- Что делать, если полис не покрывает ущерб: пошаговая инструкция
- Кто доплачивает за ремонт
- Случай № 1: намеренное занижение страховой суммы
- Случай № 2: если стоимость ремонта больше выплаты
- Необходимые документы
- Как взыскать недостающую часть выплаты: особенности
- Почему страховые занижают выплаты в 2022 году?
- Что делать, если страховая выплатила маленькую выплату по ОСАГО?
- 1. Заявка на выдачу результатов осмотра или экспертизы
- 2. Подать заявку о разногласиях
- 3. Обратиться к омбудсмену
- 4. Оспорить решение в суде
- Судебная практика
- Стоит ли заключать со страховой соглашение о выплате по ОСАГО?
- Страховая насчитала сумму без учета амортизации деталей: это нормально?
- Могу ли я взыскать амортизацию со страховой?
- А с виновника ДТП?
- Если виновник не хочет возмещать разницу?
- Могу ли я отказаться доплачивать?
- Стоит ли заключать договор цессии с СТОА?
Что делать, если полис не покрывает ущерб: пошаговая инструкция
Подобная ситуация может возникнуть в двух случаях:
- Страховая компания сознательно занижает размер выплаты.
- Ремонт стоит больше, чем может предоставить компания.
Процедура зависит от того, почему выплата оказалась недостаточной.
Кто доплачивает за ремонт
Часто бывает, что автосервис, не получив на ремонт достаточной суммы, требует от автовладельца доплату. Но это незаконно, страхователь не должен нести расходы по восстановлению транспортного средства, если он не виновен в аварии.
Если выплата по ОСАГО рассчитана правильно, но денег на ремонтные работы не хватает, потерпевший имеет право взыскать недостающие средства с виновного. Если расчет компенсации произведен с ошибкой, то требования необходимо предъявлять страховой.
Итак, если выплаты по ОСАГО не хватает на восстановительные работы, доплачивает:
- страховщик, если он ошибся в расчетах (а владелец автомобиля это доказал);
- виновник ДТП, если размер компенсации рассчитан правильно.
ВАЖНО! Обязанность виновного внести доплату закреплена в ст. 393 Гражданского кодекса.
Случай № 1: намеренное занижение страховой суммы
В данной ситуации следует предпринять следующие действия.
- Запросите копию акта о страховом случае у страховой. В нем должны быть указаны все обстоятельства аварии. Документ выдается по письменному запросу страхователя в течение 3 дней с момента получения заявления (если акт уже составлен) или с момента составления акта, если запрос подан до его готовности.
- Убедитесь в правильности расчетов. Для этого можно воспользоваться справочником на сайте РСА. Если стоимость автозапчастей занижена, значит, выплата рассчитана неверно. Важно помнить, что эта проверка является лишь предварительной оценкой перспектив спора со страховой компанией и не заменяет профессиональную экспертизу.
- Получите независимую оценку ущерба. Для этого нужно обратиться в организацию или к отдельному мастеру, выполняющему такие работы, при условии, что он внесен в общий реестр и имеет право на эту деятельность. Стоимость услуги зависит от региона, а квалификацию сотрудника можно проверить на официальном сайте Минюста РФ.
- Подайте требование страховой компании. Это обязательный этап перед подачей иска (ч. 1 ст. 16.1 № 40-ФЗ). В течение 10 дней компания рассмотрит обращение, выплатит недостающую сумму или отправит официальный отказ в соответствии с требованиями. Если в этот период вы не получите никакого ответа, вы можете подготовить жалобу в суд. Требование составляется в произвольной форме с указанием данных сторон, обстоятельств аварии, требований к страховой компании, даты и подписи заявителя.
- Обратитесь в суд. В заявлении необходимо указать те же данные, что и в требовании. Оно также должно быть дополнено данными, касающимися попытки урегулирования вопроса, требованиями о возмещении издержек и неустойки за каждый день просрочки (1% от разницы между причитающейся и полученной компенсацией и / или 0,05% за каждый день невыполнения срок для письменного ответа на требование).
ВАЖНО! Если стоимость иска не превышает 1 млн рублей, то госпошлина не уплачивается. Если сумма иска не превышает 50 тысяч рублей, заявление направляется в мировой суд, если превышает — в районный.
