Калькулятор износа ОСАГО: как рассчитывается процент

Что такое амортизация

Износ по ОСАГО — это снижение качества деталей машины, полученное в процессе ее эксплуатации. Этот параметр используется страховщиками и для уменьшения выплат по страховым полисам и является законным.

Все дело в том, что при ДТП большинство автозапчастей не новые, а значит, их рыночная стоимость до аварии меньше, чем у нового ТС. В итоге при подсчете выплаты страховщики выплачивают не 100 % от среднерыночной стоимости изделия, а несколько меньше.

Законодательное регулирование для страховых компаний

Законность и правомерность износа регулируется двумя законодательными документами:

  1. Статья 12 Федерального закона № 40 с изменениями 2017 года, который вводит понятие обязательного «автогражданки».
  2. Глава 9 Постановления Правительства № 263, которое регулирует обязательное страхование машины. Размер начисляемого износа регламентируется другим документом: Приложением ЦБ РФ № 432-П. Этот документ был принят в 2014 году. Описанный способ расчета износа по обязательному страхованию является обязательным для использования страховщиками, их сотрудниками и независимыми оценщиками.

Как рассчитывается износ по ОСАГО в 2021 году

Формула вычисления, ее методика и применяемые показатели регламентируются Положением Центрального банка № 432-П от 19 сентября 2014 года. Независимые эксперты при определении степени износа конкретного авто учитывают в калькуляции две позиции:

  1. Срок службы автодетали, выраженный в количестве лет эксплуатации.
  2. Пробег машины на момент наступления страхового случая.

Кроме того, в формуле используется специальный показатель, учитывающий влияние на качество элемента срока службы и пробега авто. Его значения указаны в Приложении № 5 к Положению Центрального банка № 432-П.

Также в формуле могут применяться параметры дополнительного изнашивания, если присутствуют следующие факторы:

  • повышенная коррозия, не присущая изделию;
  • повреждения облицовки и кузова, занимающие более десяти процентов площади автоизделия и не относящиеся к страховому случаю;
  • следы работ, проведенных с нарушением технологии при ремонте;
  • дефекты ЛКП, занимающие более десяти процентов площади автодетали;
  • вставки и врезки при восстановлении изделия при ремонте;
  • трещины, сколы или потертости стекол, зеркал и световых приборов, занимающие более десяти процентов их площади;
  • повреждения неокрашенной пластиковой части, если они не относятся к страховому случаю.

В Положения Центрального банка № 432-П есть и положительные для автовладельцев моменты. В частности, Приложение № 7 содержит обширный перечень элементов, замена или ремонт которых оплачивается без учёта износа. К таковым относятся подушки и ремни безопасности, различные элементы системы торможения и рулевой системы.

Расчет износа автомобиля

Расчет страховой выплаты с учетом изнашивания или без него требует использования сложной формулы с несколькими показателями и величинами. По этой причине многие автомобилисты в 2021 году выбирают более удобный и комфортный вариант подсчета в онлайн-калькуляторе. Достаточно ввести основные показатели ТС, чтобы получить точную цифру, которую следует учитывать в калькуляции страховщика:

  1. Год выпуска машины.
  2. Дату страхового случая.
  3. Вид транспорта.
  4. Пройденный машиной километраж.
  5. Показатель высоты протектора шины к моменту аварии.

Данные будут автоматически рассчитывать цифры с определением общего износа, степени изношенности аккумулятора и шин.

Калькулятор, представленный на специализированных интернет-ресурсах, работает по утвержденной ЦБ формуле, которая является обязательной к применению для всех страховых случаев. Результат определяется в виде процента, применяемого для уменьшения страховой выплаты.

Для получения данных о возрасте автомобиля, когда точная дата выпуска ТС неизвестна, указывают год выпуска из ПТС, а день определяют как 1 января указанного года. Калькулятор естественного износа содержит все вычисления.

В расчетах используется несколько величин, в том числе основание натурального логарифма (e ≈ 2,72), величины и показатели автомобиля:

  • ΔT определяет степень влияния эксплуатации вышедшего из строя узла;
  • Тки устанавливает параметр использования;
  • ΔL соответствует показателю износа по данным о пробеге после установки поврежденной автодетали;
  • Лки — километраж транспорта до наступления страхового случая.

Показатели можно взять из Приложения № 5, приведенного в Единой методике исчисления, с учетом категории транспорта и марки.

Как и кем считается

Законным расчетом снижения качества по автодоговору ОСАГО, имеющим юридическую силу, могут быть только данные, полученные от аттестованного экспертного агентства, с которым у СК обязательно должен быть заключен договор.

В подавляющем большинстве случаев страховщик не пользуется услугами таких агентств и рассчитывает выработку самостоятельно. Это не является незаконным, если СК не выдает официального заключения по данному вопросу, а только применяет самостоятельный подсчет для формирования суммы возмещения.

