы должны сойтись со страховщиком.
  5. Вам ремонтируют АМ, вы его забираете или оспариваете качество работ и после этого вам бесплатно переделывают работы либо обоснованно отказывают в этом.

Получение направления на ремонт

Итак, если коротко:

вы собираете документы → Подаёте их в страховую компанию → вам выдают направление на работы → вы ремонтируете автомобиль

Что можно, а что нельзя делать при получении направления

Обратите внимание, что чаще всего при выдаче направления на СТОА страховая предлагает подписать какие-то бумаги. Подписывать ничего не нужно, кроме заявления и извещения о ДТП на этапе подачи документов. И даже в заявлении, если бланк вам выдала СК (хотя оно пишется в свободной форме — вы можете написать его дома на компьютере), не нужно заполнять поля, которые не требуются непосредственно для выдачи направления, для вашей же безопасности.

Очень часто страховые фирмы хитрят и дают вам дополнительные соглашения или указывают нужные им поля в заявлении. К таким полям могут относиться:

  • согласие на доплату в автосервисе, если компенсации не хватит (вследствие занижения суммы оценки ущерба);
  • согласие на посещение любого СТОА из списка на выбор страховщика, хотя при определённых условиях (о них ниже) автосервис должен быть только дилерский;
  • согласие на использование бывших в употреблении запчастей на СТОА при восстановлении.

Есть ещё целый ряд других условий. Если у вас что-то вызывает подозрения, просто не заполняйте поля и не подписывайте никакие отдельные бумаги. Помимо страховой, вам и в сервисе могут предложить подписать что-нибудь, а там ещё хуже — вы можете подписать договор цессии — переуступки права требования от страховой. Таким образом, вы продадите автосервису право требования выплаты на восстановление ТС. В итоге машину вам починят исключительно в порядке обычного оказания услуг. И, если подписываемый документ вы не прочитали, то восстановить АМ могут частично, с использованием б/у запчастей, некачественно выполнив работы и т.д.

То есть ваша задача — не соглашаться на какие-либо доплаты и не подписывать ничего, кроме заявления, написанного именно вами, и извещения о ДТП ещё на этапе подачи документов в страховую компанию. Обязанности доплачивать у вас нет, а у страховой есть обязательство отремонтировать до «доаварийного» состояния ваш АМ.

Каковы сроки выдачи направления и как они считаются

20 дней. Этот период одинаков как для выплаты деньгами в качестве возмещения ущерба, так и при компенсации работами. Время регулируется Федеральным законом Об ОСАГО (п. 21 ст. 12).

Срок 20 дней для выдачи направления по ОСАГО отсчитывается со дня подачи полного комплекта документов в СК. Считаются при этом календарные дни, за исключением праздничных нерабочих — то есть в рамки включаются обычные выходные, но не включаются праздничные выходные.

А полный комплект документов включает в себя:

  • заявление о страховом возмещении;
  • заполненное извещение о ДТП;
  • паспорт владельца машины;
  • свидетельство о регистрации автомобиля;
  • страховой полис ОСАГО;
  • постановление и/или протокол /или определение об отказе в возбуждении административного дела в отношении виновника ДТП.

ВАЖНО! Обратите внимание, что рамки выдачи направления в автосервис начинается независимо от даты осмотра или технической экспертизы от страховой компании. Если осмотр вам организовали на 19-й день после подачи всех документов, то в любом случае этот срок составляет 20 дней от даты подачи документов, то есть на следующий день при таких условиях вам все так же обязаны выдать направление.

Примеры

  1. Вы попали в аварию1 января 2022 г., а обратились в страховую компанию 14 января. В этом случае направление на работы вы должны получить до 3 февраля включительно.
  2. Вы попали в аварию 1 февраля 2022 г., обратились за компенсацией 10 февраля. Официально утверждёнными выходными днями в этом году считаются, например, 23 и 24 февраля в честь Дня защитника отечества, а в текущем году 28 дней в этом месяце. Тогда вы должны получить направление до 4 марта включительно. Считается просто: сначала с 11 февраля отсчитываем 12 дней до 23 числа, затем к 25 числу нам нужно прибавить оставшиеся 8 дней, в итоге получаем 4 число марта.
  3. Вы попали в аварию 1 марта 2021 года, обратились с заявлением и документами по ОСАГО 5 марта. Для примера выходными днями считаются дни с 8 по 13 число — 5 дней. Также 10 марта страховщик вам позвонил и указал, что вы забыли подать свидетельство о регистрации АМ. 11 марта вы привезли в офис страховой компании СТС. В таком случае отсчёт рамок выдачи направления начинается с 12 марта, но, так как 12 и 13 марта выпадают на выходные, то 20 дней начинаются 14 марта и заканчиваются, следовательно, 3 апреля.

Как правильно считать сроки выдачи направления на СТОА

Что будет за несоблюдение срока

Административного штрафа — то есть взыскания в пользу бюджета государства — для страховой компании за пропуск срока выдачи направления не предусмотрено. Но есть ответственность за это в гражданском отношении — то есть в вашу пользу. И называется она неустойкой. Она имеет чёткий размер и определена пунктом 21 ст. 12 ФЗ «Об ОСАГО». Неустойка за несоблюдение срока выдачи направления по ОСАГО составляет 1% от суммы ущерба (оценка ущерба производится в любом случае, в т.ч. при натуральном возмещении).

Если вам не выдали вовремя , то вы имеете право на дополнительное возмещение за это. Например, если вы подали документы 1 марта 2021 года, страховая насчитала ущерб на 100 000 рублей, а направление вам выдали только 30 марта, то за просрочку в 9 дней вам полагаются 9% от 100 тысяч рублей, то есть ещё 9 000, помимо того, что обязанность по проведению восстановления ТС остаётся за страховой.

Неустойка за просрочку выдачи направления не выдаётся автоматически, учтите это! Вы должны подать отдельное заявление на её выплату. Пишется оно в произвольной форме с указанием расчёта и конкретным требованием выплатить неустойку на указанные банковские реквизиты (или выдать наличными). При отказе в её возмещении вы можете обратиться в суд.

Выдали направление на ремонт в СТОА — что дальше

А дальше вам необходимо предоставить авто в сервис для работ. Эта процедура проста и ясна в рамках закона. На практике же вам может предстоять ряд дополнительных согласований и оценок, а также отказ от подписи перечисленных выше документов, которые подписывать не стоит.

Какой срок обращения

Срок действия не регулируется никакими правовыми актами. Но часто время обращения указано в самой бумаге, и оно, как правило, составляет 7-20 дней — это зависит от самой СК.

Если вы пропустили этот период, ничего страшного нет — вам просто нужно обратиться в страховую за новым направлением. Отказать в выдаче вам не могут, т.к. это уже есть не что иное, как отказ в страховом возмещении — то есть неисполнение обязанности страховщиком по ОСАГО.

Если этот срок не указан, то здесь следует руководствоваться разумностью и не злоупотреблять своим правом. Понятие «разумного срока» даже прописано в ГК, хотя и в разрезе исполнения обязательств (что к нашему случаю не относится), и тот составляет 7 дней.

Если требуют доплату

Очень распространена ситуация, когда по приезде на СТОА вам говорят, что перечисленных страховой компанией денег не хватает для полного восстановления авто, и просят доплатить из своего кармана, в противном случае вам поставят б/у запчасти или оставят неотремонтированными некоторые элементы.

Это незаконно в 2022 году! По закону «Об ОСАГО» страховая компания обязана в полном объеме возместить ущерб без каких-либо доплат. В отличие от выплаты деньгами, когда расчет ущерба идёт с учётом износа АМ, при выдаче направления износ не учитывается.

Нехватка выплаченных денег — это не ваша проблема. Но и не проблема автосервиса. Это проблема страховой компании. В этом случае предоставьте автомобиль в СТОА, записывая процесс на видео, зафиксируйте отказ принять АМ с оговоркой основания отказа. Далее обратитесь в страховую и сообщите ей об этом.

