Как считается водительский стаж для страховки ОСАГО

Содержание
  1. ОСАГО и стаж
  2. Как узнать свой водительский стаж
  3. Зачем знать, когда были выданы первые права
  4. Как узнать точную дату
  5. Можно ли узнать по личным данным автомобилиста
  6. Показатель стажа
  7. Отличия показателей для разных автолюбителей
  8. Стаж для параметров по стажу
  9. Таблица возраст-стаж ОСАГО
  10. Особенности
  11. Ограниченный список в полисе ОСАГО
  12. Как влияет водительский опыт на автостраховку
  13. Срок и цена страхового документа
  14. Влияние общего срока на обязательное страхование
  15. Понижение класса аварийности
  16. Прерывается ли срок при лишении прав
  17. Как влияет открытие новой категории
  18. Как на опыт влияет потеря водительского удостоверения
  19. Перерывы и их влияние на бонус-малус
  20. Цена страховки при перерыве в вождении
  21. Сколько может стоить ОСАГО для молодого водителя без опыта
  22. Проблемы учёта безаварийного срока
  23. Как влияет езда без аварий на величину автостраховки
  24. Как узнать свой водительский срок без аварий в страховой
  25. Как работают поощрения за безаварийное вождение
  26. Как влияет на срок и безаварийное вождение страховка без ограничений
  27. Какова связь между ценой ОСАГО и стажем водителя
  28. Стаж для КВС — коэффициент для начинающих водителей
  29. Как рассчитать стаж для КВС
  30. Новые коэффициенты возраста и стажа (КВС)
  31. Отмена КВС для иностранных транспортных средств
  32. Увеличение КВС для юридических лиц
  33. Расчет КВС для водителей, не имеющих российских прав
  34. Выгодна ли система КВС для водителя
  35. Стаж для показателя банус-малус— параметр, дисциплинирующий аккуратность вождения
  36. Как рассчитать стаж для бонус-малуса
  37. Как определить срок для КМБ
  38. При открытии новой категории
  39. Прерывание срока для КМБ
  40. Стаж для параметра бонус-малус при полисе без ограничения по водителям
  41. Как восстановить значение бонус-малуса
  42. Как и где можно исправить значение бонус-малуса
  43. Выбор значение бонус-малуса при наличии нескольких водителей
  44. В каких страховках бонус-малус не применяется
  45. Выгодна ли система КБМ для водителя
  46. Отмена коэффициента для управления автомобилем с прицепом КПр
  47. Отмена коэффициента нарушений КН
  48. Идет ли водительский стаж без страховки
  49. Новые формулы для расчета стоимости страховки
  50. Что поменяется для водителей
  51. Что было на первом этапе реформы
  52. Как это скажется на ценах
  53. Как можно избежать переплаты
  54. Как можно сэкономить при покупке страхового полиса
  55. Подведение итогов

ОСАГО и стаж

Сегодня практически все автовладельцы знают, что при включении в страховку нового человека ставка может изменить ее цену, увеличив показатель в два-три раза. Это связано с тем, что у нового владельца небольшой срок вождения и нет скидок за опыт. Когда начинается водительский стаж? Он появляется с момента получения прав и измеряется в годах. Чтобы в будущем не переплачивать, нужно понимать алгоритм расчета срока вождения.

Опытный водитель

Что такое водительский срок? Он накапливается с момента получения прав. Например, если они были получены в 2010 году, а сейчас 2021 год, опыт составит 11 лет.

Как узнать свой водительский стаж

Когда невозможно получить информацию об опыте вождения в удостоверяющем документе, следует обратиться к онлайн-сервисам или в PCA.

Зачем знать, когда были выданы первые права

Необходимость в изучении информации, касающейся дня выдачи водительского удостоверения, возникла недавно, когда была запущена система дистанционного приобретения полиса ОСАГО. Если автовладелец желает самостоятельно купить страховку через интернет, ему необходимо заполнить форму на сайте страховой компании. Электронный бланк включает в себя основные сведения о автовладельце и его машине.

Несмотря на то что в полисе ОСАГО указывается только год начала срока вождения, система запрашивает конкретную дату выдачи водительского удостоверения. Дело в том, что если страховку покупает новичок, то для него каждый день будет играть роль в окончательной сумме документа. Параметр «возраст и стаж» — один из показателей, повышающих цену ОСАГО.

Обратите внимание! Автомобилист, который уже менял права после истечения срока их действия, автоматически попадает в категорию тех, у кого ставка равна 1. Однако, если такой опытный автовладелец упустит день, указав только год начала вождения, программа выдаст ошибку и попросит ввести параметры заново.

Знать конкретный день выдачи первого удостоверения важно новичкам, так как неопытным автовладельцам автоматически завышается стоимость страховки. На цену ОСАГО может сильно повлиять разница в один месяц: к примеру, человек управляет автомобилем 2 года 11 месяцев или 3 года.

Как узнать точную дату

В настоящее время доступны разные способы получения информации о дате получения первых прав. Во-первых, если удостоверение выдано впервые, то дату можно посмотреть на самом документе. Способ не применим, если права менялись хотя бы один раз.

Во-вторых, после экзамена в ГИБДД, помимо водительского удостоверения, человеку выдается еще и карточка автовладельца. В ней содержится информация об автошколе и дате выдачи прав. Редко, кто сохраняет эту карточку, а со временем данные могут стереться.

Перечисленные варианты не применимы для автоюбителей с опытом. Далее рассмотрим, какими способами могут воспользоваться они:

  1. Официальный сайт автоинспекции.
  2. База данных PCA.

Чтобы воспользоваться данными способами, понадобится выход в интернет с мобильного телефона, планшета или компьютера. Также нужно знать серию и номер действующих водительских прав.

Осуществлять проверку через портал ГИБДД можно следующим образом:

  • зайти на официальный сайт ведомства и выбрать раздел «Сервисы»;

Контроль прав через ГИБДД

  • перейти в раздел «Проверка автовладельца» и ввести данные из водительского удостоверения.

ввод данных для ж / д управления

Система выдаст дату получения водительского удостоверения впервые, а также место,его получения. В качестве дополнительной информации будут отражены существующие решения суда, касающиеся изъятия документа.

В большинстве случаев портал ГИБДД используется для выявления запрета по использованию прав. При этом система не показывает никаких личных данных автолюбителя, кроме дня и года рождения.

Для проведения проверки через базу данных PCA необходимо сформировать и отправить запрос специалистам. Система не выдает ответ в режиме реального времени. Однако, на официальном портале указано, что если автомобилист более чем с 10-летним опытом не может вспомнить точный день выдачи первого водительского документа, рекомендуется указать 31 декабря и год. Система примет такой ответ. Если же человек управляет машиной много времени, то за параметр, связанный с опытом, можно не беспокоиться.

Быстро узнать дату выдачи первого водительского удостоверения через базу РСА в онлайн-формате нельзя, но можно получить данные по параметру «бонус-малус».

В последние годы увеличилось число обращений автоуправляющих с целью получения справки с указанием даты выдачи первых прав. Интерес связан с необходимостью указывать данные при покупке электронного полиса ОСАГО. Самый простой способ получения информации — обращение на официальный портал ГИБДД.

Чтобы проверить дату, нужно ввести в форму серию и номер текущего удостоверения. На сайте PCA размещена справка о том, что если запрос делает автовладелец, который уже менял удостоверение по причине закончившегося срока его действия, то достаточно, чтобы указать 31 декабря и год, указанный в правах. После десяти лет опыта показатель не повлияет на сумму ОСАГО.

Можно ли узнать по личным данным автомобилиста

Данные о первых водительских правах гражданина и его сроке вождения по имени и фамилии узнать не удастся. Эти сведения считаются персональной информацией гражданина, защищены законом и не подлежат разглашению (защита конфиденциальной информации).

Поэтому на сегодняшний день получить данные о дате выдачи первого водительского удостоверения по номеру действующего ВУ— довольно простая процедура. Автовладельцам предлагается на выбор несколько сервисов и вариантов запроса, которые сэкономят время и позволят быстро получить ответы на заданные вопросы.