Формула и коэффициенты

Снижение качества комплектующих авто можно рассчитать самостоятельно или с помощью онлайн-калькуляторов для вычисления выплат с учетом этого процента. Каждый из этих способов будет рассмотрен ниже.

Итак, чтобы рассчитать выработку по «автогражданке» на онлайн-калькуляторе, потребуется ввести следующие данные:

  • дату выпуска ТС;
  • дату, когда произошло ДТП;
  • вид ТС;
  • пробег авто на момент ДТП;
  • высоту протектора шин на момент аварии.

Введя все перечисленные выше данные, можно получить общий выход из строя изделий ТС, его аккумулятора и шин. Для самостоятельного вычисления износа ТС нужно воспользоваться формулой, которая определена единой системой просчета, установленной ЦБ РФ.

  • ΔT — это параметр, определяемый сроком эксплуатации ТС.
  • Тки — годы, в течение которых машина использовалась.
  • ΔL — параметр, определяемый пробегом транспорта.
  • Лки — километры, которые проехало транспортное средство.

Полученное значение необходимо вычесть из 1 и умножить на 100. Оно покажет изнашивание в процентах.

Особого внимания заслуживают параметры ΔТ и ΔL. Их значения следует определять по приведенной ниже таблице.

Вид ТС

Значение ΔТ

Значение ΔL

ВАЗ, УАЗ, ГАЗ, ТагАЗ, ЗАЗ

0,057

0,003

Brilliance, BYD, Chery, Derways, FAW, Geely, Great Wall, Hafei, Haima, Lifan, Luxgen, Xin Kai

0,057

0,0029

Aston Martin, Bentley, Bugatti, Ferrari, Jaguar, Maserati, Porsche, Audi, BMW, Mercedes-Benz, Mini, Rover Alfa Romeo, Citroen, Fiat, Ford, Opel, Peugeot, Renault, Saab, SEAT, Skoda, Volkswagen, Volvo

0,042

0,0023

Acura, Buick, Cadillac, Chevrolet, Chrysler, Dodge, Hummer, Infiniti, Jeep, Lexus, Lincoln, Mercury, Pontiac

0,045

0,0024

Daewoo, Hyundai, Kia, Ssang Yong

0,052

0,0026

Toyota, Mitsubishi, Daihatsu, Honda, Isuzu, Mazda, Nissan, Subaru, Suzuki

0,049

0,0025

Грузовые машины

0,077

0,0023

Автобусы

0,113

0,0008

Троллейбусы и трамваи

0,098

0,0008

Прицепы для грузовых машин

0,09

Прицепы для легковых машин

0,06

Мотоциклы

0,07

Сельскохозяйственная, пожарная, строительная и другая спецтехника

0,15

Пример

Чтобы увидеть, как изнашивание влияет на расчетные значения, достаточно рассмотреть вариант использования формулы на примере. Для подсчета износа трехлетнего авто Lada Granta, прошедшего с момента выпуска 42 тысячи км, используются следующие показатели из методики:

  • ΔT=0,057;
  • Тки=3;
  • ΔL=0,003;
  • L=42.

Применим формулу:

  • ΔТ*Тки*ΔL*L=0,057*3*0,003*42=0,021546.
  • Затем нужно применить основание натурального логарифма в расчетной степени 0,9786844569:1–0,9786844569=0,0213155431.
  • Находим процент старения: 100*0,0213155431=21,3155431.

В результате проведенных подсчетов выясняем, что к моменту аварии транспорт имел изнашивание в 21,32 %.

Самостоятельно рассчитать величину изнашивания в назначении выплаты сложно. Как правило, математические операции специалисты выполняют автоматически с помощью специальных программ.

Чтобы понять влияние снижения качества на итоговую выплату после получения сметы согласно оценке независимого эксперта поврежденного ТС, необходимо рассмотреть пример:

  1. Требуется рассчитать компенсацию по поврежденному в ДТП бамперу стоимостью в 8,5 тысяч рублей.
  2. Стоимость услуг по ремонту – 4 тысячи рублей.
  3. Степень старения изделия составила 25 %.
  4. Путем вычета 25 %-го старения от рыночной стоимости бампера остается сумма 6375 рублей.
  5. Поскольку на расходы, связанные с услугами ремонта, изнашивание не влияет, общие затраты составят 10 375 тысяч рублей.

Как следует из примера, на общие выплаты повлияет естественное старение бампера, определенный в 25 %. Если повреждение небольшое, а изношенность незначительная, снижение в оплате не сильно сказывается на общих расходах, однако в случае серьезной аварии с участием машины со значительным пробегом потеря денежных средств может быть весьма ощутима. Это вызывает сомнения в целесообразности восстановления и ремонта, так как обычно в этом случае приходится доплачивать сумму из личных средств.