При попытке предоставить авто на работы формально начинается отсчет 30 дней для проведения работ. Потому что в ФЗ «Об ОСАГО» прямым текстом прописано начало этого срока:

…срок проведения восстановительного ремонта поврежденного ТС (но не более 30 рабочих дней со дня представления потерпевшим такого транспортного средства на станцию технического обслуживания или передачи такого транспортного средства страховщику для организации его транспортировки до места проведения восстановительного ремонта);

Доплата при ремонте по ОСАГО незаконна

Если просят подписать доп. соглашение

Ничего подписывать не нужно. Дополнительное соглашение с большой долей вероятности будут предполагать невыгодные для вас условия — та же замена новых деталей на б/у, доплаты и прочее.

ВАЖНО! Помните, что законодательство 2022 года не требует от вас никаких документов при сдаче машины в СТОА по ОСАГО.

Если сервису требуется дополнительный осмотр

Чаще всего имеется в виду осмотр на скрытые повреждения с расчетом по увеличению стоимости работ, т.к. страховая не посчитала эти скрытые повреждения. Вы можете дать разрешение на такой осмотр, но опять же, не в рамках увеличения времени работ. АМ вы предоставили, что с ним будут делать дальше — не ваше дело и проблемы. По прошествии 30 рабочих дней вам должны выдать машину в состоянии до ДТП.

Если приглашают составить смету

Так же, как и дополнительный осмотр, составление разного рода смет, актов работ и других документов — не ваши проблемы. И не подписывайте эти бумаги ни в коем случае.

Повторим ещ раз: ваша задача — предоставить АМ и иметь подтверждение этому.

Дополнительные сметы при ремонте в ОСАГО

Как отремонтировать автомобиль по ОСАГО

Алгоритм по получению страхового возмещения в виде ремонта по ОСАГО в 2022 году от начала и до конца процедуры:

  • сначала оформляется сама авария, то есть происходит выполнение обязанностей, предусмотренных в п. 2.5., 2.6. и 2.6.1. Правил дорожного движения: остановка автомашины, включение “аварийки”, оказание первой медицинской помощи раненым (если они есть), освобождение дороги для исключения вероятности создания помех другим автомобилям;
  • оформление документов о ДТП по европротоколу или с участием работников ГАИ (можно оформить по европротоколу, если ущерб авто составляет не более 100 тысяч рублей, отсутствуют раненые или погибшие, в ДТП приняли участие только два автотранспортных средства, и между водителями этих двух ТС не имеется разногласий относительно случившегося, и у обоих автовладельцев есть полисы ОСАГО (ст. 11.1. ФЗ № 40));
  • сбор необходимых документов (см. п. 3.10. и п. 4.13. Положения ЦБ № 431-П — паспорт, бланк извещения о ДТП, протокол, или постановление о привлечении виновника к ответственности по КоАП, или постановление об отказе в его привлечении к ответственности, доверенность — если обращается представитель страхователя, ПТС или СТС, заключение независимой экспертизы, если она производилась, квитанция, подтверждающая оплату услуг эвакуатора — если осуществлялась эвакуация);
  • подача бланка извещения, заявления и документов в свою СК (при наличии права на прямое возмещение убытков — ст. 14.1. ФЗ № 40) или в страховую виновника (в остальных случаях) в 5-дневный период (если ДТП оформлялось по европротоколу) или в течение трех лет (если с участием ГИБДД);
  • предоставление поврежденного АМ страховщику для осмотра (это нужно сделать не позднее, чем через 5 дней после подачи заявления, документов и бланка извещения — ч. 10 ст. 12 ФЗ № 40);
  • ожидание получения результатов независимой экспертизы (если таковая будет проводиться — ч. 12 ст. 12 ФЗ № 40);
  • ожидание принятия решения страховщиком относительно работ и (или) выплаты денег в сроки, указанные в п. 4.22. Положения ЦБ № 431-П — то есть, в общем случае, 20 дней (либо 30, если страхователь решил отремонтировать поврежденный АМ на СТО, с которой у СК не заключен договор, и страховщик согласился на эти условия);
  • передача поврежденного транспорта на станцию техобслуживания;
  • получение отремонтированного ТС по окончании проведения ремонта по ОСАГО, осуществляемого в рамках, определяемые по соглашению сторон (не более 30 рабочих дней);
  • при наличии претензий к качеству выполненного ремонта — решение спора со страховой компанией в порядке, установленном в Главе 5 Положения ЦБ № 431-П (то есть подается досудебная претензия, которую СК обязана рассмотреть за 10 дней; если не рассмотрит, либо же вынесет отрицательное решение, то страхователь будет вправе решить спор в порядке судебного делопроизводства).

Куда отправляют на ремонт по ОСАГО в 2022 году

На основании абз. 5 ч. 15.2. ст. 12 ФЗ № 40, в 2022 году страховщик направляет страхователя на ремонт по ОСАГО на одну из СТО, с которыми у него заключен договор. Если таких СТО, удовлетворяющих требованиям, представленным в Главе 6 Положения ЦБ № 431-П, несколько, то страховщик выбирает любую из них (за исключением некоторых случаев).

Исключений в 2022 году всего 2 (то есть ситуаций, когда страхователь сам может выбрать конкретную СТОА):

  • при заключении договора ОСАГО страхователь выбрал из предложенного страховщиком списка СТОА какую-либо конкретную станцию (тогда ремонт будет осуществлен именно там) (ч. 3.1. ст. 15 ФЗ № 40);
  • если страхователь в письменной форме уведомил страховщика (уже после ДТП) о желании провести ремонт на СТОА, с которой у страховой фирмы не заключен соответствующий договор, и страховщик удовлетворил такой запрос (ч. 15.3. ст. 12 ФЗ № 40).

Можно ли выбрать другую СТО


Для ремонта поврежденного авто на СТО, с которой у страховщика нет соглашения, надо получить письменное согласие СК. В заявлении о страховом возмещении необходимо указать полное название выбранной СТО, ее адрес и платежные реквизиты для возможности оплаты страховщиком проведенного восстановительного ремонта.

Ремонт у официального дилера

Довольно неугасающим спросом пользуется ремонт авто у дилера. Его выполняют, когда прошло не больше двух лет с того момента, когда машина была произведена. При действующей гарантии дилер сам выполнит его в своём сервисном центре. Важно понимать, что для этого нужен договор между сервисным центром дилера и страховой организацией.

Иногда в списке СТО нет соответствующего официального дилера. В таком случае страховщик выдает направление на подобный ремонт.

Есть ещё один вариант: возмещение затрат в денежной форме. Лимит страховых выплат составляет 400 тысяч рублей (ст. 7 40-ФЗ).

Правила ремонта в независимом сервисе

Важно помнить требования к СТОА, когда ремонт автомобиля на гарантии выполняется в стороннем сервисе. Для выдачи направления понадобится взять в СК соответствующее разрешение в письменном виде. Так указываются реквизиты СТОА, а также адрес, контакты и название конкретного СЦ.

Страховая может согласиться и отправить АМ в сторонний сервис. Тогда расходы покрываются без учёта износа запасных частей. Кроме того, у страховщика появится право на более длительное рассмотрение заявки (на 10 дней больше, всего 30 дней).

При несоблюдении рамок страховая обязана выплатить неустойку.

Ремонт авто в стороннем СТОА: правда ли, что слетит гарантия?

Нет, это неправда.

  1. Во-первых, официальный дилер не узнает, что вы ремонтировали машину после ДТП в стороннем сервисе. Ведь договор с СТОА заключает страховая компания, а ваши правоотношения со страховщиком по ОСАГО никак не затрагивают официального дилера.
  2. Во-вторых, и это самое главное — гарантия не слетает от работ у неофициала. Данный аргумент стоит рассмотреть более подробно.

О том, что означает понятие «гарантийный срок», можно узнать в п. 6 ст. 5 «Закона о защите прав потребителей»:

Гарантийный срок — период, в течение которого в случае обнаружения в товаре (работе) недочетов изготовитель (исполнитель), продавец, уполномоченная организация или уполномоченный индивидуальный предприниматель, импортер обязаны удовлетворить требования потребителя, установленные статьями 18 и 29 настоящего Закона.