В случае удачного завершения процесса, кроме основных выплат, потерпевший может рассчитывать на перечисление штрафа, который будет составлять половину от разницы выплаченной и положенной сумм.
Случай № 2: если стоимость ремонта больше выплаты
В такой ситуации следует руководствоваться ч. 1 ст. 1064 ГК, согласно которой ущерб должен быть возмещен лицом, его причинившим. То есть, если на ремонт по ОСАГО не хватило денег, недостающую сумму нужно взыскать с виновника ДТП.
Для этого нужно сделать следующее.
- Получите документальное подтверждение размера ущерба путем проведения независимой экспертизы.
- Отправьте досудебную претензию виновнику ДТП с требованием выплатить недостающую сумму.
- В случае отказа подайте иск в суд. Исполнительный лист после вынесения постановления должен быть передан в службу судебных приставов, если правонарушитель отказывается от добровольного исполнения решения.
Поэтому общий порядок получения недостаточной компенсации после ДТП таков:
- подтверждение того, что выплата не покрывает ущерб;
- попытка решить проблему мирным путем, направив досудебную претензию страховщику или виновнику ДТП;
- обращение в арбитраж, если ситуацию нельзя разрешить иначе.
Необходимые документы
В случае досудебного урегулирования потребуется минимум документов:
- акт о страховом случае;
- отчет независимого эксперта.
Если дело направляется в суд, этот список необходимо дополнить:
- копией паспорта;
- документами на авто (ПТС и СТС);
- справкой об аварии;
- протоколом;
- полисом ОСАГО;
- копией досудебной претензии;
- копией ответа страховщика или виновного (в случае его отсутствия необходимо приложить почтовую квитанцию, подтверждающую отправку требования);
- аудио / видео материалами и показаниями свидетелей в подтверждение своих утверждений (при наличии);
- квитанциями о понесенных расходах.
В зависимости от конкретной ситуации могут потребоваться дополнительные документы.
Как взыскать недостающую часть выплаты: особенности
- чтобы получить деньги с виновника, если не хватило выплаты от страховой компании, нужно действовать по алгоритму, приведенному выше;
- проведение независимой экспертизы обязательно, так как только на основе ее данных устанавливается размер ущерба;
- соблюдение досудебного порядка урегулирования вопроса остается на усмотрение страхователя. Если взыскание производится с виновника, можно сразу подавать иск;
- в суд нужно обращаться обязательно, если нанесен не только материальный, но и моральный ущерб (причинение вреда жизни и здоровью). Согласно судебной практике, такие требования удовлетворяются почти всегда.
Почему страховые занижают выплаты в 2022 году?
Сначала несколько слов о ситуации на рынке страхования. Почему занижение страховых выплат по ОСАГО стало обычным делом в 2022 году? Виной тому сразу несколько факторов, которые влияют на итоговую сумму выплаты потерпевшим в ДТП.
Ниже перечислим эти факторы:
- амортизация автозапчастей. Страховая компания рассчитывает стоимость ремонта на основании Единой методики ЦБ РФ. Стоимость запчастей в том же справочнике РСА гораздо ниже, чем стоимость этих же автозапчастей на рынке. Многие детали для машин везут из Европы, поэтому и цена на них соответствующая – всё это не учтено РСА, что выгодно страховым компаниям;
- отсутствие или занижение расчета УТС. Формула расчёта утраты товарной стоимости машины слишком сложна для понимания обычного автолюбителя. Подсчёты проводятся экспертами с помощью специальной программы — по итогу УТС оценивается в 8-10% от стоимости авто. Но реальные суммы могут быть занижены. А если вы не подадите отдельную заявку на выплату УТС, страховая вам об этом не напомнит и, конечно, ничего не заплатит;
- неучет скрытых повреждений машины. Осмотр страховой компании может быть беглым, визуальным. Установить серьезность дефектов и рассмотреть скрытые повреждения в конструкции автомобиля в таких условиях невозможно. Да и не выгодно для страховой компании. Поэтому по итогу осмотра вам могут насчитать меньше, чем полагается в действительности с учётом всех скрытых повреждений;
- профессионализм специалистов. Далеко не все эксперты обладают подходящей квалификацией, чтобы установить точный ущерб, нанесенный автомобилю, и рассчитать сумму к выплате по ОСАГО;
- экспертная погрешность 10%. Трактуется в пользу СК, чем они успешно пользуются. Например, если есть два заключения: одно — независимой экспертизы, а второе — от страховой компании, и расхождения по выплатам не превышают эти 10%, то это экспертная погрешность. И судья не посчитает её как недоплату.
