- Что такое абандон в страховании
- Закон об абандоне
- Чем выгодно право на отказ абандона от имущества для страхователя
- Выбор страхователя: застрахованное имущество или абандон
- Оформление страхования и абандон
- Абандон — обязанность или право
- Учитывается ли износ застрахованного имущества в абандоне
- Как применяется одностороннее право на отказ в абандоне, если договор предусматривает франшизу
- Как правильно использовать абандон
- Что считается страховой суммой при применении абандона?
- Что думают юристы о перспективе использования абандона?
- Оформление абандона
- Как подать заявление об абандоне
- Как написать абандон
- Заявление об абандоне
- Подводные камни абандона в страховании
- Некоторые нюансы абандона в страховании
- Когда нарушается право на абандон
- Конструктивная гибель
- Что такое полная гибель автомобиля («тотал»)
- Варианты выплаты по абандону
- Сроки выплаты по абандону
- Как можно оспорить «тотал»
Что такое абандон в страховании
Если условия заключенного договора предполагают наличие абандона, страхователь имеет право на отказ от прав на застрахованное имущество в одностороннем порядке, чтобы получить наибольшую материальную компенсацию. Хороший пример — потеря объекта страховки. Права законного собственника застрахованного имущества переходят на сторону страховщика, который выплачивает компенсацию в максимально возможной сумме для покрытия понесенного экономического ущерба. После обнаружения утерянного застрахованного имущества страховщик будет иметь на абандон все права.
Например, предположим, что у вас есть застрахованный автомобиль. В результате аварии он получил серьезные повреждения. Страховщик выплатил вам полную страховую сумму, а вы в свою очередь написали добровольный отказ от права владения застрахованным имуществом.
Абандон нельзя охарактеризовать как безоговорочную норму — иногда клиентам приходят отказы
Закон об абандоне
На сегодняшний день понятие права отказа от имущества закреплено в Федеральном законе «Об организации страховой деятельности в Российской Федерации».
Застрахованный имеет полное право оформить отказ от своего имущества, поврежденного или уничтоженного в результате страхового случая, в обмен на получение всей денежных средств в соответствии с положениями пункта 5 статьи 10.
Учитывая это, на вопрос о том, в каком страховании часто применяется право на отказ от застрахованного имущества, единственно правильный ответ будет выглядеть так: отказ от имущества применим только в том случае, если страхователь имеет страховку имущества или автомобиля.
Отказ от застрахованного имущества часто используется при страховке судов и грузов, наземных транспортных средств (легковых, грузовых автомобилей, автобусов). Цель — получить 100% от суммы, указанной в полисе. Страховщик получает все права на застрахованное имущество.
В случае обнаружения утерянного имущества выгодоприобретатель обязан вернуть компенсацию (за вычетом причиненного ущерба), вступив в права собственности. Термин «гибель имущества» относится не только к случаям затонувших судов, но и к событиям, после которых восстановление объекта превышает страховую стоимость на момент оформления. Такая ситуация называется «конструктивной гибелью» и подразумевает, что на ремонт потребуется более 50-70% стоимости застрахованного имущества. Юристы уточняют, что право на добровольный отказ — неотъемлемое право выгодоприобретателя и обязанность страховщика.
Чем выгодно право на отказ абандона от имущества для страхователя
И в чем экономическое преимущество абандона для страхователя? Оказывается, экономическое преимущество есть, и очень ощутимое. Например, когда вы страхуете авто по КАСКО с агрегатной суммой. Приведем пример (Постановление Федеральной антимонопольной службы по Московской области № КГ-А40 / 6906-05 от 04.08.2005): автомобиль Toyota на момент страховки стоил 16 000 долларов. Через год его угнали. С учетом амортизации имущества и отчислений по предыдущим страховым выплатам на руки собственнику поступило 111 290 рублей (акт о страховом случае № 09-4.0620 от 09.06.2004). Конечно, он сразу обратился в суд, но проиграл дело. Но если бы страхователь предъявил требования на основании пункта 5 статьи 10 Закона о страховании, то он имел право получить страховую сумму, которая была определена при оформлении КАСКО, а не во время наступления страхового случая. Как видите, право на отказ от застрахованного имущества (абандон) — очень и очень полезная экономическая вещь в автостраховании.