Заметьте, что речь идёт об обнаружении недостатка в работе товара (в нашем случае — машины). Являются ли таким недостатком погнутое крыло или разбитая фара после аварии? Конечно, нет. А если официальный дилер настаивает на этом, то ему придётся проводить независимую экспертизу и устанавливать, что дефект на гарантийном авто возник в результате некачественных выполненных работ, сделанного на сторонней СТОА — то есть доказывать вину водителя (а до тех пор гарантийный срок действует).

Но, скорее всего, несмотря на это официальный сервис откажет вам в гарантийном обслуживании. И не ему, а вам придётся подавать досудебную претензию, а затем обращаться в суд за защитой своих прав. И уже на суде дилер должен будет предоставить результаты независимой экспертизы о причинно-следственной связи между возникновением поломки и некачественных работ на СТОА.

Гарантия при ДТП

На каких условиях проходит восстановительный ремонт


Крайний срок осуществления работ — не более 30 рабочих дней со дня предоставления потерпевшим транспортного средства на СТО.

СТО не должна находиться дальше, чем в 50 км. от места ДТП или места жительства пострадавшего (по его выбору).

Ремонт новых АМ (не старше двух лет) должен производиться в сервисном центре официального дилера, осуществляющего гарантийное сервисное обслуживание.

Минимальный гарантийный срок на работы по поврежденному ТС составляет полгода, а на кузовные работы и работы, связанные с использованием лакокрасочных материалов, — год.

Порядок проведения работ

В ФЗ № 40 и Положении ЦБ № 431-П не говорится о том, как именно осуществляется работы по ОСАГО. В том числе, и не говорится о том, какие документы нужно предоставить на СТО (кроме направления), может ли страхователь контролировать ремонтные работы в период с начала и до конца их проведения.

Проведение работ по ОСАГО в 2022 году осуществляется в следующем порядке:

  1. Страхователь получает направление по ОСАГО.
  2. Самостоятельно прибывает на СТОА, указанную в направлении, (или отдает машину страховщику для транспортировки на СТОА, если авто не может передвигаться само).
  3. Загоняет машину в бокс и предъявляет специалисту-технику направление, а также другие документы на машину по запросу.
  4. Ожидает, пока страховая исполнит обязательство, указанное в абз. 3 п. 4.17.1. Положения ЦБ № 431-П, то есть сообщит о том, что ТС отремонтировано и готово к выдаче.
  5. Приезжает на станцию и осматривает результаты работы.
  6. Подписывает акт приема-передачи, если СТОА выполнила свою работу качественно и к ней нет претензий (если претензии есть, подписывать акт приема-передачи не нужно).

Если машина на гарантии

Производитель машины (завод) несет ответственность за заводской брак или производственный дефект в течение гарантийного срока, составляющего обычно 3 года или 100000 км пробега (в зависимости от того, что наступит раньше).

К сожалению, официальные представители крупных производителей АМ сходятся во мнении: если будет выявлена причинно-следственная связь между проведением работ не у официального дилера, а в сторонней СТОА, и возникшей в авто неисправностью, которая имеет не заводское происхождение, то устранение конкретно этой неисправности не будет осуществляться по гарантии.

Как видим, если во время работ по ОСАГО был заменен, например, бачок стеклоомывателя, то по гарантии его потом заменить уже будет нельзя. Остальные не менявшиеся детали — можно.

Все сказанное выше не распространяется на машины, с года выпуска которых прошло менее 2 лет (п. 6.3. Положения ЦБ № 431-П) — их обязаны восстанавливать после ДТП по ОСАГО только у официальных дилеров, которые должны ремонтировать эти ТС по гарантии.

Сроки проведения ремонта

В силу абз. 13 п. 4.17. Положения ЦБ № 431-П, срок работ по ОСАГО в 2022 году определяется страхователем и СТОА по согласованию. Согласованный данными сторонами срок СТОА указывает в направлении, которое принесет потерпевший при передаче поврежденного АМ в автосервис.

Законодательство ограничивает максимальный срок на выполнение работ. На основании п. 6.1. Положения ЦБ № 431-П, этот срок составляет 30 суток и исчисляется с того дня, когда потерпевший передаст ТС на станцию техобслуживания (или передаст страховщику для организации транспортировки, если машина не на ходу).

То есть стороны могут договориться, что работы по ОСАГО будут осуществлены за 2, 3, 5, 10 дней и др., но в любом случае не более 30 суток, так как стоит ограничение в законодательстве.

Что будет за нарушение срока ремонта

Неустойка, как и в случае просрочки выдачи направления в СТОА. Но размер её, к сожалению, в 2 раза ниже — 0,5% за каждый день просрочки.

Требование о возмещении за просрочку по работам также нужно подать отдельно — автоматически вам её никто не начислит. Претензия подаётся в страховую компанию, но ни в коем случае не в автосервис, так как возмещение осуществляет именно страховщик.

Кстати, неустойка за пропуск обоих сроков не может быть в сумме больше размера страхового возмещения. То есть если сумму ущерба вам насчитали в 200 000 рублей, то, даже если просрочка составила более 100 дней, максимальная сумма по неустойке, на которую вы можете рассчитывать — 200 000 рублей. Но по судебной практике, к сожалению, и эта сумма чаще всего снижается судьями до так называемой «адекватной» на основании статьи 999 Гражданского кодекса, согласно которой судья может просто решить, что вы необоснованно хотите обогатиться и такой неустойки для вас слишком много.

Но в случае, если дело дойдёт до суда, вам полагаются и дополнительные «бонусы» от СК. Речь идёт о штрафе в вашу пользу за нарушение сроков или отказ в компенсации. Штраф этот достаточно большой в ряде случаев и он составляет 50% от суммы невыплаченного ущерба (если вам вообще не отремонтировали машину или не выплатили деньги — незаконно отказали либо до подачи иска в суд не перечислили ни копейки), неустойки и дополнительных затрат (на почтовые отправления, услуги юриста, проведение независимой экспертизы и др.).

Преимуществом для вас является и то, что вы можете найти для суда юриста — дёшево и достаточно легко. Большинство автоюристов имеют практический опыт и знают законодательство об ОСАГО, т.к. это очень распространённый спор в судах. А благодаря высокой конкуренции, их услуги не будут стоить дорого. Кроме того, в случае выигрыша вам обязаны возместить расходы на юриста, равно как и все остальные.

Расчет стоимости ремонта по ОСАГО

Можно приблизительно рассчитать стоимость работ по авто заранее. Здесь существенное значение будет иметь стоимость запчастей. Учитывайте, что каталог цен на запчасти по РСА отражает актуальные сведения, поэтому с ним всегда полезно свериться.

Страница справочника средней стоимости запасных частей на сайте РСА

Когда страховщики или СТО могут требовать доплату

Важно помнить о том, что ремонт машины по страховке ОСАГО имеет определённый потолок по сумме (400 тысяч рублей). При превышении этого порога и только в этом случае страховая вправе потребовать соответствующую доплату с владельца ТС.

Как не доплачивать за ремонт по ОСАГО

Доплачивать за ремонт по ОСАГО в 2022 году страхователю не нужно (по общему правилу), так как, в соответствии с п. “б” ч. 18 ст. 12 ФЗ № 40, страховщик обязан оплатить СТОА траты, связанные с восстановлением машины до состояния, в котором она пребывала до ДТП.

На основании ч. 19 ст. 12 ФЗ № 40, в указанные расходы включаются:

  • материалы, запчасти (при этом ставятся новые детали, то есть б/у устанавливать нельзя — абз. 3 ч. 15.1. ст. 12 ФЗ № 40);
  • оплата услуг работников СТО.