Также стоит помнить, что современное ОСАГО — это, по сути, частичное страхование. Выплаты по полису не покрывают ущерба полностью, и всё дело в расчете с вычетом амортизации. Потерпевший получит от страховой компании лишь часть фактических расходов на восстановительный ремонт авто. И в большинстве случаев потребуются дополнительные вложения: от самого потерпевшего или со стороны виновника ДТП.
Что делать, если страховая выплатила маленькую выплату по ОСАГО?
Закон дает страховой компании 20 дней на выплату страхового возмещения по ОСАГО. Столько же даётся и на выдачу направления на ремонт в СТОА.
Выплата вместо ремонта полагается при одном из данных пункта 16.1 ст. 12 ФЗ № 40 Об ОСАГО. Например, если расходы на восстановление ТС превышают максимальный размер страхового возмещения. Или если в договоре ОСАГО изначально прописано условие возмещения деньгами. Но страховая может сама предложить вам выплаты вместо ремонта — по договоренности.
Итак, у вас на руках ответ страховой или вас не устраивает размер выплат по ОСАГО — далее мы рассмотрим пошаговую инструкцию, что делать.
1. Заявка на выдачу результатов осмотра или экспертизы
Сначала нужно разобраться, почему вам перечислили такую маленькую выплату. Чтобы прояснить картину, нужно иметь перед глазами расчёты. Их у вас нет. Зато они есть у страховой, ведь как-то они насчитали эту, а не другую сумму.
Напишите заявление на адрес страховщика. Обяжите его ознакомить вас с результатами осмотра и/или независимой экспертизы (оценки) повреждённого ТС, ссылаясь на пункт 11 статьи 12 ФЗ «Об ОСАГО». Также нужно просить страховую выдать копию акта о страховом случае.
После того, как документы окажутся у вас на руках, нужно внимательно всё проверять. В частности, определить:
- какие повреждения зафиксированы в отчётах страховщика;
- учтены ли скрытые повреждения (хотя определить их самостоятельно без специальных навыков и оборудования достаточно трудно);
- корректны ли цены на автозапчасти;
- действительно ли общая сумма выплаты такая маленькая.
Для определения стоимости запчастей автомобиля нужно сравнить цены на детали в отчёте страховой компании с ценами на запчасти из справочника РСА. Там представлены детали на все известные марки и модели автомобилей.
Но здесь на практике 2022 года можно столкнуться с определённой трудностью: закон, ссылка на который дана выше, не обязывает СК приводить полный расчёт по каждой отдельной детали и работе по восстановлению. Поэтому на руки вы можете получить только общую сумму с очень скромной детализацией. Однако, примерную рыночную стоимость ремонта вы можете посчитать и в автосервисе. Просто обратитесь в 2-3 СТО и попросите их посчитать стоимость ремонта. Так станет ясна общая картина, насколько занижена сумма компенсации.
2. Подать заявку о разногласиях
На основе полученных от страховой актов осмотра, расчетов или заключений экспертов будет понятно, действительно ли сумма выплат такая незначительная. Или, может быть, страховая обманывает вас и решила недоплатить? Например, захотела сэкономить на детали, подлежащей замене, а не ремонту.
Потерпевший получает законное право требовать недостающую сумму по ОСАГО. Следующим действием будет подача досудебной претензии. На этом этапе вы вправе требовать от СК исполнения обязательств по страховому возмещению убытков. Имейте в виду, что подача данных требований — обязательный досудебный этап в 2022 году.
Как направить требование в адрес страховщика:
- лично в офисе урегулирования разногласий — под роспись представителя страховой на вашем экземпляре досудебной претензии;
- электронным документом — либо через Личный кабинет на сайте страховой компании, либо на электронную почту страховой;
- почтой — направляется бумажное ценное письмо с описью вложений и уведомлением о получении.