К сожалению, на практике страхователи и выгодоприобретатели очень редко пользуются добровольным правом на отказ (за исключением морского страхования), поэтому нельзя говорить об устоявшихся тенденциях в судебной практике. Но в некоторых случаях — например, кража застрахованного автомобиля — отказ является лучшим способом защитить экономические права страхователя в случае невыплаты или неполной выплаты страховщиком возмещения в случае утраты застрахованного имущества… Проблема в том, что в страховке автомобилей страховщики находятся в очень невыгодном экономическом положении в соответствии с условиями, установленными правом на отказ от имущества: украденный автомобиль почти наверняка не будет найден, и, следовательно, право собственности на имущество не имеет значения. А вот по КАСКО страхователю придется заплатить, как за новенькую машину, что с экономической точки зрения — не выгодно.
Большинство водителей не имеют юридического образования и очень плохо разбираются в правовых коллизиях, связанных с процессом страхования, особенно на этапе возмещения убытков после наступления страхового случая. В компаниях, которые работают в системе КАСКО, все наоборот. У них есть грамотные и опытные специалисты, способные решать самые сложные задачи именно в экономическом направлении, а именно снижения убытков для своих работодателей. А сделать это можно только за счет уменьшения размера компенсации или отказа в выплате.
Водитель должен знать, что право отказа от имущества (абандон) поможет ему в таких ситуациях:
- потеря автомобиля, когда надежда найти его невелика. На полученные деньги можно купить новую машину и не ждать, пока его найдут;
- страховщик объявляет о конструктивной гибели автомобиля или о нецелесообразности ремонта, при том, что ТС остается на ходу. Здесь очевидна заинтересованность компании в приобретении права собственности застрахованного имущества и минимальных выплатах клиенту;
- стоимость восстановления автомобиля значительно занижена, и нет времени и желания на судебные разбирательства. Страхователю проще забрать себе сумму оценки, доплатить и купить новую машину.
ВАЖНО! Если компания изъявляет отказ принять абандон в добровольном порядке, вы имеете право смело подавать в суд, если оно того стоит. Как показывает практика, подавляющее большинство судов выносят решения в пользу автомобилистов.
Выбор страхователя: застрахованное имущество или абандон
Оформляя автострахование, клиент страховщика должен ознакомиться с его правилами. Помимо страховой суммы, размера страховой премии необходимо знать условия выплаты возмещения, риски и исключения. Отказ в автостраховании КАСКО (абандон) — это право страхователя получить полную сумму страховки за поврежденный автомобиль.
Бывают ситуации, когда автомобиль после транспортного происшествия поврежден более чем на 70%. В страховании такой случай считается конструктивной утратой транспортного средства или тотальным ущербом.
Если такое случается, большинство страховщиков выплачивают страховую сумму в соответствии с действующими правилами страховки. Однако из нее вычитают стоимость годных остатков, которые страхователь может продать.
В такой ситуации клиент сталкивается с выбором: искать покупателей на остатки ТС, пригодные для продажи, или использовать право на добровольный отказ в страховании, процедура которого менее утомительна.
Оформление страхования и абандон
При оформлении автострахования потенциальный клиент имеет право изучить все пункты. Есть компании, которые не прописывают в договорах страхования процедуру права отказа от имущества (абандон).
В страховании это закреплено в законодательстве, также это должно быть четко обозначено в правах страхователя, которые указаны в правилах и полисах.
Ознакомившись с условиями страховки, клиент должен узнать свои права, а также то, что такое абандон в страховании и какие есть права и обязанности при наступлении страхового случая. Аналогичным образом страховщик обязан ознакомить страхователя со своими обязанностями и правами.
Процедура абандона оформляется двумя способами:
- прописывается в страховке;
- заключается акт о переходе прав на поврежденное имущество страхования.