Показатель стажа

При расчете цены страховки ОСАГО специальная программа применяет много разных показателей. Среди них есть параметр, связанный со стажем. С какого момента начинается водительский стаж? Опыт у автомобилиста начинает свое исчисление с момента получения документа на право управления транспортным средством. При этом на его срок не будут влиять такие обстоятельства:

  • наличие в собственности у автовладельца транспортного средства;
  • практический опыт управления автомобилем.

Отличия показателей для разных автолюбителей

Автомобилисту, только что получившему водительские права, сложно получить приемлемый параметр, влияющий на итоговую стоимость страховки. Тариф ОСАГО всегда учитывает участие в дорожно-транспортных происшествиях, а также обращения потерпевших в страховую компанию виновника для получения компенсации за причиненный ущерб. У новичков нет практического опыта вождения, поэтому по статистике именно с ними происходит большое количество ДТП.

При сравнении автоуправляющего с опытом более десяти лет и человека без опыта, попавшего в аварию в первый же год, цена договора страхования для профессионального автомобилиста  будет во много раз меньше, чем для новичка.

Это связано с тем, что для второго применяется ставка 1,8, а вина в ДТП увеличит тариф до 2,45. При умножении остальных показателей и базовой ставки цена страхового полиса ОСАГО вырастет примерно в четыре раза. Поэтому перед покупкой страховки нужно просчитать наиболее выгодный вариант. Возможно, новичку лучше приобрести полис ОСАГО с неограниченным списком, если действительно в этом возникнет необходимость, поскольку цена неограниченного полиса ОСАГО будет примерно равна цене ограниченного договора с включенным новичком.

Начало вождения

Автовладелец с опытом более десяти лет, не участвовавший в ДТП, каждый год получает 5 % скидку и повышение класса на единицу. Максимальная скидка составляет 50 %, класс аварийности при этом будет равен 13.

ДТП очень часто случаются по вине автолюбителей. Большинство из них попадают в аварии в первые годы вождения автомобилем. Затем число ДТП уменьшается, соответственно, и цeна страховки снижается.

Стаж для параметров по стажу

Начало водительского срока указано в водительских правах человека (на обороте). При замене ВУ также указывается информация о предыдущих правах.

Как рассчитать ОСАГО при замене прав? Показатель, отвечающий за срок, сохраняется в базе данных для каждого автомобилиста отдельно. При этом, если произойдет замена документов и он не уведомит страховую компанию, не внесет изменения в полис ОСАГО сразу после получения новых прав, скидки будут потеряны. Это связано с тем, что программа устанавливает скидки для каждого человека отдельно. Если происходят изменения, информация об автолюбителе из базы не поступает в программу. Получается, что застраховать машину хочет другой человек. Поэтому для того, чтобы скидки сохранились, необходимо сразу приходить в свою страховую компанию для обновления информации.

Страхование автомобиля

Тем не менее если скидки потерялись, их можно вернуть. Но ему все равно придется приобрести полис ОСАГО по более высокой цене, так как управление транспортным средством без полиса ОСАГО запрещено законом. Необходимо обратиться в систему PCA на официальном сайте с заявлением о восстановлении скидок. Система PCA пришлет ответ на email заявителя. При положительном ответе это письмо необходимо распечатать и отнести в свою страховую компанию. Сотрудники смогут вернуть излишне уплаченные деньги, класс аварийности останется прежним.

Таблица возраст-стаж ОСАГО

С 9 января 2019 года изменились категории ОСАГО по опыту: вместо 4 параметров введено 58.

Как было

Ставка

Возраст водителя, лет

Опыт, лет

1,8

До 22

До 3

1,7

С 22

До 3

1,6

До 22

От 3

1,0

С 22

От 3

Как стало

Возраст, Лет/Опыт, Лет

0

1

2

3–4

5–6

7–9

10–14

От 14

16–21

1,87

1,87

1,87

1,66

1,66

22–24

1,77

1,77

1,77

1,04

1,04

1,04

25–29

1,77

1,77

1,63

1,04

1,04

1,04

1,01

30–34

1,63

1,63

1,63

1,04

1,04

1,01

0,96

0,96

35–39

1,63

1,63

1,63

0,99

0,96

0,96

0,96

0,96

40–49

1,63

1,63

1,63

0,96

0,96

0,96

0,96

0,96

50–59

1,63

1,63

1,63

0,96

0,96

0,96

0,96

0,96

Более 59

1,6

1,6

1,6

0,93

0,93

0,93

0,93

0,93

После нововведения стало еще сложнее рассчитать сумму страховки с учетом ставок. Чтобы не терять время, рекомендуется воспользоваться калькулятором ОСАГО.

Кого коснулись изменения

Как видно из новой таблицы ставок ОСАГО по опыту, изменения коснулись в основном автовладельцев младше 30 с опытом менее 10 лет. Для них параметр увеличится. Воспользоваться понижающим параметром смогут автомобилисты в возрасте от 30 до 34, получившие водительские права 10–14 лет назад, а также автовладельцы старше 35 со стажем от 3 лет. Раньше понижающие ставки за возраст-стаж предусмотрены не были, минимальный был равен 1.

Особенности

Перечисленные выше пункты не проверяются и не влияют на итоговый водительский срок. Однако, эта информация влияет на расчет ОСАГО. Если человек не водил машину после получения водительских прав, соответственно, он не был вписан в страховку ОСАГО. Значит, в базе PCA информации об опыте нет, стало быть, и скидок нет.

Например, человек получил водительские права в 20 лет, впервые сел за руль и вписался в страховку в 25 лет. По правилам его срок составляет 5 лет. Фактически же опыта вождения не было. В базу PCA информация о данном человеке поступила в первый раз. Таким образом, класс аварийности у него будет равен 3. В следующем году (при отсутствии аварий) появится первая скидка на ОСАГО в размере 5 %, а класс аварийности станет равен четырем.

Опытный водитель

Также стоит отметить, что если два автоуправляющих получали права одновременно, опыт по документам у них одинаковый. Но это не значит, что класс аварийности у них будет совпадать.

Например, один автомоибилст сразу сел за руль, оформил страховку и набрал скидки, а другой начал управлять транспортным средством только через пару лет. В результате скидки у второго появились гораздо позже. Таким образом, даже если по документам срок у двоих совпадает, это не значит, что влияние бонусов на ОСАГО будет одинаковым.

Ограниченный список в полисе ОСАГО

Автолюбителей иногда возмущает, что их класс аварийности намного ниже, чем должен быть. Если владелец транспортного средства застраховал автомобиль, используя страховку без ограничения вождения и производил передачу управления другому лицу, то лица, пользующиеся автомобилем, не получают скидок по ОСАГО. Скидки начисляются только автовладельцу, соответственно, класс повышается только у него. Это связано с тем, что в страховом полисе ОСАГО нет информации о них. Поэтому, чтобы получать скидки каждый год и заработать наивысший класс, нужно застраховать автомобиль, применяя ограниченный список управляющих.

Страхование RCV

Информацию о сроке можно получить из водительских прав. После замены документа сотрудники ГИБДД указывает информацию о предыдущем удостоверении в графе «Особые отметки».

Как влияет водительский опыт на автостраховку

ОСАГО— это обязательное страхование, размер которого определяется индивидуально для каждого конкретного автовладельца. На нее влияет не модель автомобиля, а опыт вождения и количество совершенных аварий.

В процессе обязательного страхования все компании учитывают два основных параметра, определяющих соответствующие показатели. Первый из них принимает в расчет возраст автомобилиста. Особенно этот показатель играет роль в начальный период получения водительских прав. В последующем он будет влиять на цену услуги несущественно.

Страховой полис

Цена ОСАГО зависит от двух параметров: один учитывает возраст и опыт вождения, второй — число ДТП, произошедших по вине автолюбителя за определенное время.

Второй параметр существенно влияет на цену полиса ОСАГО. Именно поэтому его необходимо учитывать всем автомобилистам, которые готовятся заключить соответствующий договор с компанией. Речь идет как о сроке водительского срока, так и о периоде безаварийного вождения транспортного средства. Чем выше эти два показателя, тем меньше придется платить за страховку. Второй фактор также известен как бонус-малус.

Срок и цена страхового документа

Цена страхового договора ОСАГО зависит не только от опыта, но и от возраста страхователя. На основании полученной информации программа формирует итоговый параметр, который будет применяться в дополнение к базовой ставке.