Однако, на основании абз. 7 ч. 17 ст. 12 ФЗ № 40, если стоимость работ свыше 400 тысяч, то страховщик обязан спросить страхователя — согласен ли он доплатить. Если да, то сумма такой доплаты указывается в направлении. Если не согласен, тогда его не будет и выплатят денежную компенсацию (п. “д” ч. 16.1. ст. 12 ФЗ № 40).

Когда нужна независимая экспертиза

В ч. 11 ст. 12 ФЗ № 40 четко сказано — независимая экспертиза проводится только в случае, если страховая и страхователь по ОСАГО после осмотра авто не пришли к согласию относительно характера и количества повреждений. В других случаях оценка ущерба машины независимыми специалистами не проводится.

При этом в 2022 году экспертиза может быть проведена как страхователем, так и страховщиком. Однако сначала обязанность по ее осуществлению возлагается на страховую компанию (ч. 13 ст. 12 ФЗ № 40). И только если страховщик не осмотрел АМ или сам отказался от организации и проведения экспертизы, то ее может провести страхователь (абз. 2 ч. 13 ст. 12 ФЗ № 40).

Если страхователь не предоставит авто на осмотр или сам организует проведение экспертизы до получения отказа от ее осуществления страховщиком, результаты такой самостоятельно проведенной оценки приняты во внимание не будут (абз. 5 ч. 11 ст. 12 ФЗ № 40).

Могут ли при ремонте использоваться неоригинальные запчасти

Еще один важный нюанс: при ремонте автомобиля в рамках ОСАГО могут использоваться только оригинальные запчасти. Применение деталей, которые уже были в употреблении, восстанавливались, категорически не допускается.

К сожалению, судебная практика доказывает, что в реальности работы далеко не всегда производятся по правилам.

Можно ли поменять лобовое стекло по ОСАГО

Каждый водитель должен знать, что, согласно законодательству Российской Федерации, в рамках полиса ОСАГО замена лобового стекла выполняется только при ДТП. Если стекло было повреждено из-за механического воздействия, например, при попадании камня или гальки, это уже не будет являться страховым случаем.

Как правильно принять машину после ремонта

Судебная практика по некачественному ремонту ТС широко распространена: количество разбирательств увеличивается буквально с каждым днем.

Самое главное в такой ситуации — не подписывать акт приёмки АМ после произведённого ремонта, если нет уверенности в его качестве.

Будьте очень внимательны: АМ нужно осмотреть и протестировать.

Мужчины, осматривающие днище авто в смотровой яме СТО

Когда осуществляется ремонт по ОСАГО, а когда — выплата средств


На основании п. 4.17.1. Положения ЦБ № 431-П, нельзя выбрать денежную компенсацию, если страховой случай произошел с авто, который:

  • относится к категории легковых ТС;
  • находится в собственности физического лица;
  • зарегистрирован на территории России.

Но есть исключения. То есть деньги вместо ремонта по ОСАГО в 2022 году можно получить в том случае, если:

  • АМ не подлежит восстановлению;
  • потерпевший в результате ДТП погиб, либо же ему был нанесен средний или тяжкий ущерб здоровью;
  • пострадавший — инвалид;
  • стоимость работ составляет 400 000 рублей или даже больше;
  • между потерпевшим и страховой компанией просто есть соответствующая договоренность о том, что выплата все-таки производится деньгами, а не выдается направление по ОСАГО;
  • у страховщика вообще нет заключенных соглашений ни с одной СТОА, где производится ремонт;
  • страхователь в заявлении на заключение договора ОСАГО указал, на какой СТОА он хочет провести работы, но страховая не смогла по каким-то причинам дать направление туда уже при наступлении страхового события, и поэтому дает направление на другую станцию, а страхователь попросту отказывается от ремонта на другой СТОА (отказ в данном случае — полное право пострадавшего, и при наличии такого отказа выплачиваются деньги, то есть ремонта не будет — абз. 2 ч. 3.1. ст. 15 ФЗ № 40).

Деньги или ремонт — кто выбирает

Право выбора в 2022 году принадлежит страховой компании. Увы, но это так. Такое правило действует с 28 марта далёкого 2017 года, когда вступил в силу Федеральный закон №49-ФЗ о внесении изменений в закон «Об ОСАГО».

С тех пор при ДТП страховой организации предоставлено право выбора. Но первоначального голоса владельцев АМ не лишили. А работает это на сегодняшний день следующим образом:

  1. При подаче заявления о страховом возмещении вы вправе выбрать выплату деньгами или направление на ремонт (подпункт «ж» части 16.1 статьи 12 ФЗ «Об ОСАГО»).
  2. Страховщик рассматривает заявление и принимает окончательное решение при выборе из этих двух видов возмещения.

Таким образом, решающий выбор, выплата положена при том или ином страховом событии или ремонт, принадлежит страховой, но вам всё же следует указать в заявлении о возмещении после ДТП предпочтительный способ — возможно, удастся прийти к компромиссу.

В каких случаях страховая направляет на ремонт

Если в двух словах, то во всех случаях, когда ей это выгодно, и автосервисы, с которыми у страховщика заключён договор на проведение ремонта по ОСАГО, удовлетворяют требованиям Федерального закона.

На сегодня у всех страховых компаний по ОСАГО в приоритете ремонт, включая такие популярные организации, как Росгосстрах, АльфаСтрахование, РЕСО-Гарантия, Ингосстрах и другие.

Для страховой компании лучше направить автомобиль на работы в случаях:

  • если АМ, попавший в ДТП, достаточно «молодой» (как правило, не старше 3-4 лет), и сумма с учётом износа будет не занижена по сравнению с реальной стоимостью восстановительного ремонта;
  • если речь идёт о машине старше 2 лет, но младше тех же 3-4 лет — это еще выгоднее.

Как мы видим, выбор ремонта или выплаты здесь кроется в двух важных факторах:

  1. Чем старше авто, тем меньше страховая заплатит, так как при расчёте возмещения учитывается износ деталей ТС; чем старше авто, тем больше износ, и тем на меньшую сумму будет посчитана каждая запчасть (это не касается расчета стоимости работ по восстановлению); так, если машина старше 5 лет, то износ может достигать 50% (но не более);
  2. Законодательство 2022 года по ОСАГО устанавливает правила «игры» для страховых компаний; так, если машине менее 2 лет, то страховая обязана отправить её к официальному дилеру, а стоимость услуг дилеров, как правило, значительно выше, поэтому проще заплатить деньгами.

Потерпевшему в аварии будет выгоднее наоборот: если у вас авто свежих годов, то лучше получить выплату, а для старых машин — лучше ремонт.

В каких случаях для страховой выгоднее выплата

И наоборот от вышеописанного — если АМ достаточно немолодой, то в случае направления страховая компания должна будет за свой счет купить запчасти. А б/у детали для восстановления авто после ДТП закон запрещает закупать. Зато при выплате деньгами учитывается износ. Поэтому последний вариант и выгоднее для СК.

Так что, если вашему автомобилю более 5 лет, то с большей долей вероятности вам произведут выплату деньгами.

Ещё один вариант выгоды выплаты кроется в несовершенстве Единой методики расчёта возмещения ОСАГО. Так, стоимость некоторых деталей по такой методике может быть достаточно низкой, а в реальности они стоят значительно дороже. В таком случае страховщику выгоднее выплатить потерпевшему деньги по расчёту из Единой методики, чем самостоятельно оплачивать купленные автосервисом детали.

Страховщик выплачивает финансы

Но, помимо выгоды, для страховой компании есть и ограничения на законодательном уровне для возможности направить пострадавшего в ДТП на ремонт. На сегодняшний день выплата вместо него будет положена в следующих случаях:

  • восстановительные работы длится дольше 30 дней (ст. 15.2 ФЗ Об ОСАГО) — в этом случае при превышении этого срока будет начисляться неустойка по 0,5% за каждый день просрочки, и страховая при прогнозируемой длительности ремонта выплатит ущерб деньгами;
  • ближайшая СТО от места ДТП или места жительства потерпевшего располагается более чем в 50 км, а организовать эвакуацию АМ для страховой слишком дорого (абзац 2 ст. 15.2);
  • у страховой организации нет договора с официальным дилером по марке вашего АМ, при этом машине менее 2 лет (абзац 3 той же статьи);
  • страховой случай признан «тоталом» (полной гибелью ТС) — статья 16.1 ФЗ «Об ОСАГО»;
  • потерпевший погиб во время ДТП (или после);
  • потерпевший получил тяжкий или средней тяжести вред здоровью и при этом в заявлении выбрал выплату;
  • потерпевший является инвалидом и при этом в заявлении выбрал выплату;
  • сумма ремонта по расчету превышает лимит в 400 тысяч рублей.