Несмотря на простые условия, между сторонами иногда возникают недопонимания по поводу выплаты и размера материальной компенсации. Споры по поводу использования отказа от застрахованного имущества (абандон) не редкость. В этом случае обычно выигрывает клиент страховщика, который получает причитающуюся компенсацию. Из-за таких результатов страховщики внимательно изучают судебную практику в отношении абандона.
Абандон — обязанность или право
Если абандон рассматривается с позиции страхователя, он имеет статус права. Для страховщика отказ от застрахованного имущества — это обязательство принять на баланс застрахованное материальное имущество. Часто отказ от застрахованного имущества (абандон) оформляется письменно: клиент должен отправить письмо страховщику. В рассматриваемой ситуации предмет договора для установления соглашения сторон отсутствует. Такое соглашение обычно заключается при возникновении технических проблем, влияющих на способ обмена документами.
Компании не имеют права требовать, чтобы клиент дал добровольный отказ от своего имущества в одностороннем порядке. Даже если жертва вложила свои средства в ремонт и подала иск против виновного, этот человек не может использовать абандон в качестве аргумента. Это сугубо личное право владельца поврежденной машины.
Абандон — сложная экономическая программа с множеством нюансов. Их нужно внимательно изучить при покупке полиса КАСКО. В этом случае использование абандона будет выгодно при наступлении страхового случая.
Учитывается ли износ застрахованного имущества в абандоне
Часто страхователи вынуждены подавать в суд из-за отказа СК в добровольном порядке исключить износ машины.
Что самое плохое: большинство городских судов не удовлетворяют подобные иски. Хотя в законе о страховании четко прописано, что собственник имеет право на получение всей страховой суммы.
Практика учета амортизации имущества в нашей стране сугубо индивидуальна. Возможно, это изменится в будущем. А сейчас советуем вооружиться как можно большим количеством документов, подать иск в попытке заставить СК не вычитать сумму амортизации из страховой выплаты.
Кстати, против страховых есть и выигранные иски: суд настаивает на возвращении удержанного износа собственнику (не считая остальных выплат).
Как применяется одностороннее право на отказ в абандоне, если договор предусматривает франшизу
Как сказал один юридически подкованный человек: «Есть франшиза, есть абандон, есть практика». И именно практика может либо разрешить вычет франшизы из полной выплаты страховки, либо не разрешить. Здесь все будет зависеть от решения суда.
Но нетрудно догадаться, что СК изо всех сил постарается заплатить как можно меньше, для них это экономическая выгода. Нам помогут юридические консультации и профессиональная экспертиза расчета страховщика.
Также не забывайте, что существуют разные типы франшиз. Вы можете ознакомиться с ними ниже на примере КАСКО.
Мы приходим к неутешительным выводам. В нашей стране практика защиты страхователей развита недостаточно. Часто сами суды не знают, как реагировать на тот или иной запрос.
Но само право на отказ может быть чрезвычайно полезным. Даже если мы не сможем получить полную сумму страхования из-за манипуляций страховщика, окончательная выплата должна превышать средства, которые мы получили бы за продажу объекта страхования и отказ от абандона.
Как правильно использовать абандон
Страховой абандон — это экономическая сделка, порядок которой прописан в юридических документах.
Общие правила использования абандона следующие:
- При оформлении КАСКО укажите в нем безусловную возможность использования абандона. Если клиент имеет право отдать свое имущество взамен получения денежных выплат, то при страховом случае проблем с их получением не возникнет.
- Оговаривается конкретный срок уведомления страховщика об инцидентах с транспортным средством, подпадающих под условия КАСКО. Просрочка может вызвать серьезные осложнения, так как это может быть истолковано как нарушение обязательств.
- Сумма выплат. Размер компенсации можно рассчитать тремя способами. Автовладельцу выплачивается полная сумма с учетом износа или полная сумма за вычетом запчастей, пригодных для продажи. В качестве примера абандона по КАСКО можно привести аварию, в которой разрушено все, кроме двигателя. Здесь владелец получит полную сумму за вычетом рыночной стоимости агрегата.