Возраст, лет

Опыт, лет

Итоговый тариф

Меньше 22

Менее 3

1,8

Меньше 22

Более 3

1,6

Больше 22

Менее 3

1,7

Из таблицы видно, что повышающий показатель будет использоваться для автомобилистов младше 22 возраста. При опыте работы более трех лет ставка немного снижается. Законодательством установлен предел в сроке до трех лет, так как этот период считается свидетельством о наличии навыков вождения ТС.

Если автовладелец хочет внести в список автовладельцев человека младше 22 и со сроком менее трех лет, лучше приобрести страховку без ограничения списка. Эта страховка не будет учитывать данные автолюбителей. Сесть за руль может любой человек, допущенный к управлению автотранспортным средством. Скидки по страховке будут начислены собственнику ТС.

Водитель с небольшим опытом

У водителей старше двадцати двух со сроком более трех лет (при условии отсутствия ДТП) при приобретении полиса ОСАГО повышающий параметр меняется на пониженный тариф, и увеличивается класс аварийности. Наличие трехлетнего водительского опыта поможет приобрести страховой договор по более низкой цене (дешевле примерно на 80 %).

Влияние общего срока на обязательное страхование

Общий срок обслуживания является важным показателем, который не стоит игнорировать, если в скором времени планируется оформление страховки. Связь между общим сроком и обязательным страхованием ОСАГО заключается в четырех основных значениях

  1. Максимальный показатель может достигать 1,8. Он применяется по отношению к водителям младше 23, а период вождения составляет не более 3 лет.
  2. Коэффициент 1,7 используется по отношению к водителям, получившим права относительно недавно. Также им в обязательном порядке должно быть больше 23.
  3. Коэффициент 1,6 применяется по отношению к водителям, которым уже исполнилось 22 года, а общий опыт их вождения превышает 3 года.
  4. Коэффициент 1,0 используется для тех водителей, которым уже исполнилось 23 года, а их общий срок вождения превышает 3 года.

Для тех водителей, у которых нет никакого опыта вождения, размер страховки увеличивается почти вдвое. Поэтому следует обращать внимание на данную связь точно так же, как и на продолжительность безаварийной эксплуатации автомобиля.

Водительский стаж по страховке

Как видно из таблицы, получив права в 19, человек гарантирует себе коэффициент 1 при достижении 23-летнего возраста

Понижение класса аварийности

Если опытный водитель с классом аварийности 13 попадет в ДТП по своей вине, его класс уменьшится до 7. В течение трех лет после аварии класс не изменится. И только по прошествии данного времени произойдет изменение: класс повысится на единицу, то есть станет равен 8. Как видно из этого примера, даже ДТП может изменить всю ситуацию в худшую сторону. Приобретенные за годы скидки быстро теряются.

Прерывается ли срок при лишении прав

Суд может лишить автомобилиста прав на срок от 1 месяца до 2 лет за грубые нарушения, например, за езду с поддельными номерами или вовсе без них, превышение скорости или вождение в нетрезвом виде. На время лишения срок не прерывается и не аннулируется.

Как влияет открытие новой категории

Один из важных моментов, который необходимо знать при оформлении страховки — какая существует взаимосвязь между периодом вождения и обретением новой категории. Это нужно понимать, чтобы точно определить сумму договора.

На данный момент в РФ при открытии новой категории опыт вождения остается прежним. В то же время он не суммируется с тем, что идет с новыми правами. Например, если человек имеет категорию «B» с 18, категорию «C» с 21 года, то в 25 у него будет два срока:

  1. Для категории «В» — 7 лет. Это связано с тем, что исчисление начинается с 18-летнего возраста автомобилиста.
  2. Для категории «С» — 4 года. Это связано с тем, что срок считается с 21 года.

Таким образом, открытие новой категории не влияет на опыт. Каждая из категорий требует нового исчисления времени управления ТС. Категорически запрещается переносить его с одной машины на другую. Это связано со значительной разницей между транспортными средствами и особенностями управления ими. Эксплуатация легкового автомобиля требует меньше навыков, чем вождение грузовика.

Как на опыт влияет потеря водительского удостоверения

Срок вождения — это период, определяемый по данным, записанным в водительских правах. Это значит, что потеря документов не играет абсолютно никакой роли. Выдача нового удостоверения на вождение ТС не подразумевает исчисления опыта с самого начала.

Потеря водительских прав

Срок вождения начинается с первой выдачи прав, поэтому потеря и последующая замена документов никак не влияют на сумму ОСАГО.

Коэффициент водительского опыта также не меняется из-за утери ВУ. В соответствии с этим отсутствие документов не влечет увеличения цены оформления страхового полиса ОСАГО автомобилистом.

Мнение эксперта. С 9 января 2019 года коэффициент возраста и стажа содержит уже 56 категорий вместо четырех. Опыт делится на 8 уровней, возраст на 7, размер коэффициента изменяется, теперь диапазон составляет от 0,96 до 1,87. К сожалению, с 2019 года введены новые тарифы ОСАГО, и теперь повышение цен коснется всех без исключения автомобилистов, а не только новичков. В среднем страховка подорожает на 20 %. ОСАГО станет дороже практически для всех транспортных средств, за исключением мотоциклов и мотороллеров — для владельцев этих транспортных средств полис ОСАГО станет дешевле. Также ОСАГО станет дешевле для юридических лиц, использующих легковые автомобили (например, таксопарки).

Стоимость страховки для такси будет варьироваться от 4000 до 7400 рублей. Однако, повышение цены затронет только верхний порог, нижний порог для всех транспортных средств аналогично будет снижен на 20 %.

План изменений предусматривает несколько этапов на период с 2018 по 2020 годы. Сначала изменились параметры бонус-малус и КВС. Следующим шагом будет создание структуры частного трафика для каждого транспортного средства. На третьем этапе будет создан реестр страховых агентов для обеспечения прозрачности системы. Большинство автолюбителей не очень одобрительно восприняли реформу. Страховка и без того неоправданно дорогая, а на деле добиться выплат без судебных разбирательств не представляется возможным.

Перерывы и их влияние на бонус-малус

Как рассчитать ОСАГО, если у водителя были перерывы? В жизни человека могут произойти перерывы в страховании полиса ОСАГО. Если пауза затянулась более чем на 12 месяцев, класс аннулируется и становится равен 3. Как известно, такой класс бывает у новичков. Таким образом, происходит полная потеря заработанных скидок.

Кроме того, безаварийный год не засчитается водителю, если он был включен в список не с самого начала действия договора. И при расторжении договора ОСАГО также не увеличится бонус-малус и не повысятся скидки.

Цена страховки при перерыве в вождении

Если водитель решает взять перерыв на один год или более в получении полиса ОСАГО, его класс автоматически аннулируется. Следовательно, предыдущая скидка полностью пропадает. Это означает, что класс возвращается к значению 3, а показатель бонус-малус— к 1. Поэтому при заключении нового договора со страховщиком нужно быть готовым к тому, что стоим цена страховки будет выше размер предыдущего полиса ОСАГО — того, что был подписан более 1 года назад. При этом разница в цене, в зависимости от компании, может быть значительной.

Также стоит обратить внимание на то, что один год без аварий в случае перерыва в вождении не зачтется. Это относится к случаям, когда соответствующие данные были введены как раз во время, когда полиса ОСАГО не было. За отсутствие ДТП автомобилист также не сможет получить дополнительный бонус в качестве снижения суммы страхового полиса ОСАГО.

Крайне важную роль для получения страховки ОСАГО играет срок вождения. Поэтому его необходимо правильно рассчитать. Надо помнить также о дополнительных факторах, так или иначе влияющих на величину услуги. В первую очередь это касается времени безаварийной эксплуатации автомобиля. Чем выше статус и продолжительнее период отсутствия ДТП, тем меньше придется заплатить за страховой полис ОСАГО.

Сколько может стоить ОСАГО для молодого водителя без опыта

Стандартная формула расчета тарифа для страхового полиса ОСАГО выглядит так:

Т=ТБ*КТ*КБМ*КВС*КО*КМ*КС*КН

Далее рассмотрим каждый из коэффициентов, разберем, какой из них за что отвечает и как можно сэкономить на полисе ОСАГО для молодого водителя.