От того, какой способ направления требования вы выберете, зависит срок рассмотрения страховщиком. Электронные документы рассматриваются в течение 15 дней с момента подачи — при условии, что вы уложились в 180 дней с момента нарушения ваших прав страховой компанией. Заявления, присланные по почте, будут рассмотрены в течение 30 дней с момента их получения адресатом (ч. 2 ст. 16 ФЗ № 123 Об уполномоченном…).
Эти сроки не могут быть нарушены СК. А если это случилось, вы не должны ждать ответа — можно сразу переходить к следующему действию.
3. Обратиться к омбудсмену
С 1 июня 2019 года омбудсменов обязали рассматривать в том числе и споры потребителей материальных услуг со страховщиками. Такими потребителями выступают как раз потерпевшие в ДТП, если они не согласны с начисленной страховщиком суммой выплаты.
Потерпевший обязан обратиться к омбудсмену после того, как получил отказ в возмещении ущерба, либо ему выплатили маленькую сумму по ОСАГО (ст. 15 ФЗ Об уполномоченном). Не обращаться к омбудсмену в споре со страховой нельзя. В этом случае судья даже не станет рассматривать ваш иск.
Между тем, омбудсмен выступает неким «судьей», принимая то или иное решение. Омбудсмен может назначить независимую экспертизу, и по её итогам обязать страховщика доплатить недостающие суммы потерпевшему. Тогда и в суд обращаться не придётся. Достаточно будет взять исполнительный лист (удостоверение) и отдать его в банк или приставам — вскоре деньги окажутся на вашем счёте.
Чтобы обратиться к омбудсмену при маленькой компенсации по ОСАГО, необходимо составить заявление и приложить к нему документы. Например, фото повреждений машины или заключения независимых экспертов — если вы заказывали экспертизу самостоятельно.
Направить заявку омбудсмену можно:
- в электронном варианте на официальном сайте омбудсмена (для входа в Личный кабинет нужно войти через ЕСИА);
- ценным письмом с описью вложения и уведомлением о получении.
Уполномоченный может воспользоваться вашими фотографиями и заключениями, а может запросить их у страховщика. Также в компетенции омбудсмена назначить собственную независимую экспертизу. Если это случится, то на её проведение уйдет 10 рабочих дней.
Еще 15 дней финуп будет рассматривать вашу заявку, если вы направили обращение лично (п. 8 ст. 20 ФЗ «Об уполномоченном»). Затем через 10 дней решение омбудсмена вступает в законную силу. В итоге на рассмотрение спора финупом может уйти максимум 35 дней. А дальше всё зависит от того, в чью пользу это решение. Если оно принято омбудсменом, но вы не согласны с его вердиктом, тогда остаётся заключительное действие требования доплаты от страховой компании — через суд.
4. Оспорить решение в суде
Обратите внимание на административные сроки подачи иска: они ограничены. После того, как омбудсмен принял решение и оно вступило в законную силу, у вас будет лишь 30 дней на подачу иска. Если пропустить этот срок без уважительной причины, требовать доплаты со страховщика через суд уже не получится. Для сравнения, страховщику на обжалование решения финупа даётся 10 дней.
При обращении с иском есть несколько нюансов:
- Иск подаётся не к омбудсмену, а к СК — она занижает выплаты, ей и отвечать.
- Омбудсмен привлекается не как ответчик, а как третье лицо.
- Перед тем, как обращаться в суд, истец должен направить копии исковых заявлений в адрес финупа и СК.
- В суде предстоит оспаривать в т.ч. и решение омбудсмена: по закону экспертиза по поручению финупа приравнивается к судебной, а задача истца — указать на несоответствия результатов и ошибки.
Суд проходит в размеренной обстановке. При этом представители страховой могут вообще не явиться на заседание. Вместо этого они могут направлять различные ходатайства.
Судья рассмотрит заключения экспертов и примет окончательное решение. Если он посчитает, что решение финупа неверное, то он его отменит своим постановлением. На основе постановления судьи издается исполнительный лист для дальнейшего предъявления в банк или в Службу приставов. После этого со счёта страховой компании спишут недостающие по ОСАГО деньги и перечислят их на ваш банковский счёт.