Как получить деньги вместо ремонта по ОСАГО

Пострадавший сам выбирает деньги вместо работ по ОСАГО во всех случаях, когда не выполняется хотя бы одно из этих условий:

  • повреждена легковая машина;
  • она зарегистрирована в России;
  • собственник — физическое лицо.

Как видим, тут всего три условия. Буквально эта норма трактуется так — если хотя бы одно из вышеуказанных условий не соблюдается, значит, выбора не будет и в 2022 году будет производиться ремонт автомобиля.

Однако даже при выполнении всех вышеуказанных условий (то есть когда есть только право на ремонт по ОСАГО, а деньгами компенсацию нельзя получить) все же есть исключения. Все они представлены в ч. 16.1. ст. 12 ФЗ № 40 . Получить деньги вместо ремонта по ОСАГО в 2022 году получится, если:

  • у страховой компании не заключены договоры ни с одной из СТОА;
  • авто не подлежит восстановлению;
  • потерпевший погиб в результате ДТП;
  • потерпевшему в результате ДТП был нанесен средний или тяжкий вред здоровью;
  • цена превышает 400 тысяч рублей;
  • страховщик и страхователь при оформлении ОСАГО просто договорились о том, что выплата будет осуществляться деньгами;
  • потерпевший — инвалид;
  • ни одна из станций, с которыми заключен договор у страховщика, не соответствует законодательству об ОСАГО в отношении конкретного страхователя (абз. 6 ч. 15.2. ст. 12 ФЗ № 40) — например, находится дальше, чем в 50 километрах, от его места жительства или от места ДТП.

Чтобы было понятнее, рассмотрим несколько ситуаций ремонта по ОСАГО в 2022 году на практических примерах:

  • легковая машина принадлежит физлицу, зарегистрирована в РФ, но потерпевший является инвалидом — значит, выбрать работы по ОСАГО он не может (в этом случае возможна только денежная компенсация, так как в ч. 15 ст. 12 ФЗ № 40 прямо указано, что выбрать ремонт или деньги можно во всех случаях, за исключением тех, когда авто находится во владении физлица, зарегистрирован в РФ и легковой, а раз пострадавший — инвалид, то, согласно ч. 16.1. ст. 12 ФЗ № 40, всегда будут выплачиваться деньги);
  • АМ грузовой, находится во владении физлица и зарегистрирован в РФ — как видим, одно из трех условий не соблюдается, значит, пострадавший может сам выбрать: ремонт или деньги;
  • машина легковая, находится в собственности гражданина и поставлена на рег. учет в нашей стране, но ни одно из условий, указанных в ч. 16.1. ст. 12 ФЗ № 40, не выполняется — значит, будет только ремонт по ОСАГО и выбора нет.

Если с ремонтом нет возможности уложиться в 30 дней

Часть 15.2 статьи 12 ФЗ «Об ОСАГО» говорит нам, что ремонт ТС не может превышать 30 дней. Отсчитывается от даты предоставления машины и до фактического его окончания, когда вы можете забрать авто.

В некоторых случаях реальный срок может превышать установленный, о чём работники автосервиса сразу сообщают водителю. Например, если нужные запчасти будут идти долго, а их ещё нужно заменить и/или покрасить.

В этом случае СК может предложить соглашение с продлением этого периода. Ваша задача, чтобы получить выплату деньгами, — не согласиться на эти условия. Тогда права на ремонт у страховщика не будет.

Срок ремонта по ОСАГО после ДТП — 30 дней

Если до ближайшего автосервиса-партнёра более 50 км

По правилам (та же часть 15.2 ст. 12), максимальная отдалённость СТОА не должна быть более 50 км от вашего места жительства или от места аварии. Если партнёр страховой находится дальше, то вашим будет право получить выплату, а не работы. Но при одном важном условии — страховая отказывается оплатить транспортировку АМк отдалённому сервису, потому что она всё ещё имеет право на ремонт, если организует доставку или оплатит её.

Список сервисов-партнёров каждая страховая компания обязана вывешивать на сайте, а также предоставлять на выбор потерпевшему при обращении.

Если в городе нет официального дилера

Более конкретное условие должно быть соблюдено для владельцев авто не старше 2 лет — по закону они должны ремонтироваться только у официальных дилеров (15.2 ст. 12). Если в вашем городе нет официального дилера, а страховщик не желает оплачивать транспортировку машины или проезд до сервиса дилера, то требуйте выплату деньгами.

Если ремонтировать нужно не авто

Если речь идёт не об АМ, то и о ремонте не может идти речи. Например, потерпевшей стороной является пассажир, у которого во время ДТП разбился телефон. В этом случае должна быть выплата деньгами (ч. 16 ст. 12).

То же касается и имущества водителя или пешехода, не относящего к транспортным средствам, которым причинён вред.

Если вред причинён не автомобилю, то полагается выплата деньгами, а не ремонт

Если после ДТП потерпевший погиб или получил средний или тяжкий вред

Согласно части 16.1 статьи 12 ФЗ «Об ОСАГО», получить выплату по ОСАГО деньгами вместо ремонта после ДТП также можно, если потерпевший в результате аварии погиб или получил тяжкий вред здоровью / вред средней степени тяжести.

Если потерпевший — инвалид

В тех случаях, когда потерпевший является инвалидом, которому автомобиль конкретно показан по состоянию здоровья, речи о ремонте также идти не может (ч. 16.1 ст. 12).

Если вина обоюдная

В тех случаях, когда определена взаимная вина в ДТП, возмещение вреда происходит в процентах от виновности. Страховым компаниям дана возможность предлагать в направлении на ремонт сумму, которую доплатит потерпевший (и частично виновник ДТП) в таких случаях (ч. 17 ст. 12), ведь СК не обязана возмещать работы полностью.

Но если потерпевший при таком ДТП не соглашается доплачивать, то страховая обязана выплатить деньгами компенсацию за аварию, только выплата, конечно, будет в процентном соотношении пропорционально степени невиновности в ДТП (пп. «д» части 16.1 ст. 12).

Если АМ грузовой

Часть 15 статьи 12 говорит о том, что если речь идёт о грузовых автомобилях, находящихся в собственности граждан России, то потерпевший вправе сам выбрать, получить выплату по ОСАГО деньгами или ремонтом.

Ни одно из условий не выполнено: как всё равно получить выплату

Теперь пора перечислить законные лазейки, которые также позволяют получить деньги вместо работ. Все они основаны строго на законе и не имеют под собой никаких афёр — просто нужно знать действующее на 2022 год законодательство.

Просто предложить заплатить

Проще простого, но не каждый об этом догадывается. Между тем, подпункт «ж» части 16.1 статьи 12 обсуждаемого нами закона предусматривает возможность соглашения о выплате между пострадавшим и страховой компанией.

Для этого вам нужно ещё в заявлении о страховом возмещении указать своё желание получить выплату деньгами. Правда, страховые соглашаются на это нечасто, но всё же соглашаются.

Как получить выплату деньгами вместо ремонта по страховке?

Не соглашаться на доплату

Ваше имеете право не производить никаких дополнительных затрат. А вот страховщика закон обязывает сделать работы полностью, качественно и не используя б/у запчасти. Если вас кто-то заставляет доплачивать и отказывает на этом основании, то ваше право нарушено.

В этом случае при вашем отказе доплачивать СК обычно сама соглашается на выплату.