Для наглядности расчета рассмотрим пример с 20-летним водителем без опыта вождения, проживающим в городе Новосибирске и желающим сесть за руль автомобиля Toyota Corolla 2009 года выпуска. В действующем законодательстве фраза «без опыта вождения» означает, что водитель получил официальные права менее трех лет назад, а не фактически не имеет опыта управления авто. Но если молодой водитель получил водительское удостоверение в 2016 году и только в 2019 году решил сесть за руль автомобиля, этот автовладелец будет считаться уже имеющим водительский опыт и к нему не будут применяться повышающие коэффициенты при оформлении полиса ОСАГО.

2009 Toyota Corolla для молодых водителей

ТБ — базовая ставка страховой компании, которая находится в определенном коридоре (коридор устанавливается ЦБ РФ). Мы примем его по тарифу известной страховой компании. Для Новосибирска он равен 4937 руб.

КT— территориальный коэффициент. Это единый коэффициент для всех страховых компаний, также установленный Центробанком. Он равен 1,7.

KBM — это коэффициент бонус-малус, или коэффициент безаварийности. Он обновляется для каждого водителя один раз в год. Вычисляется по специальной таблице: если водитель не попадал в ДТП по своей вине в течение года, коэффициент уменьшается, и в последующем водитель получает скидку 5 % в год. Для молодых водителей бонус начисляется по классу 3 и равен 1.

КВС — коэффициент по возрасту и опыту водителя. Это определяющий коэффициент при расчете тарифа полиса ОСАГО для молодого водителя. Для нашего примера KBC=1,87. Это наивысший показатель данного коэффициента. До скольки будет применяться повышающий коэффициент для расчета тарифа ОСАГО? Водитель считается молодым до 22 или до достижения трехлетнего срока вождения (с момента выдачи первого водительского удостоверения).

КО — коэффициент, определяющий круг лиц, допущенных к управлению ТС. Если круг людей неограничен, то КО составляет 1,87. В нашем примере мы ограничим круг лиц одним молодым водителем, для которого КО будет равен 1.

КМ — коэффициент мощности автомобиля. Toyota Corolla имеет мощность 107 лошадиных сил. По таблице коэффициентов КМ=1,2.

КС — коэффициент использования транспортного средства. Вычисляется по таблице. Берем стандартный срок заключения договора страхования — один год. При этом условии КС=1.

КН — факультативный коэффициент, определяемый при наличии действий (бездействий). Используется при мошеннических действиях владельца ТС, умышленном участии в ДТП, сообщении ложной информации в страховую компанию и т. д. Так как у нас добросовестный молодой водитель, КН=1.

Обобщим все данные и вычислим сумму страховой премии:

Т=4937 рублей*1,7*1*1,87*1*1,2*1*1=18 833 рубля 67 копеек — величина страхования ответственности молодого водителя на один год.

Проблемы учёта безаварийного срока

Информация о классности водителей и их праве на получение скидки при оформлении полиса ОСАГО находится в единой базе учета зарегистрированных заключенных договоров ОСАГО. Сведения вносят сотрудники страховщика в автоматизированном режиме. При оформлении нового договора они также проверяют информацию, предоставленную водителем (автовладельцем), определяют наличие страховых случаев, классность водителя и сумму 3скидки с бонусом.

На практике встречаются случаи, когда механические непреднамеренные ошибки повышали стоимость страховки, а слабая информированность водителей о порядке начисления бонусов, незнание расположения этой информации на бланке полиса ОСАГО привело к тому, что они не могли полностью реализовать свое право на получение скидки за безаварийное вождение.

Для исключения таких случаев целесообразно до посещения офиса страховщика уточнить информацию.

Как влияет езда без аварий на величину автостраховки

Отсутствие опыта водителя ДТП — одна из причин снижения для него цены оформления полиса ОСАГО. Вот почему важно использовать автомобиль таким образом, чтобы не допустить аварии. Следует помнить, что немалую роль также играет то, кто именно стал виновником происшествия. Эти аспекты необходимо понимать, чтобы защитить себя от чрезвычайно высоких цен на страховку при общении со страховщиком.

Как узнать свой водительский срок без аварий в страховой

Иногда страховые компании используют бонус-малус, который не соответствует действительному. В этой ситуации необходимо выяснить срок эксплуатации автомобиля без аварий непосредственно в самой организации.

Некоторые компании в полисе ОСАГО указывают информацию о классе водителя в отдельном разделе (для особых отметок). Кроме того, данные коэффициентов часто прописываются напротив всех лиц людей, включенных в документ.

Если KБM не указан в полисе ОСАГО, его можно узнать другим способом. Для этого нужен доступ в интернет. Все данные можно получить через специальную систему АИС ОСАГО. Доступ к ней полностью открыт для всех без исключения. Этой системой пользуются и агенты, так как здесь находится информация обо всех выданных полисах ОСАГО.

AIS RSA

Специалисты рекомендуют регулярно проверять свой класс с помощью системы АИС PCA, чтобы избежать недоразумений при определении суммы страховки.

Чтобы узнать свой параметр бонуса, нужно выполнить следующие действия:

  1. Зайти в соответствующий раздел сайта PCA, где собрана вся информация.
  2. Указать личные данные автомобилиста (ФИО, дата рождения и номер водительского удостоверения).
  3. Ввести дату, когда был определен бонус страховой компанией.
  4. Отправить созданный запрос, указав защитный код, который появится на изображении.

После того, как система проверит полученные данные, она предоставит информацию о классе водителя, который запросил отчет. Здесь же автомобилист сможет ознакомиться с некоторыми аспектами предыдущего полиса ОСАГО.

Как работают поощрения за безаварийное вождение

Страховщики предусмотрели поощрения, которые влияют на надежное и качественное вождение автомобиля водителем. Большинство организаций предлагают значительное снижение величины страховки, если автомобилист не попадал в ДТП за время своего вождения ТС. В данном случае роль играют только дорожно-транспортные происшествия, в которых водитель был признан судом виновным. Происшествия, случившиеся не по вине страхователя, не приведут к увеличению стоимости страховки.

Водителю присваивается соответствующий класс в зависимости от того, какой временной промежуток он не участвовал в ДТП. Чем больше период безаварийных ситуаций, тем значительнее этот показатель. Между ним и бонусом существует обратная связь, которую принимают во внимание все страховщики.

Таким образом, бонус-малус за период безаварийной езды влияет на снижение величины страховки при оформлении полиса ОСАГО.

Как только суд устанавливает, что водитель является виновником аварии, класс понижается. В результате следующая страховка обойдется ему дороже, чем действующая. Это касается всех без исключения компаний. Разница между ними только в коэффициенте повышения цены.

Таблица соотношения бонусов Malus

Из таблицы видим, что размер минимального коэффициента бонус-малус можно получить за 10-летний опыт безаварийной езды.

Если класс автомобилиста слишком низкий, то чтобы заключить более выгодный договор, юристы рекомендуют оформлять страховку без ограничений. В этой ситуации период безаварийной эксплуатации транспортного средства не будет зачисляться никому, кроме как самому собственнику транспортного средства.

Как влияет на срок и безаварийное вождение страховка без ограничений

В тех случаях, когда транспортным средством может пользоваться большое количество водителей, зачастую оформляется страховка без ограничений. В такой ситуации есть некоторые особенности, касающиеся стажа и безаварийной езды. Вот почему в них необходимо разобраться, прежде чем заключать сделку с компанией.

Стаж для коэффициента зачисляется только владельцу автомобиля. Безаварийный период владельца транспортного средства распространяется только на одну машину. То есть при покупке новой машины бонус-малус снова становится равным 1.

Если последующий договор ОСАГО будет заключаться с определенными условиями (ограничениями), но при этом его владелец также будет определен одним из водителей, его стаж, засчитанный в предыдущий период, также будет учтен. Таким образом, коэффициент владельца постепенно станет коэффициентом автомобилиста.