ВАЖНО! Владелец автомобиля, который подал заявление на абандон, теряет право собственности на застрахованное имущество после получения выплаты от компании или первого перевода.
Что считается страховой суммой при применении абандона?
Согласно пункту 1 статьи 10 Закона о страховании, страховой суммой является денежная сумма, установленная полисом и на основании которой устанавливается размер страховой премии (страховых взносов) и размер страховой выплаты при наступлении страхового случая. Согласно же статье 147 ГК РФ, страховой суммой для застрахованного имущества является его фактическая стоимость по месту нахождения на день оформления полиса.
Вы видите разницу? В первом законе предполагается, что страховая сумма со временем меняется: например, для нового автомобиля она одна, а для автомобиля с одним годом использования — совершенно другая; все зависит от того, как это прописано в полисе. Но ГК однозначно фиксирует страховую сумму на момент страховки. Чтобы разобраться в ситуации, изучим мнение автоюристов.
Что думают юристы о перспективе использования абандона?
Первый юрист по автострахованию признал, что поверхностно знает закон о праве абандона в отношении страхования КАСКО, поскольку в его практике этого не было. Однако, проанализировав правовые нормы и судебные решения по аналогичным вопросам, он пришел к выводу, что иски по поводу абандона не имеют судебных перспектив. По его мнению, суды откажут в выплате первоначально установленной страховой суммы по следующим причинам: на момент кражи автомобиль уже не стоил столько, сколько было на момент страховки, следовательно, заплатить больше, чем он стоит на момент страхового случая — это допустить обогащение за счет страхования. А этого никогда не должно быть.
Другой специалист по страховому праву сказал, что отказ (абандон) используется в «сухопутном» страховании, но только при страховке грузов при транспортировке. Дело в том, что груз при транспортировке не дешевеет, а становится дороже: в конечном пункте доставки он стоит дороже, чем в начальном, к тому же на его стоимость накладываются транспортные расходы. Он привел пример, что дыня в Туркменистане стоит всего ничего, но с доставкой в Москву становится в несколько раз дороже. Следовательно, страховщикам выгодно выплатить первоначальную стоимость груза, а потом получить право на груз. А грузы обнаруживаются гораздо чаще, чем угнанные машины.
Третий юрист отметил, что «неявные отказы» происходят в автостраховании, когда страховое покрытие уже выплачено и украденный автомобиль обнаружен. В таких случаях многие страхователи не возвращают деньги, а оформляют право собственности на найденное имущество СК. По его словам, если страховщик возражает против такого поворота событий, дело может быть выиграно.
![]() |
Оформление абандона
В соответствии с законодательством РФ, существует две возможности оформления абандона в страховании. Это возможно в таких ситуациях:
- Действующий договор между страховщиком и страхователем включает пункты, раскрывающие процесс выплаты, включая абандон. Согласно положениям этого документа, клиент страховщика имеет право (не обязанность) воспользоваться абандоном, то есть передать свое имущество компании в обмен на компенсацию, равную страховой сумме. При этом согласие страховщика не требуется. То есть в одностороннем порядке.
- Оформляется двусторонний документ, по которому страхователь — владелец транспортного средства в добровольном порядке передает право собственности СК. Страховщик станет полноправным собственником застрахованного имущества только после возмещения причиненного ущерба.
Следовательно, в любом из вариантов страхователь имеет право использовать абандон. Образец документа о передаче прав должен содержать сведения о подписавших его сторонах, реквизиты отчуждаемого объекта.
Как подать заявление об абандоне
Перед тем, как воспользоваться правом абандон, выгодополучатель должен написать соответствующее заявление. Составление этого документа осуществляется не позднее получения возмещения по страховому случаю (или, в крайнем случае, после получения первой части необходимого страхового возмещения). Точные условия могут определяться по типу страхования. Например, морская страховка дает право оформить абандон в течение 6 месяцев с момента наступления страхового случая.
Отправленная заявка на абандон не может быть отозвана, так как этот документ является безусловным. Страхователь в случае обнаружения утерянного имущества должен будет вернуть страховщику сумму компенсации, за исключением стоимости реального ущерба, нанесенного материальному имуществу.