Сроки выплат

В случае, если производится не ремонт, а денежная выплата, то срок ее осуществления регламентируется п. 4.22. Положения ЦБ № 431-П и составляет 20 календарных дней с момента получения страховщиком заявления на компенсацию, документов, бланка извещения о ДТП и других бумаг.

При этом до истечения указанного периода страховщик обязан осуществить именно выплату, то есть выдать деньги в кассе или перечислить на указанные страхователем в заявлении реквизиты, о чем прямо сказано в абз. 2 п. 4.22. Положения ЦБ № 431-П.

Не доплатили за ремонт по ОСАГО: что делать

Страховая компания является коммерческой организацией, но неожиданные расходы бьют по кошельку. Работы по ОСАГО не всегда покрывается максимальным размером выплаты, и страховщики будут стараться извлечь выгоду за счет клиентов. Если «автогражданка» не покрывает работ, потерпевший участник аварии может воспользоваться дополнительными условиями договора.

Откуда берутся деньги за доплату

Во время аварии могут возникнуть повреждения, которые не покрывает страховка. Проблема обнаруживается на месте события или в автосервисе. Если полис ОСАГО правильно оформлен, компания обязана выплатить оставшуюся сумму. Потерпевшему участнику нужно правильно оформить документы, если не были нарушены ПДД.

Когда возникает парадоксальная ситуация:

  1. Страховщик намеренно уменьшает размер выплаты.
  2. Полный ремонт обходится дороже, чем прописано в акте.

Пострадавший водитель не обязан выплачивать оставшееся из своего кармана. Ущерб покрывает страховая, если во время составления акта была допущена ошибка. Комиссию может выплатить также виновник ДТП. В обоих случаях потерпевшему следует доказать свою невиновность.

Компания специально занижает сумму

Представитель организации может намеренно уменьшить стоимость страховки. Когда автомобиль отремонтируют, владельцу предъявят требование оплатить издержки. Владельцу ТС нужно следовать данной схеме:

  1. Потребовать от сообщества копию акта о страховом событии. Документ содержит все обстоятельства происшествия. Бумага выдается в течение трех дней с момента подачи обращения или составления соглашения.
  2. Перепроверить расчетные данные. На официальном сайте РСА в открытом доступе существует справочник. Если итоговая платежка не совпадает с результатами, данные специально были занижены.
  3. Провести самостоятельную экспертизу. Мастер (организация) должен находиться в общем реестре и обладать соответствующим сертификатом.
  4. Направить досудебную претензию страховщику (ч. 1 ст. 16.1 № 40-ФЗ). Администрация обязана рассмотреть жалобу в течение 10 дней с момента подачи. Если за этот срок водитель не получит ответ, можно направить иск в суд. Требование составляется в свободной форме с учетом всех обстоятельств.
  5. Подача заявления в суд с возможностью досудебного разбирательства и возмещения неустойки (1% от разницы или 0,05% ежедневно за просрочку ответа на жалобу).

Если стоимость иска не превышает 1000000 руб., налог не взимается. Размер ущерба меньше 50000 руб. разбирает мировой суд. Если ставка выше 50000 руб., этим занимаются районные структуры. Соискателю полагается половина денег от стоимости ущерба в случае успешного завершения дела.

Ремонт обходится дороже страховки

Если стоимость восстановительного ремонта превышает указанный размер страховки, пострадавший может воспользоваться статьей 1064 ГК ч. 1. Разницу выплатит делинквент.

Действия должны быть следующими:

  1. Провести самостоятельную экспертную оценку.
  2. Направить досудебное требование делинквенту. В иске необходимо указать недостающую сумму.
  3. Если ответственный участник ДТП отказывается платить издержки, направить заявление в юстицию.

Процедура позволяет урегулировать ситуацию мирным путем. Проблемы возникают, если ответственная сторона отказывается платить. Только через суд можно решить вопрос.

Что нужно для взыскания недостающей суммы

Поправки к закону ОСАГО обязывают ремонтников использовать новые и качественные детали. Замена и ремонт поврежденных узлов происходит по установленным стандартам. В правилах не указывается изготовитель, но если транспортному средству меньше двух лет, его обязаны направить в дилерский сервисный центр.

В период составления претензии автовладелец должен владеть договором о страховом случае и отчетом самостоятельной экспертизы. Если дело уходит в юстицию, необходимо добавить:

  • ксерокопию паспорта;
  • доверенность на право владения машиной (ПТС, СТС);
  • справку о ДТП;
  • полис ОСАГО;
  • ксерокопию досудебной претензии и ответа другой стороны (страховщика или виновника происшествия);
  • видео / аудио доказательства и показания свидетелей;
  • чеки.

События могут быть разными. Автовладельцу необходимо заранее собрать документацию (после ДТП), чтобы иметь весомые аргументы. Недостающий протокол или чек может отразиться на судебном разбирательстве не в пользу истца.

Права и обязанности сторон

Если договор не подписан, а страховая компания или СТОА требуют деньги, не следует их платить. Разница в оплате — это проблема автостраховщика и клиента, но не сервисного центра. Любые угрозы, шантаж и попытка уйти от ответственности решаются через суд.

По закону, на ремонт машины отводится 30 дней. Если за этот период ТС не вернули, хозяин может написать обращение в прокуратуру. Автостраховщики не имеют повода требовать компенсацию принудительно. Чтобы все прошло легально, страхователю нужно учесть все нюансы:

  • провести независимую оценку поврежденного транспортного средства;
  • отказаться от подписания дополнительных бумаг;
  • проконсультироваться с юристом;
  • следить за изменениями в постановлениях.

Если автостраховщику удалось заставить клиента подписать сомнительные бумаги, результат зависит от сложности и сроков процесса. Можно попытаться увеличить размер начисления за счет независимой экспертизы и предъявлять претензии СТОА. При подписании сомнительного договора заявителю вряд ли удастся решить вопрос в свою пользу.

После ДТП потерпевшая сторона вправе требовать полное возмещение ущерба. Полис не всегда покрывает причиненные убытки, и агент может использовать некомпетентность автовладельца, покрыв недостачу за его счет.

Если владелец ТС правильно оформит документацию, организация покроет недостачу и переведет автомобиль в сервисный центр, где сотрудникам в установленный срок придется заменить поврежденные детали новыми запчастями.

Что делать, если ремонт по ОСАГО сделали плохо

Ремонт по ОСАГО в 2022 году делает станция техобслуживания, согласно условиям договора между страховщиком и СТОА. Непосредственно страхователь в этих правоотношениях не участвует.

Поэтому при некачественно произведенных ремонтных работах предъявлять претензии к СТОА нельзя. Все недовольства нужно высказывать именно страховщику.

На основании абз. 2 ч. 1 ст. 16.1. ФЗ № 40, досудебный (претензионный) порядок разрешения спора является обязательным. То есть сначала подается претензия в страховую, а потом, если страховщик не удовлетворит требования, содержащиеся в ней, или попросту не ответит на саму жалобу, уже можно обращаться в суд.

Срок подачи претензии ни ФЗ № 40, ни Положением ЦБ № 431-П не регламентируется. Сказано только про срок ее рассмотрения страховщиком — 10 календарных дней (кроме праздничных нерабочих). Вероятно, что подавать нужно в разумный срок (а лучше — сразу после обнаружения недочетов ремонта).

Претензию, в силу последнего абзаца п. 5.1. Положения ЦБ № 431-П, можно:

  • отправить по почте заказным письмом с обязательной описью вложения;
  • послать через электронную почту, указанную на официальном сайте страховой компании;
  • вручить лично страховщику в офисе под расписку.

Жалоба на работы по ОСАГО в обязательном порядке должна содержать существенные условия, указанные в абз. 3 п. 5.1. Положения ЦБ № 431-П. Здесь можно скачать образец соответствующей всем законодательным требованиям претензии к страховой компании по ОСАГО.