Коэффициент не переносится в случае перехода с ограниченного полиса ОСАГО на бессрочный. Это значит, что при оформлении нового договора со страховой компанией показатель опускается до 1. Такое несоответствие является скорее правилом, чем исключением. В соответствии с ним работают практически все страховщики. Это связано с тем, что на самом деле безаварийный стаж сложно интерпретировать к условиям одного и второго полиса ОСАГО одинаковым способом.

Какова связь между ценой ОСАГО и стажем водителя

В ОСАГО применяется две разновидности страхового стажа, которые могут прямо влиять на цену полиса ОСАГО.

Это коэффициенты:

  • бонус-малус;
  • возраст-стаж — КВС.

Стаж для КВС — коэффициент для начинающих водителей

Коэффициент возраст-стаж — это второй показатель, связанный со стажем вождения. Он является обязательным только условно, хотя применяется ко всем водителям, но только временно. КВС при достижении водителем определенного возраста и опыта, в конечном итоге приобретает нейтральный показатель, который сохраняется на всю жизнь.

Этот коэффициент имеет парные индикаторы, которые могут применяться к водителю как вместе, так и по отдельности. До начала текущего года существовало всего 4 значения этого коэффициента (приведены в таблице).

Общий стаж вождения

Водителю меньше 22 

Водителю больше 22 

Стаж до 3 лет

1,8

1,7

Стаж более 3 лет

1,6

1

Сейчас этому показателю свойственна более подробная градация в зависимости от соотношения значений стажа и возраста водителя. Для удобства приведем таблицу новых коэффициентов КВС.

Возраст

Стаж

0

1

2

3–4

5–6

7–9

10–14

Более 14

16–21

1,87

1,66

22–24

1,77

1,04

25–29

1,77

1,69

1,63

1,01

30–34

1,63

0,96

35–39

0,99

0,96

40–49

0,96

50–59

Более 59

1,6

Как рассчитать стаж для КВС

При оформлении страхового договора для расчета его величины используется КВС — коэффициент водительского стажа. Он имеет 4 уровня, каждый из которых соответствует своему повышающему коэффициенту:

  • I уровень — водители в возрасте до 23 и со стажем вождения до трех лет, повышающий коэффициент равен 1,8;
  • II уровень — возраст более 23 лет, но стаж вождения меньше 3 лет, коэффициент равен 1,7;
  • III уровень — возраст меньше 23 лет, стаж вождения больше 3 лет, коэффициент равен 1,6;
  • IV уровень — возраст больше 23 лет, стаж вождения больше 3 лет, коэффициент равен 1.

Как видим, для первого уровня KBC базовая цена полиса ОСАГО увеличится на 80 %, а для четвертого уровня останется неизменной. Этот коэффициент применяется в случае оформления страховки с ограниченным количеством вписываемых водителей.

Для неограниченных полисов ОСАГО этот показатель не используется. Вместо него в базовую цену заложены все возможные риски, связанные с неопытными водителями. Таким образом, базовая цена неограниченной страховки изначально на 80 % выше ограниченной.

Новые коэффициенты возраста и стажа (КВС)

В первую очередь рассмотрим изменения, которые коснулись коэффициентов, зависящих от возраста и стажа водителей.

Возраст, лет/Стаж, лет

0

1

2

3–4

5–6

7–9

10–14

Более 14

16–21

1,93

1,90

1,87

1,66

1,64

22–24

1,79

1,77

1,76

1,08

1,06

1,06

25–29

1,77

1,68

1,61

1,06

1,05

1,05

1,01

30–34

1,62

1,61

1,59

1,04

1,04

1,01

0,96

0,95

35–39

1,61

1,59

1,58

0,99

0,96

0,95

0,95

0,94

40–49

1,59

1,58

1,57

0,95

0,95

0,94

0,94

0,94

50–59

1,58

1,57

1,56

0,94

0,94

0,94

0,94

0,93

Старше 59

1,55

1,54

1,53

0,92

0,91

0,91

0,91

0,90

Больше всего цена страховки увеличилась для водителей в возрасте от 16 до 21 года, не имеющих стажа — на 6 %.

Подешевела страховка для водителей старше 50 лет со стажем 2 года — на 7 %.

Отмена КВС для иностранных транспортных средств

Изменения коснулись не только коэффициентов КВС, но и примечаний к этой таблице.

Примечание.

При обязательном страховании гражданской ответственности владельцев транспортных средств, зарегистрированных в зарубежных странах и временно эксплуатируемых на территории Российской Федерации, коэффициент КВС устанавливается в следующем размере:

  • 1,7 — в отношении транспортного средства, принадлежащего физическому лицу;
  • 1 — в отношении транспортного средства, принадлежащего юридическому лицу.

Ранее для транспортных средств, зарегистрированных за границей, применялись особые правила. Фактический стаж и возраст водителя не учитывались, а для расчета бралось значение 1,7 (для физических лиц) или 1 (для юридических лиц). С 5 сентября 2020 года возраст и стаж водителей иностранных ТС учитывается на общих основаниях.

Увеличение КВС для юридических лиц

Если собственник транспортного средства — юридическое лицо, коэффициент КВС увеличивается в 1,8 раза.

Данное примечание вводит одно из самых значительных изменений. С 5 сентября 2020 года КВС для всех транспортных средств, принадлежащих юридическим лицам, увеличится в 1,8 раза. То есть это автоматически приводит к тому, что размер страховки ТС юридических лиц увеличивается в 1,8 раза.

Например, 35-летний Андрей имеет стаж 12 лет.

При покупке страховки для личного автомобиля его КВС составит 0,95.

Если Андрей решит приобрести точно такую ​​же страховку для автомобиля, принадлежащего юридическому лицу, размер КВС составит 0,95*1,8=1,71.

Расчет КВС для водителей, не имеющих российских прав

Стаж водителей, не имеющих российского национального водительского удостоверения, принимается равным нулю.

Еще одно очень серьезное нововведение. Если водитель управляет транспортом на основании иностранных водительских прав, его стаж не учитывается при расчете размера страховки. То есть значение KBC берется из первого столбца приведенной выше таблицы.

Например, 61-летний Борис имеет стаж вождения 15 лет. При этом у Бориса есть только иностранное ВУ, выданное в Казахстане.

При покупке ОСАГО до 5 сентября 2020 года Борис мог рассчитывать на минимальный коэффициент КВС 0,93.

С 5 сентября 2020 года стаж Бориса не учитывается при расчете КВС, и коэффициент принимает значение 1,55.

Если водитель попал в похожую ситуацию и сумма страховки значительно выросла, имеет смысл обратиться в ГИБДД для замены иностранного ВУ на российское. В этом случае стаж будет полностью перенесен, после чего страховка станет заметно дешевле.

Выгодна ли система КВС для водителя

В отличие от безаварийного стажа по системе бонус-малус, у КВС нет больших скидок.

Таким образом, КВС не оказывает существенного влияния на цену полиса ОСАГО (максимальная скидка — 4 %). Но здесь есть вариант с покупкой неограниченного ОСАГО, для которого КВС не применяется. Стоимость «открытого» полиса ОСАГО и обычного со значением КВС 1,87 будет практически одинаковой, но для первого варианта добавлена ​​возможность управления автомобилем любым водителем без процедуры включения его в страховку.

Важно! Если опытный водитель вписывает в свой полис ОСАГО неопытного, для которого применяется КВС, то стоимость страховки для страхователя будет рассчитана с учетом соответствующих повышающих коэффициентов вписанного водителя.

Стаж для показателя банус-малус— параметр, дисциплинирующий аккуратность вождения

Как определить стаж вождения по ОСАГО

Коэффициент бонус-малус — это цифровой показатель поощрительно-взыскательной системы, которая способствует безаварийному вождению за счет денежной заинтересованности страхователя. При оформлении каждого нового полиса ОСАГО баллы бонуса пересчитываются и в зависимости от результата цена страховки уменьшается или увеличивается.

Если у водителя нет аварийности по его вине, ставшей причиной страховых выплат, то ему ежегодно присваивается более высокий класс. Всего таких классов 15 и каждый из них имеет собственное значение бонус-малуса:

  • 1 нейтральный–класс=3, бонус=1;
  • 12 плюсовых–класс=4 — 13, бонус=0,95–05;
  • 2 отрицательных–класс 1 — 0 и «М», малус=1,4–2,45.