ВАЖНО! Если решение окажется в вашу пользу, то со страховой компании взыщут, помимо невыплаченных им сумм, еще и неустойку + штраф в размере 50% от суммы положенных истцу выплат — в силу ч. 6 ст. 13 «Закона о защите прав потребителей».
И еще — если вы заказывали независимую экспертизу повреждений автомобиля и суд удовлетворил ваши исковые требования, то можно полностью компенсировать расходы на экспертизу. В данном случае её оплачивает ответчик (страховая компания). Если иск удовлетворён частично, расходы также частично перекладываются на ответчика: в рамках удовлетворенных судом требований. Остальное суд вам не возместит.
Судебная практика
Судами рассматриваются сотни тысяч дел по спорам пострадавших со страховыми компаниями и, конечно, уже сформировалась определенная практика. Также по спорным вопросам высказались Верховный и Конституционный Суд РФ.
Из последнего у нас есть Определение Верховного Суда о том, что потерпевший при определенных условиях может оспорить соглашение о денежной выплате, заключенное со страховой компанией, и признать его недействительным. В таком случае появляется право требовать выплату в полном объеме, но, как вы поняли из данной статьи, путь этот тернистый.
Стоит ли заключать со страховой соглашение о выплате по ОСАГО?
Наша задача — рассказать, что делать, когда страховая выплатила меньше, чем реально стоит ремонт. Ведь для потерпевшего нет разницы, на каком основании он получит деньги по ОСАГО: важно, что их мало.
Водителям нужно знать, что не все способы одинаково «полезны». Самый легкий вариант получить деньги по ОСАГО – это заключить соглашение. Страховые компании стараются сэкономить на каждом страховом случае. Поэтому на этапе подачи заявления о компенсации ущерба по ОСАГО вам могут предложить заключить некое соглашение. Оно может называться по-разному. Подписать его предлагают почти всем пострадавшим. Но соглашаясь на его подписание, есть риск остаться без доплаты.
Суть его в том, что страховая компания предлагает вам выплату деньгами и устанавливает конкретную сумму. Почти всегда ниже положенной. Например, если ущерб оценивается в 70 000 рублей, вам предложат 50 000, а то и в 2 раза меньше. Получив деньги по соглашению, вы не сможете требовать со страховой никаких доплат сверх этой суммы. Например, если ремонт внезапно окажется дороже (в 99% случаев так и происходит).
Подписывать это соглашение или лучше отказаться от него? Тут каждый решает сам. Если вам срочно нужны деньги по ОСАГО, можно заключить соглашение. В других случаях лучше дождаться оценки ущерба или направления на ремонт на СТОА.
Но что делать, если вы уже подписали такое соглашение? Можно ли его как-то оспорить? Да, но для этого придётся соблюсти обязательный досудебный порядок. Сначала, разумеется, подать в страховую заявление о расторжении соглашения. Далее, в случае отказа страховой компании, обращаться к финупу, и только потом идти в суд. Но при этом доказать, что соглашение было подписано под влиянием заблуждения, в 2022 году крайне трудно. Без этого ни омбудсмен, ни суд не встанут на вашу сторону в споре со страховой.
Страховая насчитала сумму без учета амортизации деталей: это нормально?
Чтобы ответить на этот вопрос, стоит заглянуть в нормативно-правовые акты. Таковым в нашем случае выступает Федеральный закон «Об ОСАГО».
И вот о чем сообщает пункт 19 ст. 12 ФЗ-40:
Размер расходов на автозапчасти (за исключением случаев возмещения причиненного вреда в порядке, предусмотренном пунктами 15.1 — 15.3 настоящей статьи) определяется с учетом амортизации комплектующих изделий (деталей, узлов и агрегатов), подлежащих замене при восстановительном ремонте. При этом на указанные комплектующие изделия (детали, узлы и агрегаты) не может начисляться износ свыше 50 процентов от их стоимости.
Таким образом, в 2022 году закон сразу устанавливает расчет страхового возмещения по ОСАГО с учётом амортизации автозапчастей. Исключением является только направление на восстановительный ремонт на СТОА. Там должны устанавливаться новые детали без учёта износа.