До истечения времени для рассмотрения жалобы (10 дней) страховщик обязан осмотреть машину, а потерпевший — представить ее на осмотр. В ходе осмотра и будет сделан вывод — действительно ли есть недостатки работ по ОСАГО или нет (абз. 4 п. 5.3. Положения ЦБ № 431-П). Заключение будет документально закреплено в акте осмотра, составляемом в трех экземплярах, один из которых вручается представителю СТОА.

Как понимать некачественный ремонт в контексте ОСАГО

Итак, вот уже несколько лет прерогатива выбора между денежной выплатой и ремонтом принадлежит страховым компаниям. В 2022 году многие из них, в том числе такие известные, как Росгосстрах, АльфаСтрахование, РЕСО, Ингосстрах — почти все страховщики имеют договоры с автосервисами на проведение восстановительного ремонта. И часто дают вам выбрать предпочтительный пункт СТОА — искать подходящий лучше не по близости к вам, а по отзывам в интернете о сервисе.

То, какие документы вы подписывали ещё до начала восстановления машины, играет самую важную роль, и об этом мы поговорим чуть ниже.

Согласно ФЗ Об ОСАГО и Единой методике расчёта, некачественным ремонт считается при ситуации, когда нарушены такие тонкости:

  • не выверены все зазоры между деталями, в том числе кузовными — они отличаются или имеют иные размеры, чем до ДТП;
  • качество покраски плохое: ЛКП нанесено неравномерно, в автосервисе не попали в основной цвет кузова, краска отколупывается и др.;
  • Время ремонта превысил 30 дней с даты сдачи машины, подтверждённой документами;
  • АМ работает по-другому — имеет посторонние звуки, уменьшилась тяга, появились другие технические недостатки;
  • плохо отремонтировали восстановленные детали — видны неровности, сколы, элемент не покрашен;
  • автомобиль отремонтировали по ОСАГО с помощью б/у запчастей — определить это достаточно сложно, но экспертиза покажет;
  • по закону ничто не запрещает СТОА использовать неоригинальные детали, но они должны быть хорошего качества.

В целом же, качество работ по ОСАГО должно быть таким же, как если бы вы восстанавливали автомобиль за свой счет. Так же считает и судебная практика — Верховный суд в одном из определений указал, что размер убытков должен быть рассчитан с условием приведения машины в состояние, в котором она находилась до ДТП(Определение ВС РФ №4-КГ17-4 от 27.03.2017 г.).

В силу пункта 18 статьи 12 Закона об ОСАГО размер подлежащих возмещению страховщиком убытков при причинении вреда имуществу потерпевшего
определяется:

  • б) в случае повреждения имущества потерпевшего — в размере расходов, необходимых для приведения имущества в состояние, в котором оно находилось до момента наступления страхового случая.

Это значит, что и ремонт за счёт таких средств должен быть выполнен максимально качественно! А вот если этого не произошло, то прежде чем отвечать на вопрос «что делать?» и писать претензию, нужно понимать, куда ее направлять и каким образом это делать — а это уже зависит от того, какие документы вы подписывали до ремонта.

Что такое некачественный ремонт с точки зрения закона

Нужно ли подписывать акт приёма-передачи

Да, нужно. Так как автомобиль из СТОА вы приняли, нужно подписать акт, но с обязательным указанием всех недостатков, которые вы обнаружили. Не переживайте о том, что вы не увидели скрытых повреждений — прерогатива их выявления лежит на страховщике при осмотре машины в результате поданной вами претензии.

Акт приёма-передачи и некачественный ремонт по ОСАГО

Порядок действий после некачественного ремонта по ОСАГО

Если вас интересует, что делать после некачественного ремонта по ОСАГО, то в данном случае принципиальной разницы между двумя видами страхования нет. Поэтому порядок действий будет аналогичным КАСКО:

  1. Провести независимую экспертизу.
  2. Составить претензию.
  3. Направить претензию страховщику соответствующим образом.
  4. Обратиться в суд при отсутствии ответа на претензию.

Ответственность страховщика за некачественный ремонт по ОСАГО определена в соответствии с постановлением Верховного Суда от 29. января 2015 г. Время для подачи жалобы и возможные варианты компенсации также будут аналогичными.

Проведение экспертизы

Первое, что нужно сделать после выявления некачественного ремонта по ОСАГО или КАСКО, это провести независимую экспертизу. Стоимость оплачивает автосервис или страховщик. Однако, если экспертиза не выявит недостатков после него, то оплачивать ее придется вам.

Независимую экспертизу проводит эксперт, имеющий соответствующую государственную аттестацию. По результатам ее проведения составляется экспертное заключение, которое обязательно должно содержать следующие данные:

  • сведения об организации, проводящей экспертизу;
  • время составления экспертного заключения и его номер в учетном реестре;
  • основания для проведения экспертизы;
  • сведения о заказчике экспертизы;
  • информация об автомобиле и его индивидуальные признаки;
  • список использованной литературы;
  • список проведенных исследований;
  • обоснование экспертных выводов.

Данная инструкция поможет вам защитить свои интересы в случае некачественного ремонта по КАСКО или ОСАГО.

Кому подавать претензию

Первое, что нужно знать, — если вы заключали договор страхования ОСАГО не в офисе страховщика, а у агента или брокера, то отвечает за плохо отремонтированный автомобиль всё равно страховая организация (п.8 ст. 16.1 ФЗ).

Второе — важно, какие документы вы подписывали при выдаче вам направления. Дело в том, что в таких бумагах вы своей подписью могли вообще заключить договор цессии, передав право требования выплаты автосервису, либо согласиться с дополнительными условиями (п.15.1 ст. 12 ФЗ Об ОСАГО):

  • неполным ремонтом в случае отказа от доплаты;
  • использованием б/у запчастей;
  • отказом от определённого вида работ.

Договор цессии — это ситуация, когда автосервис выкупает у вас право требования возмещения со страховой компании за работы на своих условиях. Если вы подписали, не читая, такой договор, то могли согласиться на те самые «особые» условия ремонта и предъявлять может быть нечего. При договоре цессии за плохой ремонт ТС отвечает уже сервис, а не страховщик.

Поэтому, если вы обнаружили при приёме авто в мастерской, что его отремонтировали некачественно, то в первую очередь необходимо изучить все эти документы.

Форма

Претензия при плохо отремонтированном автомобиле должна содержать следующие данные:

  • ваше ФИО полностью (а также должность, если вы подаёте претензию от имени юридического лица);
  • ваш адрес регистрации и адрес проживания;
  • полное наименование страховой компании по ОСАГО;
  • суть требования (провести оценку плохо произведённого ремонта);
  • банковские реквизиты либо прямо прописанное волеизъявление получить выплату деньгами в кассе СК;
  • подпись, дата и ваше ФИО (и должность, если вы подаёте претензию от имени юридического лица).

Несмотря на то, что по результату осмотра вы можете быть направлены на восстановительный ремонт еще раз, банковские реквизиты нужно указывать в любом случае — так предписывает закон.

К претензии нужно приложить следующие документы, но только в том случае, если вы какой-то из них не прикрепляли к заявлению о возмещении по ОСАГО до этого, ещё до начала работ:

  • паспорт или заверенную копию;
  • документы на право собственности на автомобиль (таковым по закону является договор купли-продажи, но на практике можно приложить СТС) или их заверенные копии.

Результат

На осмотре, скорее всего, будут присутствовать 3 лица: вы, представитель страховой (оценщик) и представитель СТОА. В целом же процедура осмотра будет похожа на ту, которая проводилась после подачи заявления о возмещении за тем возможным исключением, что вам также будут задавать вопросы (на которые, впрочем, можно и не отвечать).

Осмотр должен быть проведён в течение 5 дней, и ваша обязанность — предоставить автомобиль. А результат рассмотрения претензии должен быть направлен вам в течение 10 дней после получения страховщиком (это срок вместе с проведением осмотра).