Все вместе они составляют страховой стаж вождения. Он может быть полностью безаварийным, поэтому цена полиса падает быстрее, достигая максимума за 13 лет со значениями для малуса=0,5 и по классу=13. В этом случае скидка может достигать 50 % от базовой стоимости (с малусом=1, класс= 3). Выгода, конечно, немалая.

Но следует знать, что указанное повышение происходит намного медленнее, чем потеря наработанных баллов. Например, достаточно всего 2 страховых выплат по ОСАГО, чтобы потерять все годы роста по бонус-малус и вернуться к базовым значениям.

Для более наглядного представления системы бонус-малус была создана специальная таблица страховой аварийности, в 2019 году она немного изменилась.

Коэффициент бонус-малус на период 

Коэффициент бонус-малус

 

1 авария за период 

2 аварии за период 

3 аварии за период 

Более 3 аварий за период 

 

2,45

2,3

2,45

2,45

2,45

2,45

2,3

1,55

2,45

2,45

2,45

2,45

1,55

1,4

2,45

2,45

2,45

2,45

1,4

1

1,55

2,45

2,45

2,45

1

0,95

1,55

2,45

2,45

2,45

0,95

0,9

1,4

1,55

2,45

2,45

0,9

0,85

1

1,55

2,45

2,45

0,85

0,8

0,95

1,4

2,45

2,45

0,8

0,75

0,95

1,4

2,45

2,45

0,75

0,7

0,9

1,4

2,45

2,45

0,7

0,65

0,9

1,4

1,55

2,45

0,65

0,6

0,85

1

1,55

2,45

0,6

0,55

0,85

1

1,55

2,45

0,55

0,5

0,85

1

1,55

2,45

0,5

0,5

0,8

1

1,55

2,45

Как рассчитать стаж для бонус-малуса

Для поощрения автомобилистов за аккуратное вождение и соблюдение правил дорожного движения введен коэффициент «бонус-малус». Водительский стаж для страховки ОСАГО в данном случае подразумевает, сколько лет водитель провел за рулем, не став участником ни одной аварии по своей вине. Базовый класс, присваиваемый новичку, является третьим и соответствует базовой цене полиса ОСАГО. За каждый год безаварийной езды класс водителя в системе повышается на один уровень. Вместе с этим он получает возможность приобрести полис ОСАГО на 5 % меньше, чем годом ранее.

Мнение эксперта. Максимальный уровень параметра бонус-малус— 13-й. Его обладатель при оформлении ОСАГО заплатит за полис ОСАГО на 50 % меньше его номинальной стоимости. При совершении ДТП по вине страхователя его класс в системе понижается на 1-3 пункта. Самый низкий уровень в рейтинге обозначен буквой «М», и страховка такому неаккуратному водителю обойдется почти в 2,5 раза дороже базовой цены.

Как определить срок для КМБ

Исчисление срока безаварийной езды начинается с 1 июля 2003 г. (введение ОСАГО). Если человек застраховал ответственность автовладельца, управлял им без аварий, то в настоящее время ему присвоен высокий класс со значительной скидкой.

Разные показатели аварийности в различные периоды могут уровнять значение коэффициента. Таким образом, если человек за 10 прошедших лет стал виновником аварии один раз, а другой — за два года два раза, поправка будет одинаковой.

При открытии новой категории

Исходя из того, что гражданин, открывая новую категорию, начинает управлять транспортным средствами с разными техническими параметрами, габаритами и степенью угрозы для окружающих при вождении, срок безаварийной езды на транспорт начинает свой отсчет с максимальной ставки бонуса.

Например: в течение 10 лет гражданин имел право водить машину категории «В». В 2017 году он успешно прошел обучение и был допущен к вождению автомобилями категории «C». При обращении к страхователю в этом году срок по категории будет представлен одним годом.

Порядок предоставления скидок и их размеров с учетом этого коэффициента периодически изменяется. Но с уверенностью можно сказать, что безаварийная эксплуатация автомобиля в течение страхового года позволит повысить класс вождения и получить скидку не менее 0,05 %.

Прерывание срока для КМБ

куб.м

Если установлен факт, что лицо не управляло автомобилем по страховке более одного года, то безаварийный период эксплуатации прекращен (срок безаварийной эксплуатации прерывался), то скидка с использованием бонуса не предоставляется, а показатель класса вождения возвращается к первоначальному значению. Если гражданин включен в договор после его оформления, или полис ОСАГО прекратил свое действие до истечения срока, то год не будет включен в безаварийный период.

При расчете скидки учитывается время безаварийной эксплуатации автомобиля всех автомобилистов, включенных в полис. Если у кого-то из них есть аварийная история, следует подумать о заключении договора с неограниченным кругом водителей.

Стаж для параметра бонус-малус при полисе без ограничения по водителям

При оформлении первичного полиса, где количество лиц с застрахованной ответственностью не ограничено, срок действия КМБ определяется историей автовладельца. Особенностью является то, что учитывается период эксплуатации конкретного ТС. При смене автомобиля владельцем ставка становится первоначальной.

При заключении последующих договоров ОСАГО с ограничением количества водителей, где владелец вписан как лицо, чья ответственность застрахована наряду с другими, его класс не меняется, а скидка назначается с учетом прошлых лет страхования.

Как восстановить значение бонус-малуса

После аварии личный класс водителя в системе «бонус-малус» снижается на несколько пунктов, максимум до трех. Это приводит к значительным переплатам при очередном оформлении ОСАГО. Здесь есть только одним способом вернуть свой рейтинг в системе KБM — безаварийным вождением. Возвращение предыдущего уровня бонуса займет втрое больше времени, так как «упасть» в рейтинге можно за одно только ДТП сразу на три пункта. Подняться же сразу на три ступени не получится. Максимально возможное повышение класса — 1 пункт за год без аварий.

Как и где можно исправить значение бонус-малуса

Ответственность за ведение реестра возложена на РСА. Информация о каждом водителе обновляется ежегодно на основании сведений, предоставляемых страховщиком. Иногда бывает, что в информационную базу закрадывается ошибка, и класс водителя за безаварийный год не повышается, а то и снижается без видимых на то причин.

Причины возникающих ошибок разные — от технических сбоев программы до человеческого фактора. Чтобы этого избежать, рекомендуется регулярно проверять свой класс в единой базе на сайте PCA. При обнаружении несоответствий следует немедленно обратиться к страховщику с требованием исправить ошибку. Если по какой-либо причине он проигнорирует обращение, можно подать жалобу непосредственно в Союз автостраховщиков.

Выбор значение бонус-малуса при наличии нескольких водителей

Для договоров обязательного страхования, которые ограничивают количество лиц, допущенных к управлению транспортным средством, принадлежащим физическому лицу, страховой тариф рассчитывается с использованием максимального значения, определенного для каждого водителя, допущенного к управлению ТС.

В пункте 5 приложения 4 исчезло упоминание физических лиц, владеющих транспортными средствами. То есть обновленный пункт говорит о том, что при покупке ограниченной страховки правила стали одинаковыми для физических и юридических лиц. В качестве бонуса выбирается самый высокий коэффициент среди всех водителей, допущенных к управлению ТС.

В каких страховках бонус-малус не применяется

В некоторых случаях страховщик не может применить коэффициент бонус-малуса, даже если факт безаварийной эксплуатации транспорта подтвержден. Это относится к следующим полисам:

  • выданным на минимальный срок, оформленным для возможности перегона автомобиля к месту постановки на регистрационный учет или прохождения техосмотра;
  • выданным лицам, имеющим гражданство иностранного государства или владельцам транспортных средств, зарегистрированных за пределами страны.

При заключении соглашения полисы этой категории содержат значение КБМ, равное единице.

Выгодна ли система КБМ для водителя

Десять лет назад баллы в автогражданке были привязаны к автомобилю и обнулялись при его продаже. С 2008 года безаварийный стаж был привязали к водителю, но поскольку в то время не существовало единой информационной базы страховщиков (АИС РСА), баллы сохранялись только при условии страхования в одной и той же страховой компании.

С 2011 года, после введения единого страхового реестра данных, у аккуратных водителей появился значимый материальный стимул сохранения и увеличения безаварийного стажа. Ведь теперь наработанные баллы не сгорали ни при смене страховщика, ни при смене автомобиля (при условии, что использовалось классическое ОСАГО).