Как написать абандон
В сфере автострахования вы можете написать абандон после фиксации полной гибели транспортного средства. То есть при ориентировочной стоимости ремонта более 30% от реальной рыночной стоимости автомобиля. Соответствующие расчеты производит страховщик. Получатель выплаты не может самостоятельно произвести необходимые вычисления в силу различных факторов.
В целом, абандон приносит пользу для отечественных страховщиков из-за повсеместного использования КАСКО. Страховщику намного проще выплатить меньшую сумму денежной компенсации, чтобы частично покрыть расходы на ремонт транспортного средства. Не исключена такая ситуация из-за юридической неграмотности многих автовладельцев. Поэтому после гибели транспортного средства желательно прибегнуть к помощи высококвалифицированного юриста.
Заявление об абандоне
На основании подпункта ___ части 1 статьи 278 Кодекса торгового мореплавания Российской Федерации заявляю об отказе от своих прав на застрахованное судно и (или) имущество (абандон) в пользу страховщика и требую выплаты полной страховой суммы по полису от «___» _____ ____ г. N ___ в связи с ___________________________________. (обстоятельства, доказательства)
Страхователь или выгодоприобретатель не получил компенсации от третьих лиц по страховому случаю.
Приложения на ____ листах:
а) документы, подтверждающие страховой случай.
(При необходимости: б) доверенность.)
«___» __________ ____ 1 Страхователь (или выгодоприобретатель): _______________ _______________ (М.П.)
1 С учетом ч. 1 ст. 279 Кодекса торгового мореплавания РФ.
Подводные камни абандона в страховании
Следует помнить, что все условия, прописанные в соглашении по страховке, необходимо внимательно изучить. Бывают ситуации, когда страхователь решает воспользоваться своим правом отказа на застрахованное имущество (абандон).
Он рассчитывает, что после передачи автомобиля страховщику получит компенсацию в размере полной страховой ставки. Как показывает практика, страховщикам выгодно определять конструктивную гибель ТС и советовать клиентам воспользоваться процедурой отказа от застрахованного имущества (абандон).
Во многих КАСКО с целью уменьшения страховых выплат клиентам предлагается оформить страхование, которое учитывает износ автомобиля. Если у клиента договор с этим условием, то при определении размера страхового возмещения страховая ставка автоматически уменьшается на сумму амортизации. Кроме того, необходимо учитывать размер франшизы, который указан в документе на страховку.
Таким образом, используя свое право на отказ от застрахованного имущества (абандон), страхователь может получить значительно меньшую сумму компенсации, чем ожидалось. Такие случаи не редкость.
Некоторые нюансы абандона в страховании
Вы должны знать, что:
- не только повреждение автомобиля, но и его утрата (угон) считаются правом страхователя на отказ от своего права на ТС;
- страховая ставка не может превышать реальную рыночную стоимость автомобиля на момент оформления страхования;
- договор о передаче прав собственности на имущество должен быть подписан только со страховщиком, а не с третьим лицом;
- порядок передачи остатков определяется страхователем, если иное не оговорено в договоре.
Самое главное при оформлении страхования КАСКО — детально ознакомиться со всеми его пунктами и подпунктами. Для этого желательно пригласить юриста.
Когда нарушается право на абандон
Согласно действующему законодательству, страховщик не может распоряжаться имуществом клиента в одностороннем порядке, без его согласия. Речь идет о снятии его с учета, транспортировке на свою территорию, продаже или утилизации. Это суверенное право частного собственника.
Страховщики и суды по-своему трактуют условия абандона, что приводит к нарушению прав застрахованного. Например, потерпевшей стороне пришел отказ в иске к виновнику. Истец, попав в аварию, изъявил отказ о добровольной передаче права собственности на застрахованное имущество страховщику, хотя транспортное средство требовало значительного ремонта, цена которого превышала 70% страховой стоимости. Компенсации от компании не хватило на полное восстановление, и владелец автомобиля подал иск с требованием выплатить виновным недостающие средства. Судья встал на сторону обвиняемого, мотивируя свое решение тем, что истец мог воспользоваться правом добровольного отказа от имущества (абандон) и полностью покрыть расходы страховыми средствами.