Еще одним подтверждением в пользу расчёта выплаты по ОСАГО с амортизацией служит положение пункта 59 ППВС № 58 от 26.12.2017. Ремонт без износа, а выплаты всегда с амортизацией деталей и запчастей автомобиля.
Могу ли я взыскать амортизацию со страховой?
В теории шансы есть. Но на практике это может не сработать.
Первое, о чем мы уже сказали: страховые выплаты по ОСАГО учитывают износ автозапчастей. Поэтому страховая никак не может заплатить вам как за новые автозапчасти — расчёт стоимости деталей, узлов и агрегатов ведётся по Единой методике. И если соблюдаются условия для страхового возмещения деньгами, то истребовать со страховой недоплаченные деньги за амортизацию не получится.
«При чем здесь вообще условия для выплаты деньгами», — спросите вы. Дело в том, что в феврале 2021 года вышло интересное Определение под номером 86-КГ20-8-К2 по следующему делу:
ПАО СК «Росгосстрах» не признала страховой случай и не выдала направление на ремонт. Однако затем в судах было установлено, что часть повреждений соответствует ДТП, и со страховой компании взыскали страховое возмещение. Однако, учитывая, что ранее направление на ремонт выдано не было, как не было и условий для замены ремонта деньгами, суды решили, что «Росгосстрах» должен возместить потерпевшему ремонт без учёта износа. Кассационная инстанция посчитала иначе. Но Верховный Суд сослался на п. 2 ст. 393 ГК РФ, отменил решение кассационного суда и направил дело на новое рассмотрение. Пострадавший не должен быть поставлен в худшее положение — в связи с этим стоимость ремонта должна быть выплачена без учёта амортизации.
Однако далеко не каждую ситуацию можно трактовать по описанному выше предписанию ВС РФ. Нужно учитывать особенности отдельно взятого спора со страховой компанией.
Да и страховые могут заявить в ответ на ваше требование о возмещении без учёта износа, что у них просто нет станций, отвечающих требованиям пункта 15.2 ст. 12 ФЗ «Об ОСАГО». Например, они удалены от места ДТП или места проживания потерпевшего более чем на 50 км. И в суде придётся доказывать обратное. В том числе привлекать автосервисы и разбираться, действительно они не могли отремонтировать машину или это уловки страховой компании.
А с виновника ДТП?
Хорошая новость заключается в том, что недостающую сумму за ремонт автомобиля можно взыскать с виновника аварии. На это указывает Определение № 82-КГ20-8-К7 из Обзора Судебной практики ВС РФ № 2 от 30.06.2021 года:
9. Потерпевший в ДТП, получивший страховое возмещение в денежной форме на основании подп. «ж» п. 16.1 ст. 12 Закона «Об ОСАГО», вправе требовать возмещения ущерба с причинителя вреда в части, не покрытой страховым возмещением.
Пример. Страховая выплатила истцу 95 200 рублей с учётом износа, хотя без амортизации эта сумма составляла бы 312 000 рублей. Истец не согласился и потребовал виновника ДТП доплатить ему разницу между действительным и выплаченным размером ущерба. После судебной экспертизы и уточнения исковых требований сумма доплаты получилась 172 800 рублей. Верховный Суд поддержал истца, не найдя с его стороны никаких злоупотреблений. А также сослался на ст. 1072 ГК РФ, где говорится, что при нехватке страховых выплат на восстановление имущества, потерпевший может взыскать остаток с причинителя вреда — в нашем случае с виновника ДТП.
Но если, например, у виновника аварии нет ОСАГО, то взыскивать стоимость ремонта предстоит полностью.
Если виновник не хочет возмещать разницу?
Не все виновники аварии идут на контакт и хотят возместить разницу между страховым возмещением и реальным ущербом. Отказ объясняют тем, что автогражданская ответственность застрахована – мол, пусть платит страховая компания. Однако выше мы выяснили, что износ автозапчастей можно истребовать с виновника аварии.
Если вы являетесь потерпевшим в аварии, вот инструкция по взысканию ущерба в 2022 году:
- Получить от страховой акт калькуляции, где указаны две суммы: с учётом амортизации и без учёта.
- Предложить виновнику ДТП выплатить разницу добровольно.