О скидках на страховку ОСАГО можно узнать из видео.

Если водитель часто становится виновником ДТП со страховыми выплатами, полис ему будет обходиться дорого. И как-то подсуетиться и обнулить в свою пользу отрицательные баллы сейчас невозможно.

Это дополнительно улучшило показатели аварийности на дорогах. Но надо понимать, что безаварийный страховой стаж — это коммерческая система и на аккуратность вождения во многих случаях влияет она условно. Ведь здесь главная цель страхователя не избегать аварии, а не допустить выплат по ней со стороны страховой компании.

К примеру, страхователь попал в аварию, виновником которой стал не он. Ущерб был не очень значительным, и чтобы не потерять свой высокий КБМ, потерпевший сам предлагает нарушителю решить вопрос на месте, не уведомляя страховые компании.

Отмена коэффициента для управления автомобилем с прицепом КПр

Коэффициент страховых тарифов в зависимости от наличия в договоре обязательного страхования условия, предусматривающего возможность управления транспортным средством с прицепом к нему (далее — коэффициент КПр).

Прицеп в зависимости от типа и назначения транспортного средства

Коэффициент КПр

Прицепы к легковым автомобилям, принадлежащим юридическим лицам, к мотоциклам и мотороллерам

1,16

Прицепы к грузовым автомобилям с максимально допустимой массой 16 тонн, полуприцепы, прицепы-роспуски

1,40

Прицепы к грузовым автомобилям с максимальной массой более 16 тонн, полуприцепы, прицепы-роспуски

1,25

Прицепы к тракторам, самоходной дорожно-строительной технике, за исключением ТС, не имеющих колесных движителей

1,24

Прицепы к другим типам (категориям) и назначению транспортных средств

1

Коэффициент КПр полностью исключен из Указания Банка России. С 5 сентября 2020 года использование прицепа никак не влияет на стоимость страховки. То есть при наличии любой страховки ОСАГО на ТС к этому автомобилю можно подсоединить прицеп. При этом никакого нарушения не будет.

Что касается финансовой стороны вопроса, то можно сказать, что страховка станет несколько дешевле для тех водителей, которые ранее приобрели специальный полис для эксплуатации ТС с прицепом (для личных легковых автомобилей с прицепом такой полис не требовался).

Отмена коэффициента нарушений КН

Коэффициент, применяемый при наличии действий (бездействии) владельцев транспортных средств, предусмотренных пунктом 3 статьи 9 Федерального закона «Об обязательном страховании гражданской ответственности владельцев транспортных средств» (далее — коэффициент КН).

Коэффициент КН равен 1,5.

Коэффициент нарушений КН использовался при расчете стоимости ОСАГО для водителей, допустивших серьезные нарушения правил страхования.

Например, если водитель скрылся с места аварии.

Коэффициент нарушений увеличивал стоимость страховки в 1,5 раза. Этот коэффициент не используется с 5 сентября 2020 года.

Идет ли водительский стаж без страховки

Да. Если человек не водит машину и, следовательно, не оформляет полис, стаж не прерывается.

Новые формулы для расчета стоимости страховки

Выше были рассмотрены базовые ставки и коэффициенты, которые изменились с 5 сентября 2020 года. Однако, помимо этого, нововведения коснулись и формул, используемых для расчета.

Категория транспортного средства

Старые формулы
(для физических и юридических лиц)

Новая формула

«В», «ВЕ» (включая такси), зарегистрированные в РФ

T = TB * CT * KBM водителя* КВС * KO * KM * КС * KН
Т = ТБ * КТ * КБМ юридического лица * КО * КМ * КС * КН * КПр

Т = ТБ * КТ * КБМ * КВС * КО * КМ * КС

«А», «М», «С», «СЕ», «D», «DЕ», «Тb», «Тm», тракторы, самоходные дорожно-строительная и иная техника, зарегистрированная в РФ

Т = ТБ * КТ * КБМ водителя * КВС * КО * КС * КН * КПр
Т = ТБ * КТ * КБМ юридического лица * КО * КС * КН * КПр

Т = ТБ * КТ * КБМ * КВС * КО * КС

«B», «ВЕ» (в т. ч. такси) для движения к месту регистрации или техносмотра

Т = ТБ * КБМ водителя * КВС * КО * КМ * КП
Т = ТБ * КБМ юридического лица * КО * КМ * КП * КПР

Т = ТБ * КБМ * КВС * КО * КМ * КП

«А», «М», «С», «СЕ», «D», «DE», «Тb», «Тm», тракторы, самоходные дорожно-строительная и иная техника для движения к месту регистрации или техосмотра

Т = ТБ * КБМ водителя * КВС * КО * КП * КПр
Т = ТБ * КБМ юридического лица * КО * КП * КПР

Т = ТБ * КБМ * КВС * КО * КП

«B», «BE» (включая такси), зарегистрированные за границей

T = TБ * КТ * КБМ водителя2 * КВС * KO * KM * KП * KН
Т = ТБ * КТ * КБМ юридического лица2 * КО * КМ * КП * КН * КПр

Т = ТБ * КТ * КБМ * КВС * КО * КМ * КП

«А», «М», «С», «СЕ», «D», «DE», «Тb», «Тm», тракторы, самоходные дорожно-строительная и иная техника, зарегистрированная за границей

T = TБ * КT * KБM водителя2 * KВС * KO * KП * KН * KПр
Т = ТБ * КТ * КБМ юридического лица2 * КО * КП * КН * КПр

Т = ТБ * КТ * КБМ * КВС * КО * КП

Из данной таблицы можно сделать следующие выводы:

  • формулы расчета стали едиными для транспортных средств юридических и физических лиц;
  • коэффициенты KН и KПр полностью исключены из формул — это неудивительно, ведь чуть выше было сказано, что эти коэффициенты больше не упоминаются в Указании Банка России;
  • коэффициент возраста и стажа КВС ранее не использовался при расчете стоимости страховки для юридических лиц, теперь он присутствует в формулах.

С 5 сентября 2020 года правила расчета стоимости страховки ОСАГО сильно изменились. Если в ближайшее время планируется покупка нового полиса ОСАГО, рекомендуется заранее рассчитать его ориентировочную стоимость с помощью обновленного калькулятора ОСАГО. Ведь на первых порах не исключены ошибки страховых компаний при расчете по новым правилам.

Что касается общей стоимости страховки для каждого водителя, невозможно сделать однозначный вывод, увеличится она или уменьшится. Дело в том, что изменения одновременно коснулись многих коэффициентов. Таким образом, страховка может стать у кого-то немного дешевле, а у кого-то дороже. В любом случае имеет смысл сделать расчет индивидуально для каждого водителя.

Что поменяется для водителей

Стоимость полиса ОСАГО по-прежнему будет зависеть от базовой ставки тарифа, которая определяется страховщиком в рамках установленного ЦБ диапазона, и от коэффициентов, рассчитанных для конкретного водителя. Например, страховщики продолжат учитывать возраст и стаж водителей, мощность ТС и аварийность. Но теперь в рамках базового тарифа страховые компании смогут самостоятельно определять дополнительные факторы, влияющие на цену. В поправках к закону в основном говорится о параметрах, определяющих, манеру вождения.

Страховщик будет вправе увеличить стоимость полиса, если клиент до заключения договора:

  • был лишен водительских прав (учитывается в течение одного года после возобновления права на вождение);
  • понес наказание за управление транспортным средством в состоянии алкогольного опьянения, а также за ДТП со смертельным исходом или серьезными травмами (отсчитывается один год после истечения срока наказания);
  • скрывался с места происшествия;
  • неоднократно в течение года нарушал правила дорожного движения: например, проезжал на запрещающий сигнал светофора, выезжал на встречную полосу или превышал допустимую скорость более 60 км/ч; нарушения должны быть оформлены инспектором ГИБДД, автоматической фиксации на фото- и видеокамерах недостаточно; если нарушения правил повлекли за собой страховые выплаты, то во избежание задвоения они все равно учитываются только в коэффициенте бонус-малус (КБМ), а не в рамках базового тарифа.