Эта позиция противоречит нормам гражданского права, которые позволяют физическому лицу осуществлять это право только по его добровольному согласию. В судебной практике большинство решений принимается в пользу клиента, однако возникают споры по поводу размера компенсации, которая должна быть равна страховой ставке, указанной в полисе. В некоторых ситуациях эта стоимость может уменьшаться пропорционально износу имущества, поэтому выплаты будут равны страховой ставке за вычетом стоимости частей транспортного средства, признанных годными.
Право на абандон нарушается в следующих случаях:
- Передача автомобиля или его останков третьим лицам — не выгодоприобретателям. Это противоречит положениям договора между двумя сторонами.
- Нарушение сроков подачи заявления об отказе от застрахованного имущества (абандон). По закону это шесть месяцев. Здесь компания решает, принимать машину или нет.
- Страховщик выполнил свои обязательства по возмещению убытков. Если он выплатил денежные средства в полном объеме или оплатил ремонт, договор считается исполненным и закрытым. Здесь уже поздно что-то делать.
ВАЖНО! Если страховщик после получения заявления на абандон принял имущество и заплатил за него, то прежний собственник окончательно и безвозвратно теряет все права на него.
Конструктивная гибель
Как показывает статистика, большинство клиентов страховщиков не читают весь бланк страхования. Они уверены, что имея на руках документ КАСКО, подписанный обеими сторонами, в случае аварии они имеют возможность полностью возместить понесенный ущерб. А если восстановить машину невозможно или слишком дорого, страховщик выплачивает полную стоимость.
ВАЖНО! Не все так просто. Ущерб признается тотальным в том случае, если повреждение застрахованного имущества произошло во время страхового случая, а стоимость полного ремонта или восстановительных работ составляет 70% или более от реальной стоимости на момент ДТП или другого страхового случая.
Очень часто страхователи для экономии оформляют КАСКО с определением страховой ставки не по рыночной цене на момент страхования, а по договорной цене. Как следствие, итог страхового возмещения в случае конструктивной гибели транспортного средства не сможет полностью покрыть полученный ущерб.
Что такое полная гибель автомобиля («тотал»)
Полное разрушение автомобиля без возможности последующего восстановления, или, проще говоря, «тотал» — это ситуации, когда стоимость страхового возмещения не в состоянии покрыть все затраты на ремонт или заниматься восстановлением вообще нецелесообразно.
Часто в страховом деле можно встретить два четких правила, по которым с большой долей вероятности будет признан так называемый «тотал»:
- когда оценочная стоимость ремонта превышает 70-80% от назначенной максимально возможной страховой суммы;
- если ремонт выполнить технически невозможно или лучше вообще не восстанавливать машину, а сразу отправить на утилизацию.
Эти ситуации можно определить как классические и самые распространенные, но в целом каждый страховщик может иметь свои особенности, которые изначально прописываются в заключенном договоре.
Варианты выплаты по абандону
Опять же, здесь все зависит от конкретного страховщика. Ведь есть такие организации, которые прописывают в договоре возможность оценки гибели автомобиля только некоторыми экспертными организациями. Необходимо уточнить, что данные экспертные организации в этом случае назначаются только самим страховщиком и могут быть недобросовестными или действовать по наводке страховых агентов.
Тогда защита ваших прав в суде займет много времени и будет непросто это сделать.
В плане выплаты может быть предложено несколько вариантов действий:
- Страховщик выплачивает автовладельцу полную компенсацию и забирает автомобиль с исправными запчастями и элементами кузова себе (по предварительной договоренности).
- Страховщик выплачивает компенсацию, но вычитает из этой суммы те годные детали, которые владелец автомобиля хочет оставить себе. Разумеется, проводится оценка стоимости этих запчастей с учетом амортизации, зафиксированной на момент эксплуатации.