По результату рассмотрения претензии вы по закону должны получить:

  • либо новое направление на повторные работы;
  • либо выплату деньгами по решению страховой компании, если повторный ремонт провести невозможно — это правило регулируют пункты 5.2 (строка 2) и 5.3 (абзац последний) Правил страхования;
  • либо отказ в проведении повторного ремонта, если по результату осмотра не выявлено плохо проведенных работ по автомобиля.

Ненадлежащее исполнение обязательств страховщиком по восстановлению авто 2021

Жалоба в Роспотребнадзор

После отказа или отсутствия ответа на претензию, отправленную в автосервис, следует обратиться в государственный орган по защите прав потребителей — Роспотребнадзор.

ВАЖНО! Официальная организация по защите прав потребителей не сможет взыскать с автосервиса должную компенсацию, но зачастую возможные штрафные санкции от Роспотребнадзора настолько пугают руководство СТОА, что они без проблем соглашаются на оплату любого ремонта.

Заявление составляется в виде жалобы, подать которую можно подать в Федеральном участке в часы приема или в электронном формате на Едином портале для подачи обращений граждан.

Жалоба составляется следующим образом:

  • в правом верхнем углу указывается полное название отделения Роспотребнадзора города, которое можно найти на официальном сайте организации, и ФИО с точным адресом проживания;
  • по центру пишется название заявления: Жалоба;
  • в первой части необходимо указать точную дату сдачи ТС в ремонт и изложить подробную информацию про автомобиль: его марка, гос. номер, цвет, ИНН, местонахождение и место регистрации, и т.д.;
  • в следующей части жалобы необходимо точно изложить суть проблемы: дату получения ТС в автосервисе, полное название организации, осуществлявшей работы, и допущенные нарушения;
  • в конце прикрепляем все имеющиеся письменные доказательства в виде чеков, ответа от руководства на претензию, договора, заключения экспертизы и других.

Для получения положительного ответа от Роспотребнадзора, жалоба должна быть составлена точно по всем правилам, с указанием законов и норм права. Такое заявление достаточно сложно подготовить самостоятельно, поэтому лучше обратится к квалифицированному юристу.

Акт о проведенной проверке и наличии нарушений, предоставленный Роспотребнадзором, можно приложить к доказательствам при подаче иска в суд.

Исковое заявление в суд

Суд является завершающей инстанцией, в которую подается исковое заявление. Оформлением иска должен заниматься юрист или человек хорошо знакомый с юриспруденцией и способный юридически грамотно составить документ. Основными пунктами искового заявления, предусмотренными процессуальным законодательством, являются:

  1. Полное название суда.
  2. ФИО и адрес проживания истца.
  3. Полное название автосервиса.
  4. Суть нарушения прав заявителя и его требования.
  5. Размер компенсации потраченных средств на ремонт автомобиля.
  6. Обстоятельства, побудившие подать исковое заявление.
  7. Доказательства, подтверждающие вину автосервиса.
  8. Требования истца.
  9. Список приложенных доказательств.
  10. Дата.
  11. Подпись истца или его представителя, действующего по доверенности.

Исходя из судебной практики, суд с автосервисом за некачественные работы при наличии достаточной доказательной базы завершается в пользу истца.

Можно ли получить выплату деньгами при плохом ремонте

Можно, но только по окончательному решению страховой компании. Здесь ситуация схожа с этапом подачи заявления о возмещении — именно страховой компании принадлежит выбор: провести повторный ремонт автомобиля или выплатить деньгами.

Но финансовая выплата возможна в двух случаях:

  • если достигнуто соглашение об этом (при этом, в претензии необходимо указать волеизъявление — в пункте 2 требований потребовать выплату в приоритете над повторным ремонтом);
  • если не удаётся сделать повторный ремонт.

Что делать при отказе переделывать некачественный ремонт

Если автомобиль вам отремонтировали плохо, но осмотр страховой компании не выявил недочетов, то придётся проводить независимую экспертизу и подавать новую претензию, в случае повторного отказа на которую следует уже подавать иск в суд.

Независимая экспертиза нужна для того, чтобы в денежном выражении определить сумму ущерба с учётом проведённых работ (при плохо отремонтированном автомобиле не все детали нужно заменять). Суд иную оценку не примет.

Но можно пригласить независимого эксперта ещё на этапе осмотра после подачи претензии по инструкции из предыдущего пункта. Только учтите, что услуги независимого эксперта по вашей инициативе в данном случае уже оплачиваются вами (стоит это в среднем от 5 до 15 тысяч рублей).

Если результат повторного ремонта вас также не удовлетворил, сначала нужно повторить действия по подаче претензии из предыдущего пункта.

Если же пришлось проводить независимую экспертизу, то следующим шагом будет подача досудебной претензии о выплате разницы. К ней нужно будет обязательно приложить документы экспертизы и подтверждение оплаты. А писать её желательно с юристом, который сможет изложить важные факты.

При отказе в удовлетворении досудебной претензии необходимо подавать исковое заявление в суд по вашему месту жительства.

Что делать, если страховая отказывает в ремонте

Если страховая компания не желает ремонтировать автомобиль по ОСАГО, можно решить данный вопрос в претензионном порядке. Иногда дело доходит даже до судебного разбирательства. Сначала можно составить официальную претензию. Если это не поможет найти общий язык со страховой, остаётся обращение в суд с иском.

Порядок обращения в суд с жалобой на страховую

Если страховая компания по результатам рассмотрения претензии вынесла решение не в пользу заявителя, последний получает право на судебное решение вопроса.

Процесс подачи искового заявления, перечень документов, прилагаемых к нему, и другие тонкости, регламентируются действующим гражданско-процессуальным законодательством (ст. 131, 132 ГПК).

Общая процедура выглядит следующим образом:

  1. Определение подведомственности (см. ст. 23 и 24 ГПК).
  2. Определение территориальной подсудности (ст. 28 и 29 ГПК).
  3. Оформление полномочий представителя согласно ст. 53 ГПК (если дело планируется решать в суде не лично, а через свое доверенное лицо).
  4. Уплата госпошлины за подачу иска, размер которой определяется из стоимости исковых требований (см. п. 1 ч. 1 ст. 333.19. НК РФ).
  5. Ожидание принятия судьей иска к рассмотрению (ст. 133 ГПК).
  6. Осуществление действий, которые могут быть выполнены сторонами спора при подготовке к судебному разбирательству (ст. 149 ГПК).
  7. Непосредственно участие в судебных заседаниях (Глава 15 ГПК).
  8. Заслушивание решения суда (ст. 193 ГПК) и, при несогласии с ним, — подача апелляционной жалобы в порядке, установленном Главой 39 ГПК.

Как обезопасить себя от обмана

При возмещении в виде работ следует контролировать действия как страховщика, так и СТОА. Некоторые автомастерские стараются заработать путем некачественного ремонта, из-за которого появляются новые неисправности и, как следствие, необходимость доплаты со стороны потерпевшего.

Для того, чтобы уберечь себя от лишних затрат, следует обратить внимание на станцию техобслуживания, в которую страховщик вас направил. Если она не устраивает клиента, он вправе сделать выбор сам, причем стоит выбирать мастерские с хорошими отзывами.

При передаче машины составляется акт приема, в котором перечисляются все повреждения. Далее следует составить договор на обслуживание с указанием стоимости услуг. По окончании работы необходимо проверить, насколько выполненные работы соответствуют договору.

При несоответствующем выполнении восстановительно-ремонтных  работ, владелец авто может не принять работу и написать жалобу. Все вопросы решаются на месте: если не сделать этого сразу, переделывать недостатки придется за свой счет.

Не стоит забывать о том, что процесс ремонта не менее важен, чем оформление ДТП и получение компенсационных выплат.

В данном способе возмещения есть и хорошая сторона: ремонтные работы выполняются на основании направления страховой, а значит, отпадает необходимость поиска СТОА и ожидания своей очереди. В случаях с выплатами бывают задержки, а работа в мастерской занимает примерно неделю. Чтобы избежать проблем, перед началом работ следует изучить нюансы ремонта по ОСАГО.

Оцените статью
Блог об ОСАГО
Adblock
detector