Закон также дает компаниям право применять свои собственные критерии, влияющие на стоимость полисов. В целях предотвращения злоупотреблений со стороны участников рынка Банк России как регулятор намерен ограничить перечень таких факторов. В частности, на стоимость страховки не должны влиять аспекты, связанные с национальной, языковой, расовой принадлежностью водителя, его политическими взглядами, должностным положением или вероисповедания. По закону страховщики теперь обязаны раскрывать на своих сайтах, какие факторы влияют на стоимость их полисов ОСАГО.

В предыдущей редакции закона на базовые ставки страховых тарифов влияли только технические характеристики, конструктивные особенности и назначение транспортных средств.

Из новой редакции закона также убраны ограничения для максимального размера общей стоимости ОСАГО — трехкратное (в общем случае) и пятикратное (для нарушителей, сообщивших заведомо ложные сведения или специально устроивших ДТП) по отношению к размеру базовой ставки тарифа с учетом коэффициента для региона, где транспортное средство используется преимущественно.

Что было на первом этапе реформы

ЦБ запустил реформу тарифов ОСАГО, которая страхует ответственность водителя, но оформляется на конкретный автомобиль, на фоне убыточности этого вида страхования для страховых компаний. В январе 2019 года Центробанк расширил тарифный коридор для базовой ставки страховки на 20 % вверх и вниз — в результате вместо фиксированной ставки страховщики получили возможность выбирать ее значение в рамках предложенного диапазона.

Тогда же вступили в силу поправки, которые предусматривали разделение водителей по стажу и возрасту на 58 категорий вместо прежних четырех — в зависимости от этого по-новому формировался коэффициент возраста и стажа (КВС), который влияет на стоимость полиса.

С апреля 2019 года в РФ изменился подход для расчета КБМ, от которого зависит скидка за безаварийное вождение или надбавка за ДТП. Центробанк, инициировавший реформу, утверждал, что новый подход позволит страховщикам более точно рассчитывать стоимость полисов для водителей и не перекладывать риски нарушителей на аккуратных клиентов.

По данным Российского союза автостраховщиков, за первое полугодие 2020 года средний размер премии по ОСАГО остался практически на уровне прошлого года (5363 рубля) и составил 5398 рубля. По сравнению с дореформенным уровнем ее размер уменьшился: в первом полугодии 2018 года она составляла 5673 рубля.

Как это скажется на ценах

В рамках второго этапа реформы, чтобы увеличить гибкость цен на полисы, Банк России объявил о новом расширении тарифного коридора. Для легковых автомобилей физических лиц диапазон цен будет сдвинут вверх и вниз еще на 10 % (в дополнение к действующим плюс-минус 20 %), для легковых автомобилей юридических лиц — на 20 % и для такси — 30 %. В результате минимальная и максимальная стоимость страховки для легкового авто будут различаться более чем в два раза. Если раньше диапазон был определен в 2746–4942 рубля, то в будущем он составит 2471–5436 рублей.

Как сообщил представитель Банка России, указание о расширении тарифного коридора ОСАГО пока не вступило в силу, оно еще проходит регистрацию в Минюсте. «Мы ожидаем, что в ближайшее время оно будет зарегистрировано. Указание вступит в силу через десять дней после официального опубликования», — добавил он.

По расчетам ЦБ, цена обязательного автострахования станет «более индивидуальной». «Мы не видим причин для роста средней стоимости полиса ОСАГО в ближайшее время», — подчеркнул представитель регулятора.

«С 24 августа тарифы немного изменятся, большинство клиентов смогут рассчитывать на дисконт. Скидка «хороших» водителей будет постепенно увеличиваться, но для водителей, которые часто попадают в аварии, надбавка будет расти существенно», — говорит руководитель дирекции розничного бизнеса страховой компании «Ингосстрах» Виталий Княгиничев.

«Около 15 % клиентов столкнутся с повышением цен на страховки», — оценивает Андрей Ковалев, директор департамента андеррайтинга и управления продуктами страховой компании «Согласие».

«При разработке новых тарифов андеррайтеры компании будут исходить из принципа, который используется в КАСКО — каждый клиент платит за свой риск. Однако, в отличие от КАСКО, в тарифах ОСАГО все же существует коридор возможных значений», — поясняет он. Ковалев не исключает ситуации, когда из-за недобросовестных водителей растет тариф для аккуратных водителей, но «масштаб сильно снизится». По его словам, хорошие клиенты смогут рассчитывать на снижение стоимости полисов до 30 %.

Как можно избежать переплаты

Часто излишняя оплата связана с оформлением дополнительных услуг и сервисами с настойчивой рекомендацией специалиста страховщика.

В случае подозрения, что услуга, предлагаемая сотрудником, не является обязательной, нужно попросить предоставить документ, в котором указано, что страхователь имеет право навязывать подобные услуги. Также можно сообщить специалисту, что разговор записывается на диктофон.

После этого сотрудник, скорее всего, перестанет оказывать давление. В противном случае собеседник рискует получить штраф суммой до 50 000 рублей, что указано в главе 15.34.1 Кодекса РФ.

К процедуре следует подготовиться: узнать статус водителя в РСА, произвести предварительный расчет с помощью онлайн-калькулятора страховых выплат.

Как можно сэкономить при покупке страхового полиса

На основании рассмотренных выше коэффициентов, влияющих на размер страховой премии по полису для молодого водителя, можно сформулировать следующие советы по экономии на страховке ОСАГО:

  1. ЦБ РФ предоставляет коридор в размере около 2000 рублей, в рамках которого страховая компания может установить базовую ставку, которая является основой размера страховой премии. Нужно выбрать страховую компанию с меньшим базовым тарифом. Чтобы не искать информацию о базовых тарифах каждой страховой компании в отдельности, можно воспользоваться калькулятором ОСАГО. После заполнения формы будут получены предложения по рынку и тогда можно будет выбрать наиболее выгодное.
  2. Территориальный коэффициент — еще одна хитрость для уменьшения страховой премии. Если молодой водитель прописан в пригороде, а не в большом городе, территориальный коэффициент будет намного ниже.
  3. Коэффициент безаварийности. На дорогах следует быть внимательным и действовать по правилам дорожного движения. За каждый год безаварийной езды водитель автоматически получает скидку 5 %. В этом случае возраст значения не имеет.
  4. Также для снижения страховой премии рекомендуется выбрать автомобиль меньшей мощности (для уменьшения коэффициента КМ).

Получение полиса ОСАГО для молодого водителя — стандартная процедура, которую обязаны пройти все. Следуя советам, приведенным в статье, можно сэкономить на покупке полиса. Воспользовавшись калькулятором ОСАГО, водитель получит автоматический расчет по нескольким страховым компаниям за несколько минут.

Подведение итогов

Из данной статьи читатель может сделать следующие выводы:

  • на стоимость ОСАГО влияет как государство, так и страховые компании, а также сами водители;
  • на законодательном уровне стоимость автогражданки регулируется Законом «Об ОСАГО» (Федеральный закон № 40), включая базовые ставки и соответствующие коэффициенты;
  • более подробно ценовую политику ОСАГО (изменение базовых тарифов и т. д.) разрабатывает его нынешний регулятор — ЦБ РФ в соответствующих Указаниях (№ 3384-У), обновляемых ежегодно;
  • страховые компании на основании базовых ставок и расчетных коэффициентов определяют итоговую стоимость полиса для каждого страхователя;
  • в ОСАГО существуют обязательные и дополнительные коэффициенты, конфигурация которых индивидуальна;
  • страховой стаж водителя определяется двояко, согласно коэффициентам бонус-малус и возраст-стаж;
  • КБМ может быть выгоден водителю по скидкам, так и с некоторых пор — КВС;
  • в будущем планируется серьезно реформировать систему КВС и значительно повысить аварийное значение КБМ.

Сегодня, а тем более в будущем, после реформ подавляющему большинству водителей будет очень выгодно иметь безаварийный опыт. И станет начинать его лучше не юношеского безответственного лихачества (что может испортить КБМ на долгие годы), а с тщательного соблюдения правил дорожного движения и совершенствования навыков безаварийного вождения автомобиля.

Оцените статью
Блог об ОСАГО
Adblock
detector