Максимальный размер

Согласно пункту 19 статьи 12 Федерального закона № 40, максимальное старение авто по автодоговору ОСАГО не может превышать 50 %. Это означает, что если среднерыночная цена на бампер составляет 22 тысячи рублей, то компания не может назначить возмещение менее 11 тысяч рублей.

На какие комплектующие автомобиля начисляется, а на какие нет

Изнашивание по обязательному страхованию начисляется на все автозапчасти транспортного средства, за исключением установленного законодательством списка. Этот перечень включает:

  1. Воздушные подушки безопасности водителя и пассажиров.
  2. Ремень безопасности и все его компоненты.
  3. Компоненты и узлы пневматической, электронно-пневматической и гидравлической тормозных систем.
  4. Компоненты и узлы управления рулевым колесом.
  5. Компоненты и узлы системы сцепления автомобиля.

Выплата с учетом затрат на ремонт или покупку запчастей

Размер выплаты по полису зависит от стоимости ремонта, покупки материалов и автозапчастей. Стоимость необходимых комплектующих рассчитывается по формуле:

РЗ=(k1*СД1*(1-И1/100)+…+(kn*СДn*(1-Иn/100), где

  • k — количество элементов одного типа, подлежащих замене или ремонту;
  • СД — стоимость одной автодетали;
  • И — изнашивание элемента.

Количество комплектующих изделий, подлежащих замене или ремонту, определяется независимыми экспертами, а стоимость регулируется соответствующими справочниками.

При определении стоимости необходимо учитывать регион регистрации ТС.

Из формулы следует, что возмещение уменьшается за счет снижения качества.

Например, в результате аварии был поврежден бампер. Стоимость нового бампера — 6500 рублей, установка нового бампера обойдется в 2000 рублей. Износ ТС составляет 25 %.

С учетом этого стоимость нового бампера составляет: 6500–6500/100*25=4875 рублей.

Размер выплаты: 4875+2000=6875 рублей.

Полученная компенсация меньше на 1 625 рублей.

На первый взгляд сумма небольшая, но если в ДТП было повреждено больше элементов, а старение автомобиля больше, невыплаченная сумма может серьезно повлиять на финансовое состояние автовладельца.

Что делать, если компания занижает выплаты

Случаи, когда страховщики завышают ухудшение автоизделия, не редкость. Это связано с тем, что целью любого игрока на страховом рынке является получение прибыли. К сожалению, практика показывает, что при переговорах со страхователем страховщик не воспринимает доводов по неверному вычислению износа. Единственный выход, который остается для страхователя — это обратиться в суд.

Но здесь есть серьезная загвоздка: к судебному иску необходимо будет приложить заключение аттестованной компании, которой разрешено проводить такие экспертизы, а это дополнительные расходы, которые в случае победы лягут на плечи СК, а в случае неудовлетворения иска останутся дополнительными расходами страхователя.

Именно на основе заключения этих экспертов будет вынесен вердикт по иску на пересмотр снижения качества по автострахованию. В общем, износ по автострахованию— это переменная, имеющая точную формулу подсчета, что не мешает страховщикам пытаться ввести в заблуждение страхователей, завышая ухудшение или применяя его к изделиям, к которым оно не может быть применено по закону.

Поэтому каждый владелец транспортного средства должен разобраться с формулой износа, чтобы он мог проверить правильность вычисления этой переменной и при необходимости обратиться в суд для восстановления справедливости.

Что нужно помнить об износе по ОСАГО

В соответствии с п. 19 статьи 12 Федерального закона «Об ОСАГО» максимальный размер износа элемента в 2020 году не может превышать 50 % от ее рыночной стоимости. То есть определенные границы изнашивания все-таки есть. Например, СК не имеет права выплачивать за бампер менее пяти тысяч рублей, если аналогичная новая деталь стоит десять тысяч. При этом среднерыночную стоимость той или иной детали можно проверить на сайте PCA.

Важно помнить и о сохранности квитанций на все заменяемые комплектующие, например, когда владелец заменил или отдал в ремонт какую-либо деталь за несколько дней или недель до аварии. Допустим, он не сохранил товарный или кассовый чек и акт выполненных работ с СТОА, проводившей замену или ремонт комплектующих. В последующем эта деталь была повреждена в результате дорожно-транспортного происшествия. Независимый эксперт и компания сочтут эту деталь подержанной, а это значит, что при вычислении возмещения к ней будут применяться нормы износа.

Чтобы избежать такой ситуации, необходимо не только сохранять все документы после каждого ремонта ТС, но и своевременно сообщать эксперту о том, что поврежденное изделие было заменено недавно. Желательно проинформировать об этом компанию, причем в письменной форме.

Оцените статью
Блог об ОСАГО
Adblock
detector