- Некоторые страховщики сразу предлагают воспользоваться вторым пунктом, но при этом советуют своих партнеров, которые продают автомобили по запчастям. В этом случае компенсация также подлежит выплате за вычетом проданных деталей.
Какой вариант выбрать, а от чего оформить отказ сразу, решать нужно самостоятельно. Именно поэтому важно понимать, что вправе делать страховщик и какие ее действия уже находятся вне правового поля.
Например, неблагонадежные страховщики могут запросто навязать свои услуги по продаже целых запчастей или по продаже автомобиля без разборки. В этом случае, однако, нужно быть осторожным, так как неизвестно, кто будет участвовать в продаже, в каких отношениях страховщик с этими людьми или организациями, имеют ли они возможность занижать выплаты и стоимость продажи годных частей имущества.
Также очевидно, что в целом «тотальные» выплаты по КАСКО почти всегда довольно высоки. Конечно, это питательная среда для разного рода мошенничества и отмывания денег. Это значит, что важно заранее выбрать наиболее уважаемого страховщика с безупречной репутацией и большим опытом работы на рынке.
К ключевым показателям надежности страховщика можно отнести: прозрачный договор, только безналичные формы оплаты КАСКО, минимум попыток навязать свои услуги при наступлении страхового случая.
Сроки выплаты по абандону
Как правило, выплаты по КАСКО при «тотале» производятся в строго оговоренные сроки. Для этого по закону у страховщика есть 30 дней на рассмотрение поданных документов, а затем еще 10 рабочих дней на перевод средств автовладельцу.
Как известно, сегодня компании предпочитают работать как с безналичными формами компенсации, так и с наличными выплатами. Страховщики часто даже настаивают на системе расчетов наличкой — так гораздо проще вести переговоры, это также делает перевод денег менее прозрачным для регулирующих органов. В какой-то степени можно утверждать, что уважающие себя компании будут строго работать с зачислениями на карту.
Ну а насчет того, когда начинается отсчет времени на выплату, все намного яснее. Все страховщики придерживаются правила, что ожидание выплаты начинается с момента подачи последнего необходимого документа.
Однако с подачей документов не все просто. Либо страховщик не разделяет мнение собственника, либо собственник недоволен некоторыми пунктами (например, бывают случаи, когда фирме легче признать «тотал», хотя машина находится на ходу и вообще при желании ее можно успешно восстановить).
Так что вы можете использовать право абандона. Абандон по КАСКО — это право собственника добровольно передать права собственности на застрахованное имущество страховой организации, а взамен получить оговоренную в договоре компенсацию. Часто это самый быстрый и простой способ получить деньги и забыть о проблеме.
Несомненным преимуществом абандона в автостраховании по КАСКО является то, что по закону автовладельцу достаточно просто подать соответствующее заявление страховщику, после чего начинается процесс. Но есть и обратная сторона: страховые компании часто пытаются разрешить все случаи абандона в судебном порядке, а это требует много времени и усилий.
Как можно оспорить «тотал»
Если к действиям страховщика возникают вопросы, то других вариантов в этом случае не остается, кроме как:
- Провести независимую экспертизу за свой счет.
- Обратиться в суд (сохраните все чеки и документы об экспертизе для получения компенсации в случае выигрыша дела).
Тотал часто оспаривают, потому что не все страховые фирмы на нашем рынке честны. Бывает, что им проще и даже выгоднее установить «тотал», просто переоценив стоимость ремонта (обратившись к заинтересованному специалисту или воспользовавшись услугами «подконтрольной» службы, а затем восстановив машину и продав ее на рынке).
Однако, если вы сомневаетесь в добросовестности страховщика, вы имеете полное право провести дополнительную оценку самостоятельно. Это делают независимые СТО или официальные дилеры, которые когда-то продали вам автомобиль. Вероятность ошибки меньше, но также важно убедиться, что у проверяющей компании есть официальное разрешение на работу с вашей маркой автомобиля, соответствующие лицензии и разрешения. Так вы всегда сможете доказать свою правоту в любом суде.