- Если он отказывается, то следует оформить досудебную претензию и направить её на адрес должника (ценным письмом с описью вложений и уведомлением о вручении). Лучше направить почтой, а не передавать лично должнику. Так у вас на руках будет доказательство отправки — почтовая опись. Отвертеться виновник ДТП не сможет.
- Выждав адекватный срок, 10-20 дней, после получения письма должником, можно обращаться в суд.
- Далее он принимает решение в вашу пользу и выдает исполнительный лист. Его нужно отдать судебным приставам или в бухгалтерию по месту работы ответчика.
Исковое заявление подаётся либо в мировой, либо в районный суд по месту прописки ответчика (причинителя вреда). Всегда смотрите на сумму исковых требований. Если стоимость спора менее 50 000 рублей, то обращайтесь в мировой суд, если свыше 50 000 рублей — то в районный суд (ст. 23-24 ГПК РФ).
Страховая выплатила мало, а ремонт обойдётся дороже: что делать?
Такие ситуации встречаются часто. Получив направление на ремонт и пригнав машину в автомастерскую, пострадавшему в ДТП вдруг заявляют в сервисе, что выплаченных страховой денег не хватает на восстановление.
С чем это связано? Об этом мы рассказали в самом начале статьи. При ремонте не учитывается износ машины, поэтому сервисы используют только новые детали. Но рыночные цены на новые автозапчасти и технологии сильно отличаются от тех, что указаны в справочниках РСА, а страховые считают как раз по методикам. Из-за этого не хватает денег на ремонт.
Один из вариантов — доплатить, а затем взыскать указанную сумму с виновника аварии. О том, как это правильно сделать, мы рассказывали выше. Сначала досудебный этап, а если последует отказ, то идем в суд.
Могу ли я отказаться доплачивать?
Да.
На это, в частности, указывает Верховный Суд РФ в Постановлении Пленума № 58 от 26.12.17:
Таким образом, вы можете вполне законно отказаться от доплат за ремонт авто, если размер первоначальной доплаты в направлении страховщика был увеличен СТОА. А также, если стоимость ремонта превышает лимит ответственности страховой компании или по европротоколу (400 тысяч).
О том, что вам предлагали доплатить, нужно будет сказать страховой компании. Разумеется, на словах он не поверит, что на СТОА с вас требовали внести дополнительную сумму. Поэтому следует запастись доказательствами:
- фото- и видеосъемка, где видно, в какой автосервис вы приехали, где он находится, как выглядит снаружи/изнутри, какую машину вы собирались сдать в ремонт, на основании какого направления и т.д.;
- аудиозапись, на которой слышен диалог с представителями СТОА, их просьбы доплатить за ремонт, обоснование таких доплат, ваш отказ.
Желательно приезжать в сервис не одному, а со свидетелем. Лучше, чтобы он и записывал происходящее на телефон, камеру или диктофон. Съемка может быть как открытой, так и скрытой. Главное, чтобы у вас появились неопровержимые доказательства, где вам открытым текстом предлагают доплатить за ремонт, а вы отказываетесь.
После того, как доказательства собраны, их нужно предъявить в СК. Там либо сразу перечислят компенсацию по ОСАГО в денежном эквиваленте, либо откажут. Но даже при отказе страховой у вас есть право обратиться за страховым возмещением к омбудсмену, а затем и в суд.
Стоит ли заключать договор цессии с СТОА?
Нет, не стоит. Хотя в автосервисе вам могут вежливо предложить подписать такой договор.
Договор цессии — это некое соглашение между вами и СТОА о том, что вы уступаете право требования страхового возмещения от страховой компании автосервису. Подписав договор цессии, вы автоматически утратите право требовать возмещения ущерба с автосервиса, страховой, а в ряде случаев и с виновника ДТП. Зато такое право появится у СТОА.
Кроме того, вы можете серьезно «прогореть» на ремонте автомобиля. Ведь с момента заключения договора цессии у сервиса будут безграничные возможности. Мастера СТОА могут сделать вам некачественный ремонт, потребовать доплаты, установить б/у автозапчасти вместо новых, как вы понимаете, почти безнаказанно. Требования предъявлять будет некому. Останется только судиться с сервисом, а это очень непросто.